Образовательный проект "Сокровища края – народа наследие"
проект
Целью проекта стало проведение серии мероприятий по знакомству с историей, природными особенностями, административно-территориальном устройством и народной культурой Красноярского края, используя масштабные народные игры и игрушки для детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_sokrovishcha_kraya_-_naroda_nasledie.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 102 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития детей»
660028 г. Красноярск ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,
660028 г. Красноярск ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60
Электронная почта: dou102@mail krsk.ru
Сайт: https://dou102.gosuslugi.ru/
Проект «Сокровища края – народа наследие»
Направлении «Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования»,
Сроки реализации проекта: 01.05.2024-30.09.2024
Авторы: | Носевич Юлия Николаевна, старший воспитатель высшей кв. категории |
г. Красноярск
2024 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования, одно из приоритетных направлений государственной политики.
Каждое поколение смотрит на одни и те же вещи по-разному, многое для себя заново открывая и переоценивая. Детям интересны предметы старинного быта, игрушки, игры, история их возникновения и практическое применение. То, что для более старших поколений является привычным, знакомым и понятным, для современных детей – новое, неизведанное, любопытное.
Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Игра – это неотъемлемая часть детства. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект, фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.
Результаты опроса среди жителей Железнодорожного района города Красноярска с целью выявления предпочтений к играм и игрушкам, показал, что почти 90% современных взрослых в своем детстве любили играть в дворовые игры. В это же время почти 30% современных детей предпочитают компьютерные игры и 60% настольные игры, а дворовые игры отмечают лишь 10%. Кроме того, наиболее известными дворовыми играми обозначились «Лапта» (81%) и «Городки» (79%). А про такие игры как «Баклуши», «Бирюльки», «Кубари» и «Бабки» знают лишь 2-4 % опрашиваемых. Но при этом порядка 30-40% хотели бы с этими играми познакомиться и поиграть в них. Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод: к сожалению, мы потеряли целый культурный пласт, связанный с национальной культурой, раскрывающей роль игры и игрушки в развитии ребёнка.
Современная простая, но яркая, фабричная, типичная, доступная игрушка вытеснила уникальные, порой единственные в своём роде, развивающие игрушки, в которые играли ещё наши бабушки и дедушки. Современные дети, а порой и их родители, зачастую незнакомы с многообразием, функциями, педагогической значимостью русской народной игрушки и игры.
Таким образом, целью проекта стало проведение серии мероприятий по знакомству с историей, природными особенностями, административно-территориальном устройством и народной культурой Красноярского края, используя масштабные народные игры и игрушки для детей и взрослых.
Основными задачами проекта является:
- приобретение народных игр в масштабе и стандартного размера: «Бирюльки», «Баклуши», «Городки», «Куча-мала», «Бабки», «Кубари».
- организация и проведение серии мероприятий для детей и взрослых по знакомству с народной культурой Красноярского края, используя народные игры и игрушки.
- проведение «Фестиваля русской народной игры и игрушки» для детей и взрослых, жителей Железнодорожного района города Красноярска.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- У детей сформированы представления о традициях коренных народов Красноярского края, русского народа.
- У детей развиты координация глаз и рук, а также когнитивные и социальные навыки.
- У детей сформирована способность решать проблему, добиваться поставленной цели.
- В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
С целью популяризации старинных игр и забав, а также передачи знаний из поколения в поколение, в ходе реализации проекта «Сокровища края – народа наследие», погружаясь в ценность и значение традиций, устоев и культуры народов Красноярского края, происходит знакомство детей и взрослых с народными играми и игрушками. Методом достижения цели и механизмом реализации проекта становится организация и проведение реальных игр «Бирюльки», «Баклуши», «Городки», «Куча-мала», «Бабки», «Кубари».
В проекте участвовали воспитанники МБДОУ, родители (законные представители), сотрудники МБДОУ, жители г. Красноярска. В рамках проекта были проведены обучающие и игровых мероприятий в контексте различных событий и городских проектов, таких как «Яркие берега», «Фабрика народных инициатив». В конце реализации проекта организован и проведен «Фестиваль русской народной игры и игрушки» для детей и взрослых, жителей Железнодорожного района города Красноярска.
Необходимые ресурсы для реализации проекта: народные игрушки и игры «Бирюльки», «Баклуши», «Городки», «Куча-мала», «Бабки», «Кубари» фабричные и изготовленные на заказ из дерева.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Участники: проект рассчитан на детей дошкольного возраста, может быть полезен родителям воспитанников и сотрудникам МБДОУ.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап 02.05.2024 – 31.05.2024: анализ актуальности проекта, приобретение и изготовление необходимых материалов.
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Примечание |
1 | Онлайн опрос среди семей воспитанников МБДОУ «Наши любимые игры» | 02.05.2024-08.05.2024 | Носевич Юлия Николаевна | Опрос проведен |
2 | Создание сценария праздника «День защиты детей» | 02.05.2024-08.05.2024 | Носевич Юлия Николаевна | Создан сценарий |
3 | Приобретение народных игр фабричных стандартного размера | 02.05.2024-24.05.2024 | Носевич Юлия Николаевна | Закуплены игры |
- Основной этап 01.06.2024 – 30.08.2024: организация и проведение серии обучающих и игровых мероприятий по знакомству с народной культурой Красноярского края, используя народные игры и игрушки.
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Участники | Результат |
1 | Организация и проведение праздника «День защиты детей» (открытие проекта) | 01.06.2024 | Воспитанники МБДОУ | Праздник проведен |
2 | Организация и проведения мероприятий для детей и взрослых с использованием народных игр в масштабе и стандартного размера. | Июнь – сентябрь 2024 | Дети и взрослые из числа семей и сотрудников МБДОУ | Проведено 2 мероприятия |
3 | Организация и проведения мероприятий для детей и взрослых с использованием народных игр в масштабе и стандартного размера в рамках проекта «Яркие берега» | Июнь – сентябрь 2024 | Дети и взрослые из числа жителей г. Красноярска | Проведено 2 мероприятия |
4 | Организация проведение «Фестиваля русской народной игры и игрушки» для детей и взрослых в рамках проекта «Фабрика народных инициатив» | 11.08.2024 | Дети и взрослые из числа жителей Железнодорожного района г. Красноярска | Фестиваль проведен |
- Заключительный этап 02.09.2024 – 30.09.2024:
- анализ результативности проекта, выявление актуальности для образовательных организаций района;
- презентация проекта профессиональному сообществу;
- развитие проекта путем включения металлической карты России для патриотического воспитания и повышения образовательного уровня подрастающего поколения в географии, истории и культуре страны.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Показатели эффективности | Источники получения данных |
Дети и взрослые проявляют интерес к национальным играм в организованной и свободной деятельности. | Наблюдение, беседа, организованная и самостоятельная деятельность. |
Во время организованной и самостоятельной игры возникает необходимость соблюдать правила. Это ставит перед ребенком задачи, которые необходимо решать. Ребенок старается, играет, выполняет правила игры, пока не добьется успеха. | Наблюдение, организованная и самостоятельная деятельность. |
В процессе занятий и игры осуществляется познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни. | Наблюдение, организованная и самостоятельная деятельность. |
Играть в народные игры можно как самостоятельно, так и совместно с друзьями, братьями, сестрами, родителями, что помогает развивать социальные и коммуникативные навыки у детей. | Наблюдение, организованная и самостоятельная деятельность. |
Родители и другие члены семьи вовлекаются в совместные мероприятия, события и игры с детьми, организованные как в рамках проекта, так и дома. | Наблюдения, беседы, рисунки и рассказы детей и взрослых, высокая посещаемость организованных мероприятий в рамках проекта. |
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Проект был поддержан Администрацией Железнодорожного района города Красноярска и учреждениями Железнодорожного района. Проект был представлен к экспертной оценке в рамках конкурса социальных проектов в сфере молодежной политики «Ты – город» на территории города Красноярска и получил финансовую поддержку в размере 100000 рублей на приобретение необходимых материалов для его реализации на уровне МБДОУ, района и города Красноярска.
Перспективы развития проекта «Сокровища края – народа наследие» мы видим в изучении народной культуры в части традиций и быта жителей Красноярского края и организации образовательных мероприятий в этом направлении.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Прогноз негативных последствий | Коррекция негативных последствий |
| Проведение широкой рекламной акции, создание системы мотивации и поощрения участников проекта, популяризация проекта |
Нехватка бюджета | Привлечение финансирования из других проектов, поиск альтернативных способов привлечения средств |
Появление конкурентов в процессе реализации проекта | Утвержденный план организации и систематического проведения мероприятий, в которых учтена система награждения |
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Для реализации проекта было организовано приобретение народных игр и игрушек стандартного размера и заказ изготовления народных игр и игрушек в масштабе за счет средств субсидии – 100000 рублей, полученной в результате победы в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики «Ты – город» на территории города Красноярска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е испр. и дополн. Красноярск: РИО КГПУ, 2006. 336 с.
- Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. - М.: Детство-Пресс, 2017. – 315с.
- Егорова Д.С. Роль народной игрушки в духовно-нравственном воспитании детей / Д.С. Егорова // Культура и образование. - 2019. - № 2 (33). - С. 78-85.
- Зайцева О.Г. Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста / О.Г. Зайцева // Гуманитарный трактат. - 2017. - № 11. - С. 8-11.
- Князева О.Л., Моханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.
- Космина О.Н. Роль народной игрушки в развитии дошкольников / О.Н. Космина, Н.В. Пашкина, А.М. Берко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 2. № 3 (4). - С. 123-124
- Сказки народов Севера / сост. Баташев М.С. Красноярск: ИД «Класс плюс», 2018. 512 с.