Комплексный образовательный проект " Мой край"
проект (старшая, подготовительная группа)
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_kratkosrochnyy_obrazovatelnyy_proekt.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный краткосрочный образовательный проект «Мой край» 08.06.2016
Автор проекта:
Володина Людмила Леонеровна,
Воспитатель первой категории
ГБДОУ НАО «Детский сад с.Несь»,
С.Несь НАО
Актуальность:
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Вид проекта: комплексный, краткосрочный, образовательный.
Место проведения: с.Несь Ненецкий автономный округ
Сроки проведения:1 учебный год
Участники:
-дети старшего возраста;
-воспитатели, инструктор по физической культуре;
- родители детей.
Форма проведения: дневная (интеграция регионального компонента в образовательные области).
Объект: Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.
Предмет : Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.
Задачи проекта:
Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.
Развивать образное представление о прошлом и настоящем родного края.
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам.
Уровни представлений детей о родном крае:
Высокий уровень: Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о крае, его истории, природе; проявляет активный позитивный интерес к знакомству с краем – задает вопросы о разных сторонах жизни края, интересуется новыми материалами в развивающем центре. Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему краю, с интересом рисует его, может объяснить. Что ему нравиться в родном поселке, крае, с удовольствием рассуждает, чтобы он хотел изменить в своем поселке (крае), чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о родном крае — его символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о родном крае, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своего края неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием экскурсий, бесед педагога, разговоров детей, мультимедийных презентаций и быстро угасает. Дошкольник проявляет положительное отношение к родному краю, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в поселке, районе.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном крае, может путать названия поселка и города, не знает символики, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни родного края, он не задает вопросов, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об его истории и современности. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родному краю, но оно носит неустойчивый характер.
Поэтапная реализация проекта:
1 этап –постановка целей и задач, определение направлений образовательной деятельности, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов, диагностика детей;
2 этап –ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем, игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.
3 этап –закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения), экспериментально – поисковой деятельности. Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.
План ознакомления детей старшего возраста с родным краем
месяц | Ознакомление с жизнью народов ненцев и коми Ознакомление с Ненецким автономным округом, | г. Нарьян-Мар с.Несь | Ознакомление с природой Ненецкого округа |
Цель: Дать представление о жизни народов Севера. Задачи: Поддерживать интерес к культуре коренных народов . Воспитывать уважение к коренным жителям , их культуре. Способствовать к выражению отношения к жизни народов , к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
| Цель: Развивать интерес к родному селу Несь, городу Нарьян-Мару, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Задачи: Развивать у детей интерес к родному селу Несь, городу Нарьян-Мару, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Содействовать проявлению желания принимать участие в традициях города и горожан и социальных акциях. Формировать у детей представления о символике родного села, города (герб, флаг, гимн). Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному селу. | Цель: Формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам. Задачи: Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. | |
с е н т я б р ь
| 1.Чтение « Сказки Севера» | 2. Экскурсия по селу «Достопримечательности моего посёлка» 3. Беседа «Ненцы и коми – жители Севера» | 1. Собрать гербарий из местных растений 2.НОД «Щедрые дары природы» 3. Акция «Посади дерево» 4. Беседы «Что растёт у нас в лесу?», « Что растёт в тундре» |
о к т я б р ь
| НОД « Знакомство с женской одеждой » Чтение «Сказки Севера»
| Рассматривание альбомов «Город Нарьян -Мар», «Мой округ» Целевые прогулки по улицам села
| Выставка изделий из природного материала «Осенняя фантазия» |
н о я б р ь |
НОД«Рассказ воспитателя о оленеводах и северных оленях» Беседа «Коренные жители, их основные занятия» Чтение «Сказки Севера» | Целевые прогулки по улицам НОД «Моё село» | Беседа «Животные крайнего Севера!» Акция «Накормите птиц зимой» |
д е к а б р ь | Беседа «Как в тундре живут»
НОД «Знакомство с жизнью народов Севера» Рисование «Зимний лес» | Беседы «Зимующие птицы Севера» | |
я н в а р ь | Чтение ненецких сказок Занятие по народно-характерному танцу (разучивание танца «Мастерица», «Оленёнок») НОД «Север России» Рисование «Узоры Севера» | Беседа «Кто нефть добывает» Чтение «Сказка про Нефтяшечку – замарашечку»Т.Царенко Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть»
| Экспериментирование «Мох» Создание макета «Тундра» |
ф е в р а л ь | Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера Развлечение «Подвижные игры Севера»
| Экскурсия в поселковую администрацию « Знакомство с флагом, гербом села»
НОД «Нарьян Мар –вчера, сегодня» | Беседа «Как звери и птицы зимуют»
КВН «Мы друзья природы»
|
м а р т | Развлечение « Один день в тундре» | Рисование «Люблю березку русскую» НОД «Наша родина -НАО !» | Викторина «Клуб знатоков леса» |
а п р е л ь | 1.Слушание музыки народов Севера 2. НОД «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда» | Поэты о моём селе, г.Нарьян -Маре | Беседа «Весна в тундре» Рисование «Перелётные птицы» |
м а й | Чтение сказок народов ханты и манси Физкультурное развлечение «Канин Мэбэта» | НОД «Мой родной край» | «Лекарственные растения тундры» «Первоцветы» |
Принципы реализации проекта:
Принцип энциклопедичности.
Краеведческий (региональный) принцип.
Принцип интеграции.
Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Принцип наглядности.
Формы работы:
Экскурсии, уголок краеведения, акции, выставки, развлечения, праздники.
Средства реализации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность: краеведение, рисование, аппликация, музыка, хореография, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы реализации проекта:
Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок наров Севера, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов коми и ненцев, сюжетно-ролевые игры, экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др.
Работа с родителями:
Консультации, участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, экскурсии, целевые прогулки по улицам села.
Ожидаемый результат:
Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
Диагностические методы:
- беседа с детьми на тему «Моя Родина»;
- анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»;
- наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».
Показатели:
особенности представлений о родном крае (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни края или разнообразны);
характер отношения дошкольника к родному краю (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;
самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Итоги освоения содержания
Достижения ребенка (Что нас радует)
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.
Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
Не задает вопросов.
Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Результаты внедрения:
В процессе интеграции регионального компонента в образовательные области, были решены поставленные задачи по реализации проектной деятельности. У детей повысился уровень представлений о родном крае: представления о родном крае носят разносторонний характер, дети с удовольствием рассказывают о крае, его истории, природе; проявляют активную позицию в проводимых мероприятиях и акциях. Они с удовольствием рисуют поселок, рассуждают, чтобы хотели изменить в своем поселке, чтобы сделать жизнь в нем лучше и интереснее.
Ресурсы проекта:
I раздел. Информационно-методический материал: консультации для педагогов и родителей
«Ознакомление с родным краем», конспекты НОД для детей «Ознакомление с родным краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательно-речевой материал для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Сургут, Сургутский район, историческая справка с фотоприложением «Спустя 25 лет…» (п. Солнечный)
II раздел. Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Ознакомление с поселком Солнечный», «Одежда народов ханты и манси», дидактические игры «Знаешь ли ты свой поселок», «Профессии людей».
III раздел. Методическая и художественная литература, уголки краеведения; цветники, огород на территории детского сада.
Литература
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с.
Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.- 168с.
Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.
Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.
Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей дет.сада/Сост. А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной. // М.: Просвещение, 1989.- 239с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. //СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации] – 2005г. – 75с.
Мастера Югры: фондообразователи музея «ТорумМаа»./Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 62с.
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. / СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.
Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006. – 52с.
Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.
Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
Сказки народов Севера / Сост.Е.Н. Самойлова. Перев. На хант.яз. Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995.- 160с.
Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-152с.
Югра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....
Образовательный проект «Мой край родной» для детей младшего дошкольного возраста. Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами...
Первые шаги. Апробация комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» в МБДОУ д/с №14 г.Дивногорска Красноярского края
Апробация комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» в МБДОУ д/с №14 г.Дивногорска Красноярского краяПервые шаги. П...
Образовательный проект.«В краю волшебной природы»
Образовательный проект.«В краю волшебной природы»...
Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» на базе МБДОУ д/с № 22
Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» ...
Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»
Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота, без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...