Образовательный проект "Сокровища края – народа наследие"
проект

Носевич Юлия Николаевна

Целью проекта стало проведение серии мероприятий по знакомству с историей, природными особенностями, административно-территориальном устройством и народной культурой Красноярского края, используя масштабные народные игры и игрушки для детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский  сад № 102 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей»

660028  г. Красноярск  ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,

660028  г. Красноярск  ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60

Электронная почта: dou102@mail krsk.ru

Сайт: https://dou102.gosuslugi.ru/ 

Проект «Сокровища края – народа наследие»

Направлении «Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования»,

Сроки реализации проекта: 01.05.2024-30.09.2024

Авторы:

Носевич Юлия Николаевна,

старший воспитатель высшей кв. категории

г. Красноярск

2024 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования, одно из приоритетных направлений государственной политики.

Каждое поколение смотрит на одни и те же вещи по-разному, многое для себя заново открывая и переоценивая. Детям интересны предметы старинного быта, игрушки, игры, история их возникновения и практическое применение. То, что для более старших поколений является привычным, знакомым и понятным, для современных детей – новое, неизведанное, любопытное.

Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Игра – это неотъемлемая часть детства. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект, фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.

Результаты опроса среди жителей Железнодорожного района города Красноярска с целью выявления предпочтений к играм и игрушкам, показал, что почти 90% современных взрослых в своем детстве любили играть в дворовые игры. В это же время почти 30% современных детей предпочитают компьютерные игры и 60% настольные игры, а дворовые игры отмечают лишь 10%. Кроме того, наиболее известными дворовыми играми обозначились «Лапта» (81%) и «Городки» (79%). А про такие игры как «Баклуши», «Бирюльки», «Кубари» и «Бабки» знают лишь 2-4 % опрашиваемых. Но при этом порядка 30-40% хотели бы с этими играми познакомиться и поиграть в них. Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод: к сожалению, мы потеряли целый культурный пласт, связанный с национальной культурой, раскрывающей роль игры и игрушки в развитии ребёнка.

Современная простая, но яркая, фабричная, типичная, доступная игрушка вытеснила уникальные, порой единственные в своём роде, развивающие игрушки, в которые играли ещё наши бабушки и дедушки. Современные дети, а порой и их родители, зачастую незнакомы с многообразием, функциями, педагогической значимостью русской народной игрушки и игры.

Таким образом, целью проекта стало проведение серии мероприятий по знакомству с историей, природными особенностями, административно-территориальном устройством и народной культурой Красноярского края, используя масштабные народные игры и игрушки для детей и взрослых.

Основными задачами проекта является:

- приобретение народных игр в масштабе и стандартного размера: «Бирюльки», «Баклуши», «Городки», «Куча-мала», «Бабки», «Кубари».

- организация и проведение серии мероприятий для детей и взрослых по знакомству с народной культурой Красноярского края, используя народные игры и игрушки.

- проведение «Фестиваля русской народной игры и игрушки» для детей и взрослых, жителей Железнодорожного района города Красноярска.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. У детей сформированы представления о традициях   коренных народов Красноярского края, русского народа.
  2. У детей развиты координация глаз и рук, а также когнитивные и социальные навыки.
  3. У детей сформирована способность решать проблему, добиваться поставленной цели.
  4. В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

С целью популяризации старинных игр и забав, а также передачи знаний из поколения в поколение, в ходе реализации проекта «Сокровища края – народа наследие», погружаясь в ценность и значение традиций, устоев и культуры народов Красноярского края, происходит знакомство детей и взрослых с народными играми и игрушками. Методом достижения цели и механизмом реализации проекта становится организация и проведение реальных игр «Бирюльки», «Баклуши», «Городки», «Куча-мала», «Бабки», «Кубари».

В проекте участвовали воспитанники МБДОУ, родители (законные представители), сотрудники МБДОУ, жители г. Красноярска. В рамках проекта были проведены обучающие и игровых мероприятий в контексте различных событий и городских проектов, таких как «Яркие берега», «Фабрика народных инициатив». В конце реализации проекта организован и проведен «Фестиваль русской народной игры и игрушки» для детей и взрослых, жителей Железнодорожного района города Красноярска.

Необходимые ресурсы для реализации проекта: народные игрушки и игры «Бирюльки», «Баклуши», «Городки», «Куча-мала», «Бабки», «Кубари» фабричные и изготовленные на заказ из дерева.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Участники: проект рассчитан на детей дошкольного возраста, может быть полезен родителям воспитанников и сотрудникам МБДОУ.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап 02.05.2024 – 31.05.2024: анализ актуальности проекта, приобретение и изготовление необходимых материалов.

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственный

Примечание

1

Онлайн опрос среди семей воспитанников МБДОУ «Наши любимые игры»

02.05.2024-08.05.2024

Носевич Юлия Николаевна

Опрос

проведен

2

Создание сценария праздника «День защиты детей»

02.05.2024-08.05.2024

Носевич Юлия Николаевна

Создан

сценарий

3

Приобретение народных игр фабричных стандартного размера

02.05.2024-24.05.2024

Носевич Юлия Николаевна

Закуплены игры

  1. Основной этап 01.06.2024 – 30.08.2024: организация и проведение серии обучающих и игровых мероприятий по знакомству с народной культурой Красноярского края, используя народные игры и игрушки.

Мероприятие

Сроки

проведения

Участники

Результат  

1

Организация и проведение праздника «День защиты детей» (открытие проекта)

01.06.2024

Воспитанники МБДОУ

Праздник проведен

2

Организация и проведения мероприятий для детей и взрослых с использованием народных игр в масштабе и стандартного размера.

Июнь – сентябрь 2024

Дети и взрослые из числа семей и сотрудников МБДОУ

Проведено 2 мероприятия

3

Организация и проведения мероприятий для детей и взрослых с использованием народных игр в масштабе и стандартного размера в рамках проекта «Яркие берега»

Июнь – сентябрь 2024

Дети и взрослые из числа жителей г. Красноярска

Проведено 2 мероприятия

4

Организация проведение «Фестиваля русской народной игры и игрушки» для детей и взрослых в рамках проекта «Фабрика народных инициатив»

11.08.2024

Дети и взрослые из числа жителей Железнодорожного района г. Красноярска

Фестиваль проведен

  1. Заключительный этап 02.09.2024 – 30.09.2024:

- анализ результативности проекта, выявление актуальности для образовательных организаций района;

- презентация проекта профессиональному сообществу;

- развитие проекта путем включения металлической карты России для патриотического воспитания и повышения образовательного уровня подрастающего поколения в географии, истории и культуре страны.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели эффективности

Источники получения данных

Дети и взрослые проявляют интерес к национальным играм в организованной и свободной деятельности.

Наблюдение, беседа, организованная и самостоятельная деятельность.

Во время организованной и самостоятельной игры возникает необходимость соблюдать правила. Это ставит перед ребенком задачи, которые необходимо решать. Ребенок старается, играет, выполняет правила игры, пока не добьется успеха.

Наблюдение, организованная и самостоятельная деятельность.

В процессе занятий и игры осуществляется познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Наблюдение, организованная и самостоятельная деятельность.

Играть в народные игры можно как самостоятельно, так и совместно с друзьями, братьями, сестрами, родителями, что помогает развивать социальные и коммуникативные навыки у детей.

Наблюдение, организованная и самостоятельная деятельность.

Родители и другие члены семьи вовлекаются в совместные мероприятия, события и игры с детьми, организованные как в рамках проекта, так и дома.

Наблюдения, беседы, рисунки и рассказы детей и взрослых, высокая посещаемость организованных мероприятий в рамках проекта.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Проект был поддержан Администрацией Железнодорожного района города Красноярска и учреждениями Железнодорожного района. Проект был представлен к экспертной оценке в рамках конкурса социальных проектов в сфере молодежной политики «Ты – город» на территории города Красноярска и получил финансовую поддержку в размере 100000 рублей на приобретение необходимых материалов для его реализации на уровне МБДОУ, района и города Красноярска.

Перспективы развития проекта «Сокровища края – народа наследие» мы видим в изучении народной культуры в части традиций и быта жителей Красноярского края и организации образовательных мероприятий в этом направлении.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

Прогноз негативных последствий

Коррекция негативных последствий

  1. Недобор запланированного количества участников

Проведение широкой рекламной акции, создание системы мотивации и поощрения участников проекта, популяризация проекта

Нехватка бюджета

Привлечение финансирования из других проектов, поиск альтернативных способов привлечения средств

Появление конкурентов в процессе реализации проекта

Утвержденный план организации и систематического проведения мероприятий, в которых учтена система награждения

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Для реализации проекта было организовано приобретение народных игр и игрушек стандартного размера и заказ изготовления народных игр и игрушек в масштабе за счет средств субсидии – 100000 рублей, полученной в результате победы в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики «Ты – город» на территории города Красноярска.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е испр. и дополн. Красноярск: РИО КГПУ, 2006. 336 с.
  2. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. - М.: Детство-Пресс, 2017. – 315с.
  3. Егорова Д.С. Роль народной игрушки в духовно-нравственном воспитании детей / Д.С. Егорова // Культура и образование. - 2019. - № 2 (33). - С. 78-85.
  4. Зайцева О.Г. Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста / О.Г. Зайцева // Гуманитарный трактат. - 2017. - № 11. - С. 8-11.
  5. Князева О.Л., Моханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.
  6. Космина О.Н. Роль народной игрушки в развитии дошкольников / О.Н. Космина, Н.В. Пашкина, А.М. Берко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 2. № 3 (4). - С. 123-124
  7. Сказки народов Севера / сост. Баташев М.С. Красноярск: ИД «Класс плюс», 2018. 512 с.