Игра-занятие "Колесо истории"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Комарова Лариса Николаевна

Данное занятие-игра является составной частью разработанной мной программы «Родной свой край люби и знай». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия-игры «Колесо истории»

Информация об авторе:

Комарова Лариса Николаевна, заместитель директора по дошкольному образованию, воспитатель, МАОУ Колесниковская СОШ

Аннотация:

Данное занятие-игра является составной частью разработанной мной программы «Родной свой край люби и знай». Написание данных материалов продиктовано необходимостью единства воздействия на нравственную, эмоциональную, интеллектуальную, действенно - практическую сферы личности ребенка. В основе лежит необходимость так руководить процессом воспитания любви к Родине, чтобы дошкольника волновало настоящее и будущее своей Отчизны.

Основная цель программы: воспитание чувства гордости, любви к родному краю, к его историческому прошлому, развитие познавательных интересов.

Целевая аудитория:

Дети дошкольного возраста 6-7 лет и их родители

Персонажи:

Две команды детей по 5 человек, ведущий.

Материалы и оборудование, расходные материалы:

2 шкатулки, камешки разной величины, колесо, елочная гирлянда, красная, желтая, зеленая дорожки, большие бумажные куклы Проша, Настя, Будя, разные вещи, относящиеся к прошлому, будущему;

кубик - бросайка с изображением животных (мамонт, северный олень, носорог, антилопа, крокодил и т.д);

атрибуты к сценке (сеть, нитки, иголки, "лук", "копье", предметы для кубиков ("чум", гребень, скребок, спичка. носовой платок, игла, ручка, вата, булавка, ложка, гвоздь, мыло);

картинки с изображением воинов, оружия, доспехов, лодки (струга);

стенд для подсчета верст, кружки 3-х цветов по 8 шт.;

значки по количеству детей;

магнитофон, мелкие призы.

Музыкальный материал:

Легкая фоновая музыка

Основное содержание:

- Здравствуйте! Сегодня наша игра посвящена прошлому нашего края, его непростой истории.

- Для начала предлагаем вашему вниманию "Северный танец".

- А теперь позвольте представить наших игроков. Прошу игроков занять места на игровой дорожке соответственно цвету вашего значка. Вам предстоит пройти длинный путь - много верст, а пройденные версты я буду отмечать на этом стенде. Итак, в путь.(под музыку вращается колесо, игроки на месте имитируют ходьбу).

- Напоминаю правила игры:

- Можно подсказывать игрокам своей команды.

        Наше колесо остановилось. Если цвет колеса совпадает с цветом дорожки, те игроки получат приз и дополнительную версту.

I тур.

1) Ребята, в этой чудесной шкатулке лежат разные камешки. Кто вытащит большой, тот имеет право первым отвечать на мой вопрос. Первыми отвечают игроки, стоящие на дорожке.

        Начнем с мало известного: что такое история? Я предлагаю вам три варианта ответа, а вы выберите, пожалуйста, правильный вариант (или варианты) ответа. Будьте внимательны.

а) История - наше настоящее;

б) История - расследование, следы прошлого, наша точка опоры;

в) История - наука о зверях.

        Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эти варианты? (т.к история - это расследование, труд историка похож на труд следователя; историк отыскивает следы, оставленные много тысяч лет назад человеком; это наше прошлое, когда люди жили совсем не так, как сейчас); прошлое не исчезает, оно остается с нами. Самое важное мы не только помним, но и используем. Из прошлого мы черпаем знания; это наша точка опоры; история восстанавливает связь времен; мы учимся смотреть на настоящее из будущего; история - наука о прошлом.)

- Молодцы! Все игроки ответили правильно, т.е прошли одну версту (помещаю на стенде кружок).

2) Вношу больших бумажных кукол - Прошу, Настю и Будю).

Вы узнали наших гостей? Я приготовила для них подарки, но они все перепутались. Помогите разобрать подарки: вам нужно из этих вещей выбрать и положить к Проше то, что относится, на ваш взгляд, к прошлому, Насте - к настоящему, Буде - к будущему.

(Проше - альбом с фотографиями, кукла из носка, деревянная ложка, желтый лист, пластинка)

Насте: рисунок, шарф, бусы.

Буде: необычная посуда, техника, фотографии с выставки моды, машин)

(Подводим итоги)

3) Проша, Настя и Будя вами довольны и оставили нам в подарок кубик - бросайку.

        Ребята, я буду бросать кубик, а вы посмотрите на картинки и ответьте, какие животные жили в нашем крае?

(после того, как океан отступил жили антилопы, жирафы, газели; после оледенения - гигантские мамонты, шерстяные носороги, северные олени.

(Все игроки прошли по одной версте)

Игра со зрителями.

- Я начну, а вы заканчивайте:

* Я живу ( в Тюменской области, в России, в Сибири, в суровом крае, на юге Тюменской области, в Тюмени);

* Первые племена нашего края это (сапыри);

* Жилище сапыров называлось (чум);

* Сапыри варили (похлебку из рыбы и приправляли кореньями);

* Оружие и предметы быта сапыри изготовляли (из бивней мамонта и оленьих рогов, т.к легки в изготовлении);

* Соседи сапыров (монголо-татары);

* Еда и занятия монголо-татар (сушеное мясо ели, пили кумыс; разводили лошадей, ловили рыбу, стреляли из лука, сеяли пшеницу);

* Из чего сапыри плели сети? (из волокон крапивы);

* Ханство на территории нашего края называлось (сибирское);

* Что означает слово "крепость"? (укрепленный город, окруженный валом, оврагом);

* Слово "Сибирь" произошло (от названия племени "сапыри")

(Кручу колесо. Если цвет колеса совпадет с цветом дорожки, игроки получат приз и 1 версту).

II тур

1) Сценка. "Утро в племени сапыров"

        У очага сидят несколько мужчин и женщин.

- Хороша похлебка. Сейчас возьмем копья с длинными костяными наконечниками, луки и отправимся на охоту.

- А я пойду к озеру, но позже. Сеть немного порвалась. Починить надо бы.

        Женщины сидят молча, готовят нитки, иголки.

- Сегодня закончу лук, осталось тетиву натянуть.

- Ребята, вы посмотрели сценку. Вот так или примерно так жили люди, первыми поселившиеся в нашем Суровом крае. Это племена сапыри. Давайте немного поговорим о них. Из пяти предметов выберите те, которые были необходимы сапырям и расскажите, с чем они охотились, а что использовали в быту?

(снимаю салфетки и предлагаю для каждой команды игроков по 5 предметов:

а) чум, гребень, скребок, спичка, носовой платок

б) игра, дротик, ручка, вата, булавка

в) ложка, сеть, гвоздь, мыло, нож

- Кто правильно ответил на вопрос, прошел 1 версту.

Спортивно-оздоровительная пауза

(звучит спокойная музыка)

        Кажется, начался "клеевой" дождик. Вставайте друг за другом и держитесь за плечи впереди стоящего.

Сейчас мы попробуем преодолеть различные препятствия, словно мы из племени сапыри. Только, чур, от своего партнера не отцепляйтесь.

        -Обогнем "широкое озеро",

        -Проберемся через "дремучий лес",

        - Спрячемся от "диких животных"

2. Внимание! Воины! Каждой команде я покажу картинку, а вы правильно ответьте, что на ней изображено.

а) Воины -Кучум, Ермак; лодка Ермака - струг;

б) Оружие - копья, стрелы, лук, сабля.

в) Доспехи - шлем, панцирь; огнестрельное оружие: ружье, пищали.

        Объявить, кто из игроков прошел 1 версту.

Игра со зрителями.

        Подтвердите свои знания о прошлом нашего края стихами.

1.Следы на снегу, на песке, на бумаге…

   Ручьи на земле оставляют овраги.

   Дождь лужу оставил, огонь - угольки,

   Дома и дороги - след чудо - руки.

   Гнездо, муравейник, нора - тоже след.

   По ним мы узнаем, кто жил, кто сосед.

   Здесь насмерть стояли дружины, полки.

   И это следы человечьей руки.

2. Когда наш предок палку взял,

    Рукою лапа стала.

    Чужую шкуру повязал,

    Клык сделал из металла,

    След в глине превратил в горшки

    Кувшины, чашки, плошки

    А чтоб живот не набивать

    Корзины сплел, лукошки.

3. И человек, меняя мир,

    Сам в мире изменился.

    Придумал чудо - инструмент

    Держал его в секрете

    Теперь уже владеют им

    И взрослые и дети.

4. Человек всегда искал защиту

    От огня, от снега, от зверей

    От врагов жестоких, ненасытных

    От укусов ядовитых змей.

5. Шил одежду, возводил жилище,

    Без конца себя вооружал

    Опасался незнакомой пищи

    А еще помощников искал.

    Стала другом верная собака

    От погони вражьей конь спасал.

6. Не всем, осталось,

    Мы можем гордиться,

    Меняется время,

    Меняются лица,

    Меняется облик страны,

                   городов-

     Безбрежный простор

     Рукотворных следов.

3) Сейчас зрители зададут вопрос игрокам каждой команды. За правильный ответ присуждается одна верста.

- Красные игроки, внимание! Угадайте по жеста и мимике, по движениям кто это и расскажите. (богатырь - воин, предводитель)

- Для зеленых игроков вопрос задаст Оля.

(человек из племени сапыри)

- Для желтых игроков:

(современный человек)

А теперь подведем итоги нашей игры "колесо истории". Я приглашаю всех игроков подойти ко мне. Сосчитаем, кто прошел больше верст. Мы аплодируем всем игрокам "Колеса истории".

(Если у всех игроков одинаковое количество верст, выберем для суперигры игроков по жребию при помощи камешков. У кого окажется в руке крупный камешек, тот и вступает в суперигру.)

Суперигра.

        Вы прошли больше верст, и я предлагаю вам сыграть в суперигру. Встаньте, пожалуйста, на свою дорожку и послушайте, что делать дальше.

        Вам нужно найти до суперприза, который находится в этой малахитовой шкатулке. Но чтобы до нее дойти, надо будет, ответить на три вопроса, выбрав правильный вариант ответа.

1 вопрос:

Ермак - это (правитель, предводитель, президент).

На чем отправился Ермак в Сибирское ханство? (на лошади, пешком, на яхте, на олене, на струге)

- Верно! За правильный ответ вы получаете приз и право сделать один шаг навстречу суперпризу.

2 вопрос:

        Что обозначает слово "Ермак"? (бачок, котел, котлован)

        Численность дружины Ермака? (200 человек, 500 человек, 100 человек)

Вы снова на верном пути! Получайте приз и делайте еще один шаг.

3 вопрос:

        Вспомните, пожалуйста, слова Ермака, сказанные им перед походом в Сибирское ханство.

("Слава наша вечна будет!")

1 вариант.

        Дети, смотрите, малахитовая шкатулка открывается. Если с нами она заговорит, значит, вы ответили правильно. Заговорила! Правильно! (Шкатулка открывается. Прошу всех оставаться на своих местах. Музыкальные огоньки (фейерверк). Достаем суперприз.) Приветствуем победителя аплодисментами.

2 вариант.

        К сожалению, вы не смогли ответить на мой вопрос. А вы хотите посмотреть, что было бы, если бы вы угадали. Пойдемте, посмотрим.

        Музыкальные огоньки (фейерверк). Я хочу, чтобы зрители аплодировали победителю.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов

Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".

Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....