Комплексный образовательный проект " Мой край"
проект (старшая, подготовительная группа)

Володина Людмила Леонеровна

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_kratkosrochnyy_obrazovatelnyy_proekt.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный краткосрочный образовательный проект «Мой край»          08.06.2016

Автор проекта:

Володина Людмила Леонеровна,

Воспитатель первой категории

ГБДОУ НАО  «Детский сад с.Несь»,

С.Несь НАО

Актуальность:

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

Вид проекта:  комплексный, краткосрочный, образовательный.

Место проведения: с.Несь Ненецкий автономный округ

Сроки проведения:1 учебный год

Участники:

-дети старшего возраста;

 -воспитатели, инструктор по физической культуре;

- родители детей.

Форма проведения: дневная (интеграция регионального компонента в образовательные области).

Объект: Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.                

Предмет : Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.

Задачи проекта:

Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста  о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.

 Развивать образное представление о прошлом и настоящем родного края.

 Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Уровни представлений детей о родном крае:

Высокий уровень: Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о крае, его истории, природе; проявляет активный позитивный интерес к знакомству с краем – задает вопросы о разных сторонах жизни края, интересуется новыми материалами в развивающем центре. Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему краю, с интересом рисует его, может объяснить. Что ему нравиться в родном поселке, крае, с удовольствием рассуждает, чтобы он хотел изменить в своем поселке (крае), чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о родном крае — его символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о родном крае, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своего края неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием экскурсий, бесед педагога, разговоров детей, мультимедийных презентаций и быстро угасает.  Дошкольник проявляет положительное отношение к родному краю, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в поселке, районе.

Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном крае, может путать названия поселка и города, не знает символики, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни родного края, он не задает вопросов, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об его истории и современности. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родному краю, но оно носит неустойчивый характер.

Поэтапная реализация проекта:

1 этап –постановка целей и задач, определение  направлений образовательной деятельности,  предварительная работа с педагогами, детьми и их  родителями,  составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов, диагностика детей;

2 этап –ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем,  игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.

3 этап –закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения),  экспериментально – поисковой деятельности.  Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.

План ознакомления детей старшего возраста с родным краем

месяц

Ознакомление с жизнью народов ненцев и коми        

Ознакомление с Ненецким автономным округом,

г. Нарьян-Мар

с.Несь

Ознакомление с природой Ненецкого округа

   Цель: Дать представление о жизни народов Севера.

Задачи: Поддерживать интерес к культуре коренных народов . Воспитывать уважение к коренным жителям , их культуре. Способствовать к выражению отношения к жизни народов , к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.        

 

Цель: Развивать интерес к родному селу Несь, городу Нарьян-Мару, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Задачи: Развивать у детей интерес к родному селу Несь, городу Нарьян-Мару, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Содействовать проявлению желания принимать участие в традициях города и горожан и социальных акциях. Формировать у детей представления о символике родного села, города (герб, флаг, гимн). Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному селу.

    Цель: Формировать бережное отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Задачи: Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

с

е

н

т

я

б

р

ь        

 

1.Чтение « Сказки Севера»

2. Экскурсия по селу «Достопримечательности моего посёлка»

3. Беседа

«Ненцы и коми – жители Севера»

1. Собрать гербарий из местных растений

2.НОД «Щедрые дары природы»

3. Акция «Посади дерево»

4. Беседы «Что растёт у нас в лесу?», « Что растёт в тундре»

о

к

т

я

б

р

ь        

 

НОД

« Знакомство с женской одеждой »

Чтение «Сказки Севера»        

 

Рассматривание альбомов «Город Нарьян -Мар», «Мой округ»

Целевые прогулки по улицам села        

 

Выставка изделий из природного материала «Осенняя фантазия»

н

о

я

б

р

ь

        

НОД«Рассказ воспитателя о оленеводах и северных оленях»

Беседа «Коренные жители, их основные занятия»

Чтение «Сказки Севера»        

Целевые прогулки по улицам

НОД «Моё село»

Беседа  «Животные крайнего Севера!»

Акция «Накормите птиц зимой»

д

е

к

а

б

р

ь        

Беседа «Как в тундре живут»

 

НОД «Знакомство с жизнью народов Севера»        

Рисование «Зимний лес»

Беседы «Зимующие птицы Севера»

я

н

в

а

р

ь

Чтение  ненецких сказок

Занятие по народно-характерному танцу (разучивание танца «Мастерица», «Оленёнок»)

НОД «Север России»

Рисование

 «Узоры Севера»

Беседа «Кто нефть добывает»

Чтение «Сказка про Нефтяшечку – замарашечку»Т.Царенко

Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть»        

 

Экспериментирование

«Мох»

Создание макета «Тундра»

ф

е

в

р

а

л

ь

Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера

Развлечение «Подвижные игры Севера»

 

         

Экскурсия в поселковую администрацию

 « Знакомство        с флагом, гербом села»

 

НОД «Нарьян Мар –вчера, сегодня»

Беседа «Как звери и птицы зимуют»

 

КВН «Мы друзья природы»

 

м

а

р

т

        Развлечение « Один день в тундре»

Рисование «Люблю березку русскую»

НОД «Наша родина -НАО  !»

Викторина «Клуб знатоков леса»

а

п

р

е

л

ь        

1.Слушание музыки народов Севера

 2. НОД «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»        

Поэты о моём селе, г.Нарьян -Маре

Беседа «Весна в тундре»

Рисование «Перелётные птицы»

м

а

й

Чтение сказок народов ханты и манси

Физкультурное развлечение «Канин  Мэбэта»

  НОД «Мой родной край»

«Лекарственные растения тундры»

«Первоцветы»

        

Принципы реализации проекта:

Принцип энциклопедичности.

Краеведческий (региональный) принцип.

Принцип интеграции.

Культурологический  принцип – приобщение детей к истокам культуры.

Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Принцип наглядности.

Формы работы:

Экскурсии, уголок краеведения, акции, выставки, развлечения, праздники.

Средства реализации проекта:

Непосредственная образовательная деятельность: краеведение, рисование, аппликация, музыка, хореография, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы  реализации проекта:

 Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок наров Севера, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов коми и ненцев, сюжетно-ролевые игры, экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др.

Работа с родителями:

Консультации, участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, экскурсии,  целевые прогулки по улицам села.

Ожидаемый результат:

Обогащение  и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.

Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.

Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Диагностические методы:

- беседа с детьми на тему «Моя Родина»;

- анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»;

- наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».

Показатели:

особенности представлений о родном крае (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни края или разнообразны);

характер отношения дошкольника к родному краю (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;

проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;

самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Итоги освоения содержания

Достижения ребенка (Что нас радует)

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города.

С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.

Не задает вопросов.

Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.

Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

Результаты внедрения:

В процессе интеграции регионального компонента в образовательные области, были решены поставленные задачи по реализации проектной деятельности. У детей повысился уровень представлений о родном крае: представления о родном крае носят разносторонний характер, дети с удовольствием рассказывают о крае, его истории, природе; проявляют активную позицию в проводимых мероприятиях и акциях. Они с удовольствием рисуют поселок, рассуждают, чтобы хотели изменить в своем поселке, чтобы сделать жизнь в нем лучше и интереснее.

Ресурсы проекта:

I раздел.  Информационно-методический материал: консультации для педагогов и родителей

      «Ознакомление с родным краем», конспекты НОД для детей «Ознакомление с родным краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательно-речевой материал для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Сургут, Сургутский район, историческая справка с фотоприложением «Спустя 25 лет…» (п. Солнечный)

II раздел.   Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Ознакомление с поселком Солнечный», «Одежда народов ханты и манси», дидактические игры «Знаешь ли ты свой поселок», «Профессии людей».

III раздел.  Методическая и художественная литература, уголки краеведения; цветники, огород на территории детского сада.

Литература

Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с.

Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.- 168с.

Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.

Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.

Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург:  ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.

Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей дет.сада/Сост. А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной.  // М.: Просвещение, 1989.- 239с.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. //СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.

Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [программы, конспекты уроков и занятий, методические   рекомендации] – 2005г. – 75с.

Мастера Югры: фондообразователи музея «ТорумМаа»./Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 62с.

Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. / СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.

Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006.   – 52с.

Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.

Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.

С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.

Сказки народов Севера / Сост.Е.Н. Самойлова. Перев. На хант.яз. Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995.- 160с.

Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-152с.

Югра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Образовательный проект «Мой край родной» для детей младшего дошкольного возраста. Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами...

Первые шаги. Апробация комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» в МБДОУ д/с №14 г.Дивногорска Красноярского края

Апробация  комплексной образовательной программы  «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» в МБДОУ д/с №14 г.Дивногорска Красноярского краяПервые шаги. П...

Образовательный проект. «В краю волшебной природы»

Образовательный проект.«В краю волшебной природы»...

Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» на базе МБДОУ д/с № 22

Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» ...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...