Колесо истории
план-конспект занятия (старшая группа)

Растрыгина Любовь Рафаиловна

ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_istorii.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 « Надежда»

 город Смоленск

Колесо истории

 игра-викторина

«Мой любимый город Смоленск»

для детей 5-6 лет

Составили:

воспитатель

старшей группы Растрыгина Л.Р.

 Конспект игры-викторины «Мой любимый город Смоленск» для детей 5-6 лет

Цель: ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края

Задачи:

1.     Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста об истории и культуре родного города Смоленска.

2.     Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.

3.     Развитие внимания, памяти, логического мышления детей.

Оборудование: компьютер, колонки, DVD-проектор, экран, презентация «Мой город Смоленск», аудиофайлы (гимн города Смоленска; песня «Колокола» муз. Писаренко, стихи Клочкова; народная мелодия (балалайка); колокольный перезвон), видеопрезентация «Город Смоленск», шапочки-маски с изображением крепостной стены по количеству детей.

Ход

Дети под музыку входят в музыкальный зал.                                                                                                               

Педагог:

- Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на игру-викторину игру - викторину «Мой любимый город Смоленск ».
Для этого мы с вами разделились на две команды.
   Слайд 1
Команда «Знайки»
РЕЧЁВКА: «Если много хочешь знать,
Много должен ты читать.
Всем вокруг пора сдаваться,
Против нас не удержаться!»
Команда «Почемучки»
РЕЧЁВКА: « Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на ты.
«Почему» - вопрос любимый
Помогает нам расти!»
Наша викторина пройдет под девизом: «Живи, увлекайся, но помни одно, что дружба на свете дороже всего»!
Прошу команды занять свои места, за каждый правильный ответ команда получит фишку.
Задание №1 «Разминка»
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу России?
- Что означает слова малая Родина?
- Как называется наш город, в котором мы живем ?
- Как называются жители нашего города?
-
На берегу какой реки расположен Смоленск? (на реке Днепр)

 

Педагог:

- У верхних берегов Днепра на семи холмах Смоленской возвышенности расположился небольшой город, принёсший славу России. История города насчитывает множество веков. Когда-то на его месте был перевалочный пункт, на котором смолили лодки гордые варяги. Ремесленники, выполнявшие работы, дали название будущей крепости.                                                                                                                                         Слайды 2-3

Дети читают стихотворение «Город-герой Смоленск», автор Любовь Чумаченко

1 ребенок:

Стоит как будто неприметный                                                                    Слайд 4

Обычный город на холмах,

Поэтами не раз воспетый,

Смоленск, прославленный в веках.

2 ребенок:

Блеск златоглавых куполов

И стен жемчужных ожерелье,

И благовест колоколов -

Времён древнейших украшенье...

3 ребенок:

С лихвой досталось лихолетья,

Пал жребий тягостный на град,

Вся летопись хранит столетья

Заслуженных побед, наград...

4 ребенок:

Стоит на страже, как и прежде,

Над величавою рекой

То весь в цветах, то в шубке снежной

Защитник, город наш Герой...

5 ребенок:

Там рощ берёзовых дыханье,

Там с клёном шепчут тополя,

Рябины алое мельканье,

Там льётся песня соловья...

6 ребенок:

Вокруг зеркальные озёра

И нити серебристых рек,

Старинной росписи узоры -

Наследие прошедших лет... 
                                       

Педагог:

- Каменная крепостная стена была возведена на месте старой крепости. На протяжении сотен лет стена защищала западные границы Российского государства от врагов и является символом города Смоленска.                                                

                                                                                          Слайд 5                                            

Задание 2

Вопросы:                                                                                         Слайд 6                                             

2. Назовите какие вы знаете башни смоленской крепости. (башня Веселуха, башня Громовая, башня Орел, башня Воронина)                                                      Слайды 7-10

3. Какая птица изображена на флаге и гербе города Смоленска? (птица Феникс)  

                                                                                                                             Слайды 11-12

4. На гербе города Смоленска представлено большое количество деталей, назовите их?

1.     Французский щит с изображением пушки и птицы;

2.     Шапка Мономаха, украшенная драгоценными камнями, соболиным мехом;

3.     Золотая пятиконечная звезда, символ Смоленска, города-героя;

4.     Два красных знамени с вензелями;

5.     Ленты, связанные с награждением города орденами;

6.     Достаточно редко встречающийся в российской геральдике девиз.

 Задание №  3Назовите улицы нашего города.

Воспитатель: Ребята, называть улицы вы будете по очереди. Сначала одна команда, потом другая. За каждую названную улицу команда получает фишку. Та команда, у которой окажется больше фишек, получает балл за это задание.

Педагог:

- Французские войска, вступая на русскую землю, сразу же очутились под Смоленском. На крепостных стенах города русские солдаты мужественно отражали атаки неприятеля. В результате длительных боев, удалось выиграть время и сорвать замыслы неприятеля разгромить русскую армию.                                                                         Слайд 14                  

              

- Великая Отечественная война принесла очередные разрушения. Однако битва под Смоленском надолго задержала фашистов на пути к Москве. Город пережил оккупацию, был почти уничтожен, погибло множество людей. Однако после войны был восстановлен. За сопротивление фашистам Смоленск получил звание города героя.                                                                                                                                                                        Слайд 15

 

Вопросы:

1.     Назовите день освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков? (25 сентября)

2.     Где находится вечный огонь в Смоленске? (Сквер памяти героев)

 Задание №3 Подберите пару.

Воспитатель: У нас на панно расположены цветные фотографии с изображением зданий нашего города, я вам сейчас раздам чёрно – белые фотографии с изображением тех же зданий нашего города, а вам нужно подобрать пару, и прикрепить фотографию снизу.

Задание №4. Отгадайте загадки.

Воспитатель: Я вам загадаю загадки о людях разных профессий которые заботятся о красоте, порядке в городе и о здоровье наших жителей.

Отвечать команды будут по очереди, за каждый правильный ответ команда получает фишку. У какой команды будет фишек больше, та команда зарабатывает балл. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины.

(врач)

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой,

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой.

(дворник)

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом.

(строители)

У него серьёзный вид,

За порядком он следит.

Ясным днём, ночной порой

Охраняет наш покой.

(полицейский)

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль – один, мы набираем,

Его на помощь позовём.

(пожарный)

Динамическая пауза

- Я хочу на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть! - А вы, дети? - Мы хотим на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть. Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты. (Дети встают на одно колено). Заводим моторы: т - т - т - т - т - т (Круговые движения перед собой). Моторы разогреваются: д - д - д - д - д - д. Взлет!(подняться). Полетели: з- з- з - з - з- з -з (громко - тихо). Скажем громко, отчетливо, ясно: - Быстрокрылый мощный ТУ, Набирает высоту. Он летит все выше, выше, Превратились в точки крыши. Самолеты на посадку: с- с- с - с - с.
- Каким мы увидели свой город с высоты, узнаем, поиграв в игры.
Дидактическая игра «Один - много» (с мячом)
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно- окна, клумба- клумбы, забор- заборы, магазин- магазины, школа- школы, театр -театры

Педагог:

- Познакомиться с основными достопримечательностями Смоленска можно, гуляя пешком. Древний город, раскинувшийся на зеленых холмах, с удовольствием расскажет вам свою историю.

Смоленский Успенский собор и крепостная стена — это настоящие самобытные символы Города-Героя.                                                                                                         Слайд 16

Звучит колокольный перезвон.

 

Ведущий:

- Смоленщина является родиной многих известных ученых, деятелей культуры и искусства. Сейчас ребята-экскурсоводы расскажут о некоторых наших знаменитых земляках.

1 ребенок:

1. Как зовут архитектора смоленской крепости? (зодчий Федор Конь)

Михаил Иванович Глинка, известный в мире композитор, принесший нашей стране музыкальную славу.                                                                                                  Слайд 17

 

2 ребенок:

Наш земляк, Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.  В городе Смоленске стоит памятник космонавту.                                                                                                                                               Слайд 18

 

3 ребенок:

В честь знаменитого поэта Михаила Васильевича Исаковского названа одна из центральных улиц города Смоленска.  В городе Смоленске стоит памятник поэту.                                                                                                                                                      Слайд 19

4 ребенок:

Павел Степанович Нахимов посвятил себя служению Отечеству, став его защитником на морских рубежах. В Смоленске его именем назван музей и одна из центральных улиц.                                                                                                                                              Слайд 20

 

5 ребенок:

Наш земляк, Николай Михайлович Пржевальский известный путешественник и ученый. Он описывал природу, изучал различные виды животных и птиц. В Смоленске в честь Пржевальского названа улица.

                                                                                                                                  Слайд 21

6 ребенок:

Александр Трифонович Твардовский один из любимейших поэтов России в послевоенные годы. В городе Смоленске стоит памятник поэту и его литературному герою Теркину.                                                                                                                                                  Слайд 22

 

Педагог:

- Сегодня Смоленск является красивым культурным, промышленным и административным центром России, крупным железнодорожным узлом, соединяющим Россию со многими зарубежными государствами.

Мы рады приветствовать гостей в нашем городе!

Видеопрезентация «Город Смоленск»

Задание №5 ( конкурс капитанов)  «Загадочная викторина»
Отгадайте-ка, ребятки, Вы о городе загадки. Я начну стихи читать,
Вам придется продолжать.
1. Шумят повсюду поезда, И едут люди кто куда. Со всех сторон, со всех концов, Кто ждет прибытия поездов. Того мы приглашаем в зал, Что называется …/вокзал/ 2. В нем есть картины удивительные, Картины редкие и восхитительные. Но покупать их не позволят. Не потому, что много стоят. Ведь это клад страны моей, Не магазин здесь, а…./музей/
3. Здесь можно опустить письмо, Отправить телеграмму. По телефону позвонить, В командировку маме. Ты можешь здесь купить конверт, Послать посылку срочно. Всем передать большой привет, Ведь это здание…/почта/
4. Люди в белом, не скучают, Не сидят без дела, Курс леченье назначают, Эти люди в белом. Если кто-то заболел все идут лечиться, В городскую, областную, Детскую…/больницу/
5. Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том, дом детишкам очень рад, что же это? ... /детский сад/
6. Если холодильник пуст, Кушать, если нечего, Нет ни хлеба, ни капусты, Масла нет и гречки. Ты сюда входи скорей, И бери корзину, Покупай, что по вкуснее, В нашем…/магазине/

Педагог:

- Вот и подошла к концу игра-викторина. Мы вспомнили историю нашего родного города и теперь вы сможете рассказать о Смоленске своим друзьям.

Под музыку дети уходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему :"Колесо истории".

Выявиь и закрепить знания детей об историческом прошлом г. Альметьевска ; воспитывать интерес  и любовь к родному городу; развивать творческое вооброжение , память, речь....

Интеллектуальная игра "Колесо истории"

Закрепить знания о родном городе, государственных символах (герб), о многонациональности нашей Родины. Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родному краю....

"Колесо истории: город Екатеринбург"

Викторина для детей подготовительной группы как итоговое мероприятие в комплексно-тематическом планировании. тема "Наш город"....

Игра "Колесо истории"

Знакомство  родителей с историческим прошлым поселка,  с основными  историческими событиями, памятными местами родного поселения....

ГМО 2012 Конспект по развитию речи "Колесо истории"

Познакомить детей с историей г Подольска,  1. История создания г Подольска,2. Русские Богатыри.3. Ночной таран В Талалихина4. Героический подвиг подольских курсантов.5 Именной указ Екатерины...

Викторина "Колесо истории"

Викторина для детей подготовительной группы...

Игра-занятие "Колесо истории"

Данное занятие-игра является составной частью разработанной мной программы «Родной свой край люби и знай»....