Игра-занятие "Колесо истории"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие-игра является составной частью разработанной мной программы «Родной свой край люби и знай».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательная деятельность краеведческого характера | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия-игры «Колесо истории»
Информация об авторе:
Комарова Лариса Николаевна, заместитель директора по дошкольному образованию, воспитатель, МАОУ Колесниковская СОШ
Аннотация:
Данное занятие-игра является составной частью разработанной мной программы «Родной свой край люби и знай». Написание данных материалов продиктовано необходимостью единства воздействия на нравственную, эмоциональную, интеллектуальную, действенно - практическую сферы личности ребенка. В основе лежит необходимость так руководить процессом воспитания любви к Родине, чтобы дошкольника волновало настоящее и будущее своей Отчизны.
Основная цель программы: воспитание чувства гордости, любви к родному краю, к его историческому прошлому, развитие познавательных интересов.
Целевая аудитория:
Дети дошкольного возраста 6-7 лет и их родители
Персонажи:
Две команды детей по 5 человек, ведущий.
Материалы и оборудование, расходные материалы:
2 шкатулки, камешки разной величины, колесо, елочная гирлянда, красная, желтая, зеленая дорожки, большие бумажные куклы Проша, Настя, Будя, разные вещи, относящиеся к прошлому, будущему;
кубик - бросайка с изображением животных (мамонт, северный олень, носорог, антилопа, крокодил и т.д);
атрибуты к сценке (сеть, нитки, иголки, "лук", "копье", предметы для кубиков ("чум", гребень, скребок, спичка. носовой платок, игла, ручка, вата, булавка, ложка, гвоздь, мыло);
картинки с изображением воинов, оружия, доспехов, лодки (струга);
стенд для подсчета верст, кружки 3-х цветов по 8 шт.;
значки по количеству детей;
магнитофон, мелкие призы.
Музыкальный материал:
Легкая фоновая музыка
Основное содержание:
- Здравствуйте! Сегодня наша игра посвящена прошлому нашего края, его непростой истории.
- Для начала предлагаем вашему вниманию "Северный танец".
- А теперь позвольте представить наших игроков. Прошу игроков занять места на игровой дорожке соответственно цвету вашего значка. Вам предстоит пройти длинный путь - много верст, а пройденные версты я буду отмечать на этом стенде. Итак, в путь.(под музыку вращается колесо, игроки на месте имитируют ходьбу).
- Напоминаю правила игры:
- Можно подсказывать игрокам своей команды.
Наше колесо остановилось. Если цвет колеса совпадает с цветом дорожки, те игроки получат приз и дополнительную версту.
I тур.
1) Ребята, в этой чудесной шкатулке лежат разные камешки. Кто вытащит большой, тот имеет право первым отвечать на мой вопрос. Первыми отвечают игроки, стоящие на дорожке.
Начнем с мало известного: что такое история? Я предлагаю вам три варианта ответа, а вы выберите, пожалуйста, правильный вариант (или варианты) ответа. Будьте внимательны.
а) История - наше настоящее;
б) История - расследование, следы прошлого, наша точка опоры;
в) История - наука о зверях.
Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эти варианты? (т.к история - это расследование, труд историка похож на труд следователя; историк отыскивает следы, оставленные много тысяч лет назад человеком; это наше прошлое, когда люди жили совсем не так, как сейчас); прошлое не исчезает, оно остается с нами. Самое важное мы не только помним, но и используем. Из прошлого мы черпаем знания; это наша точка опоры; история восстанавливает связь времен; мы учимся смотреть на настоящее из будущего; история - наука о прошлом.)
- Молодцы! Все игроки ответили правильно, т.е прошли одну версту (помещаю на стенде кружок).
2) Вношу больших бумажных кукол - Прошу, Настю и Будю).
Вы узнали наших гостей? Я приготовила для них подарки, но они все перепутались. Помогите разобрать подарки: вам нужно из этих вещей выбрать и положить к Проше то, что относится, на ваш взгляд, к прошлому, Насте - к настоящему, Буде - к будущему.
(Проше - альбом с фотографиями, кукла из носка, деревянная ложка, желтый лист, пластинка)
Насте: рисунок, шарф, бусы.
Буде: необычная посуда, техника, фотографии с выставки моды, машин)
(Подводим итоги)
3) Проша, Настя и Будя вами довольны и оставили нам в подарок кубик - бросайку.
Ребята, я буду бросать кубик, а вы посмотрите на картинки и ответьте, какие животные жили в нашем крае?
(после того, как океан отступил жили антилопы, жирафы, газели; после оледенения - гигантские мамонты, шерстяные носороги, северные олени.
(Все игроки прошли по одной версте)
Игра со зрителями.
- Я начну, а вы заканчивайте:
* Я живу ( в Тюменской области, в России, в Сибири, в суровом крае, на юге Тюменской области, в Тюмени);
* Первые племена нашего края это (сапыри);
* Жилище сапыров называлось (чум);
* Сапыри варили (похлебку из рыбы и приправляли кореньями);
* Оружие и предметы быта сапыри изготовляли (из бивней мамонта и оленьих рогов, т.к легки в изготовлении);
* Соседи сапыров (монголо-татары);
* Еда и занятия монголо-татар (сушеное мясо ели, пили кумыс; разводили лошадей, ловили рыбу, стреляли из лука, сеяли пшеницу);
* Из чего сапыри плели сети? (из волокон крапивы);
* Ханство на территории нашего края называлось (сибирское);
* Что означает слово "крепость"? (укрепленный город, окруженный валом, оврагом);
* Слово "Сибирь" произошло (от названия племени "сапыри")
(Кручу колесо. Если цвет колеса совпадет с цветом дорожки, игроки получат приз и 1 версту).
II тур
1) Сценка. "Утро в племени сапыров"
У очага сидят несколько мужчин и женщин.
- Хороша похлебка. Сейчас возьмем копья с длинными костяными наконечниками, луки и отправимся на охоту.
- А я пойду к озеру, но позже. Сеть немного порвалась. Починить надо бы.
Женщины сидят молча, готовят нитки, иголки.
- Сегодня закончу лук, осталось тетиву натянуть.
- Ребята, вы посмотрели сценку. Вот так или примерно так жили люди, первыми поселившиеся в нашем Суровом крае. Это племена сапыри. Давайте немного поговорим о них. Из пяти предметов выберите те, которые были необходимы сапырям и расскажите, с чем они охотились, а что использовали в быту?
(снимаю салфетки и предлагаю для каждой команды игроков по 5 предметов:
а) чум, гребень, скребок, спичка, носовой платок
б) игра, дротик, ручка, вата, булавка
в) ложка, сеть, гвоздь, мыло, нож
- Кто правильно ответил на вопрос, прошел 1 версту.
Спортивно-оздоровительная пауза
(звучит спокойная музыка)
Кажется, начался "клеевой" дождик. Вставайте друг за другом и держитесь за плечи впереди стоящего.
Сейчас мы попробуем преодолеть различные препятствия, словно мы из племени сапыри. Только, чур, от своего партнера не отцепляйтесь.
-Обогнем "широкое озеро",
-Проберемся через "дремучий лес",
- Спрячемся от "диких животных"
2. Внимание! Воины! Каждой команде я покажу картинку, а вы правильно ответьте, что на ней изображено.
а) Воины -Кучум, Ермак; лодка Ермака - струг;
б) Оружие - копья, стрелы, лук, сабля.
в) Доспехи - шлем, панцирь; огнестрельное оружие: ружье, пищали.
Объявить, кто из игроков прошел 1 версту.
Игра со зрителями.
Подтвердите свои знания о прошлом нашего края стихами.
1.Следы на снегу, на песке, на бумаге…
Ручьи на земле оставляют овраги.
Дождь лужу оставил, огонь - угольки,
Дома и дороги - след чудо - руки.
Гнездо, муравейник, нора - тоже след.
По ним мы узнаем, кто жил, кто сосед.
Здесь насмерть стояли дружины, полки.
И это следы человечьей руки.
2. Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшки
Кувшины, чашки, плошки
А чтоб живот не набивать
Корзины сплел, лукошки.
3. И человек, меняя мир,
Сам в мире изменился.
Придумал чудо - инструмент
Держал его в секрете
Теперь уже владеют им
И взрослые и дети.
4. Человек всегда искал защиту
От огня, от снега, от зверей
От врагов жестоких, ненасытных
От укусов ядовитых змей.
5. Шил одежду, возводил жилище,
Без конца себя вооружал
Опасался незнакомой пищи
А еще помощников искал.
Стала другом верная собака
От погони вражьей конь спасал.
6. Не всем, осталось,
Мы можем гордиться,
Меняется время,
Меняются лица,
Меняется облик страны,
городов-
Безбрежный простор
Рукотворных следов.
3) Сейчас зрители зададут вопрос игрокам каждой команды. За правильный ответ присуждается одна верста.
- Красные игроки, внимание! Угадайте по жеста и мимике, по движениям кто это и расскажите. (богатырь - воин, предводитель)
- Для зеленых игроков вопрос задаст Оля.
(человек из племени сапыри)
- Для желтых игроков:
(современный человек)
А теперь подведем итоги нашей игры "колесо истории". Я приглашаю всех игроков подойти ко мне. Сосчитаем, кто прошел больше верст. Мы аплодируем всем игрокам "Колеса истории".
(Если у всех игроков одинаковое количество верст, выберем для суперигры игроков по жребию при помощи камешков. У кого окажется в руке крупный камешек, тот и вступает в суперигру.)
Суперигра.
Вы прошли больше верст, и я предлагаю вам сыграть в суперигру. Встаньте, пожалуйста, на свою дорожку и послушайте, что делать дальше.
Вам нужно найти до суперприза, который находится в этой малахитовой шкатулке. Но чтобы до нее дойти, надо будет, ответить на три вопроса, выбрав правильный вариант ответа.
1 вопрос:
Ермак - это (правитель, предводитель, президент).
На чем отправился Ермак в Сибирское ханство? (на лошади, пешком, на яхте, на олене, на струге)
- Верно! За правильный ответ вы получаете приз и право сделать один шаг навстречу суперпризу.
2 вопрос:
Что обозначает слово "Ермак"? (бачок, котел, котлован)
Численность дружины Ермака? (200 человек, 500 человек, 100 человек)
Вы снова на верном пути! Получайте приз и делайте еще один шаг.
3 вопрос:
Вспомните, пожалуйста, слова Ермака, сказанные им перед походом в Сибирское ханство.
("Слава наша вечна будет!")
1 вариант.
Дети, смотрите, малахитовая шкатулка открывается. Если с нами она заговорит, значит, вы ответили правильно. Заговорила! Правильно! (Шкатулка открывается. Прошу всех оставаться на своих местах. Музыкальные огоньки (фейерверк). Достаем суперприз.) Приветствуем победителя аплодисментами.
2 вариант.
К сожалению, вы не смогли ответить на мой вопрос. А вы хотите посмотреть, что было бы, если бы вы угадали. Пойдемте, посмотрим.
Музыкальные огоньки (фейерверк). Я хочу, чтобы зрители аплодировали победителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов
Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...
Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".
Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...
Проект "История моей семьи в истории моей страны"
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....