«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект: «В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
(Звучит русская народная песня).
Хозяюшка: (Обращение к гостям) Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Пожалуйте пляски да игры смотреть, песни да сказки слушать
Хозяюшка:
Прилетели птицы из-за моря,
Уселись на моем заборе
Песни пели, сказки сказывали.
Одну сказочку я переняла
Да вам, принесла, слушайте!
С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся - радуются, что прошла зима и наступает весна. Итак, начинается Масленица в понедельник. Понедельник называется «встреча». Вторник – «заигрыш». Среда – «лакомка». Четверг – «широкая масленица» или «разгуляй четверг».
Пятница и суббота – были «гостевыми днями». Воскресенье – седьмой и последний день масленицы – был днем «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с масленицей.
Хозяюшка:
Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Так на Руси с песнями, да с плясками и с веселыми играми встречали праздник – «Масленица».
(Русская народная песня «Мы давно блинов не ели…»).
(Слышится крик петуха).
Хозяюшка:
У меня есть дружок
Голосистый петушок.
Маслина головушка
Шелково бородушка.
Поиграть нас зовет
Да скучать нам не дает.
(Русская народная игра «Петушок»).
Трух-трух, трух-трух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Сапоги с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит: кто услышит, тот сидит. Дети останавливаются. «Петушок» кричит: «Кукареку», машет крыльями. Дети приседают
Ку-ка-ре-ку! Всех детей я догоню.
(Петушок догоняет детей).
Петушок: Никого я не догнал, а лишь только я устал. Сяду, посижу на ребяток посмотрю.
Хозяюшка:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам придет матрешка!
Ложки в руки все мы взяли
Вместе дружно заиграли.
(Звучит русская народная песня «На горе-то калина», дети играют на ложках).
Выходит Матрешка:
Здравствуйте, ребятишки!
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
Ноги ходят, ходуном не стоят на месте
Эх, давайте-ка друзья
Мы попляшем вместе.
(Исполняется русская народная пляска).
Матрешка:
В круг скорее все вставайте
Игру со мною начинайте.
(Игра с матрешкой)
Гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят
Кто первый дойдет, колокольчик мой возьмет.
Матрешка:
Есть еще одна игра «Прятки» называется
Глазки закрываются
Игра начинается.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идем тебя искать.
Хозяюшка
Кукла Матрешка нарядна, красива.
Кукла Матрешка - улыбка России.
Чтоб матрешка красовалась.
И на деток любовалась
Нужно всем нам постараться
И портрет ее собрать.
(Дети собирают портрет матрешки).
(Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стих).
Чистые, чудные звуки любо душою ловит (слайд1)
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой (слайд3)
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
1. Оргмомент. Мотивация.
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. Густой и сильный, его называю колокольным звоном.
- Как вы думаете, где находятся колокола?
(На колокольне, в звоннице).
- Правильно.(слайд 4) Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
- А кто звонит в колокола?
(Звонарь)
- Звонарь – (слайд 5) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.
И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.
11. Сообщение темы. Цели урока.
- Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача - понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах - это ритм и характер.
1. - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи. ( слайд 6)
Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.
Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.
В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 8)
Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления.
(читает Павлова Н.)
«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.
Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».
(Слушаем пасхальный звон 1.30).
- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?
- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.
- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?
- А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)
2. - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.
-Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора
(слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона?
(Слушаем Софийский звон 3.11).
- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).
- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
3. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
- Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?
(Слушают «Вечерний звон» 2.18).
- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или3? (После утверждения детей слайд15)
- Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по - новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).
1V. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.
- Какой звон вам понравился больше? Почему?
V. Итог.
Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."
Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
занятие-развлечение для детей подготовительной группы....
"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....
Родительское собрание - Игровая викторина "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу"
Родительское собрание "Викторина"...