Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_dona.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 56 «Улыбка»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности
В подготовительной группе «Карусель»
Тема: «Народная игрушка Дона»
Составил воспитатель
первой квалификационной категории
Наугольнова И.В.
г. Белая Калитва
Тема: «Народная игрушка Дона»
Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки.
Задачи:
- Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Бессонницу бесшовным способом.
- Продолжать развивать кругозор детей через знакомство с народной куклой, показать красоту и самобытность тряпичных кукол.
- Продолжать формировать трудовые навыки (операции) складывание , сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
- Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.
- Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Непосредственно- образовательная деятельность:
Звучит запись – плачь ребенка. Входит тетушка Аксинья.
- Здорово дневали хозяюшки!
- Слава Богу.
- Ой – ой – ой . а кто это у вас голосит?
Девочки и тетушка Аксинья подходят к люльке, успокаивают дитя – качают люльку!
- Не успокаивается дитя, голосит.
- А вы не знаете, как можно успокоить дитя?
Ответы детей: пожалеть, покачать ,перевернуть на бочек, спеть колыбельную, покормить . взять на руки.
Тетушка Аксинья берет дитя на руки, он успокаивается. Она кладет его в люльку.
- Я знаю в старину крутили куклу – пеленашку, ложили в люльку, для того чтобы она отгоняла злых духов.
Куклу пеленашку можно было свернуть из маминой юбки, утерки (полотенца), рубашки, утирочки (пеленки) .
Такая одежда несла в себе тепло человека и это тепло передавалось кукле, а от куклы к дитю.
- Что у вас под рукой можно найти для куклы – пеленашки?
- Да вот утирочка пойдет?
- Скручиваю утирочка в тугую скруточку или скалочку.
Достаю тесемку из сапетки.
В старину не было красивой тесемочки и использовали бечевочку. Я пользуюсь тесемочкой.
Перехватываю в области шейки потом по талии, перекручу тесьму крестом – получился обережный знак.
Этот крест оберегает дитя от сглазу.
- Вот такая куколка получилась.
- А во что же мы запеленаем куколку?
- Да вот в шалечку.
- Кладу куколку на шалечку. Укутываю куколку со всех сторон. Подогну шалечку , укутаю ножки, чтоб не побежали по дорожке. И перевязываю ленточкой.
Готова кукла – пеленашка. Глаза рисовать не будем, что бы не накликать злых духов.
- А вы знаете: «Сначала такую куклу – пеленашку ложили в пустую люльку, чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом. Гости смотрели на дитя и на куклу, и говорили, обращаясь к кукле: «Ой, до чего кукленок то хорош, чтобы не сглазить дитя».
Запеленали куклу – пеленашку и к дитю в люльку положим.
Успокоился дите, спит сладко. А я вам покажу каких кукол делали в старину.
Кукол мастерили из разных лоскутков, тряпочек, ленточек. Посмотрите, у меня в сапетке есть разноцветные тряпочки, лоскутки, платочки, ниточки. (Выкладываю на стол).
- Рассаживайтесь поудобнее.
Мастерицы выбирали лоскутки, которые им полюбились (понравились).
- Возьмите лоскуток, который вам люб.
- Какой лоскуток тебе, люб?
- Все выбрали лоскутки?
- Мы с вами будем мастерить обрядово – обережную куклу – бессонницу. Эта кукла оберегает сон ребенка.
Обрядово – обережных кукол нельзя было делать в «плохом» настроении, в праздничные дни, в выходные, ночью – по средам и пятницам.
- У вас хорошее настроение?
- И у меня хорошее настроение.
- Давайте вместе сделаем куколку – Бессонницу.
- Для начала нам понадобится желтый платочек.
1. Складываем уголок к уголку
2. Завязываем по узелку на каждом уголке. Что у нас получилось?
3. Раскрываем платочек, в серединку кладем небольшой комочек ваты. (тряпочек, ветоши)
Для крепкого, спокойного сна в старину вместо ваты ложили целебные травы – мяту, чабрец.
4. Дальше делаем три витка, затягиваем ниточку и получилась у куколки головка.
5. Чего не хватает у куколки? Ответы детей
Наденем на куколку цветной лоскуток – сарафан.
Верхний уголок кладем на плечо , заведем за спинку куклы, протягиваем вперед, так же повторяем и с другим уголком. Связываем узелком два конца, переброшенные через спину. Кукла – Бессонница готова.
Каждая кукла со своим характером. Можно уложить ее в кроватку или посадить на подушку.
Девочки могут сыграть своим куколкам колыбельную песенку.
Колыбельная.
- А вот и дите проснулось.
Мамочка, чтобы позабавить малыша, брала его на руки, одевала игрушку «Зайчика на пальчик» и забавляла дитя. Малышу понравилась игрушка. А вам нравится?
Тетушка Аксинья раздает девочкам игрушки «Зайчика на пальчике».
- Хорошие вы хозяйки, мастерицы , руки у вас умелые.
Много кукол можно смастерить из лоскутков. Чтобы вам было сподручно, я вам подарю книги.
Девочки присаживаются. Я начинаю листать.
- Листайте книгу по страничке.
- Вот эту куклу я вам пеленала. Как она называется? (Кукла – пеленашка )
- От чего она оберегает дитя?
- А эта кукла вам знакома? ( Кукла в сарафане).
- А вот эту куклу мы с вами мастерили?( Кукла – Бессонница).
- Почему она так называется? ( Оберегает сон ребёнка)
- Мне пора домой возвращаться. А я к вам еще в гости приду и научу мастерить игрушку «Зайчика на пальчике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дружные игрушки"
Конспект занятия для детей раннего возраста....
конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа
Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Народные мотивы»
Конспект разработан для детей подготовительной группы с целью приобщения детей к истокам народной культуры. Адресован музыкальным руководителям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка»
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цве...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Народные промыслы»
Знакомства детей с изделиями народных промыслов...