Проект в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
проект (средняя группа)
Многие современные родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzhnaya_semya.doc | 956 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
в средней группе
(реализация проекта в рамках программы
«Социокультурные истоки»)
ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:
Голубчикова Н.Ю. и Смирнова Е.А.
гп.Пойковский 2021.г.
- рамках программы «Социокультурные истоки»
Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
в средней группе
Тип проекта: Краткосрочный, информационно- творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средней группы, родители.
Сроки реализации проекта: Февраль, март.
Пояснительная записка
Дошкольное детство является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в этот период закладывается базовые качества личности. Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с ФГОС на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребёнок, а также образовательное учреждение, которое он посещает.
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Проект создает условия для совместной деятельности с родителями присоединить детей и их семьи к единым социокультурным и духовно-нравственным ценностям.
Актуальность проекта
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир.
Многие современные родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться.
- реализации проекта семья является равноправным субъектом образовательного процесса. В тесном сотрудничестве с родителями осуществляется единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников. Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
Цель проекта:
Способствовать развитию интереса к истории, к семейным ценностям и традициям своей семьи.
Приобщение родителей к полноценному участию в педагогическом процессе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формирование представлений о семье, семейных традициях, о родственных отношениях.
- Формирование представлений об осознании себя как члена семьи, понимания внутрисемейных отношений;
- Закрепить знания об именах и отчествах своих родителей и других ближайших родственниках, где и кем они работают.
- Создание условий для развития для активной и разнообразной творческой игровой деятельности.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
- Уточнить понятие «семья», «родственники», уметь гордиться своей семьёй;
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Речевые:
- Развивать диалогическую и связную речь;
- Пополнить словарный запас посредством слов: семья, родственники, сын, дочь, внук, внучка, тётя, дядя.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- Проявлять заботу о младших в семье и пожилых.
Направления работы в рамках проекта:
- Познавательное развитие
- Социально –коммуникативное развитие
- Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие, здоровьесбережение.
- Сотрудничество с семьей.
- Анкетирование родителей по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
- Участие родителей в жизни группы.
- Индивидуальная работа.
Формы работы с детьми:
- Занятия (НОД)
- Игры
- Беседы
- Театрализованные постановки с участием детей
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей:
- Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, изготовлению атрибутов к запланированным мероприятиям с детьми.
- Консультации для родителей;
- Папки-передвижки;
- Индивидуальные беседы с родителями:
- Рекомендации родителям.
- Совместные мероприятия.
Этапы реализации проекта:
- этап –подготовительный (февраль)
- Подбор и изучение методической литературы, подбор художественной литературы по данной теме.
- Подготовка необходимого материала для реализации проекта. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
- Оформить выставку семейных фотографий: «Дружная семья», выставку рисунков «Портрет семьи»
- Составить перспективный план мероприятий.
План работы по проекту
5.Создание предметно-пространственной среды.
6.Подготовка к внедрению проекта:
- Встреча: Знакомство родителей с темами проекта «Дружная семья» и их корректировка в зависимости от потребностей родителей.
- этап – основной
Реализация проекта
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Наша дружная семья», «Театр», «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки», «Семейная прогулка с малышом», «Магазин», «Больница».
- Дидактические игры: «Кем быть», «Назови ласково»
«Кому что нужно для работы», «Чьи детки? »
- Настольно-печатная игра с правилами «Семейная прогулка в лес»
- Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
- Игры-инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор».
- Строительные игры «Мебель для дома».
- Настольный театр «Волк и семеро козлят».
- Русская народная игра «У дедушки Трифона».
Познавательное развитие. Коммуникация
- Беседы: «Наша дружная семья», «С кем я живу», «Где работает мой папа», «Где работает моя мама», «У меня есть бабушка и дедушка», «Выходной с семьёй», «Как я помогаю папе», «Покажи членов своей семьи и расскажи о них».
- Беседы: «Как вы ходили в театр», «Как мы отмечаем мамин праздник», «Как вы ходили за покупками в магазин», «Что продают в аптеке», «Как работает продавец», «Как выразить сочувствие», «Попросить или отнять?», «Как встречать гостей?», «Почему любят честных и смелых», «Моя мама».
- НОД на тему: «Что такое семья? », «Моя дружная семья», «Моё имя».
- Рассматривание иллюстраций, изображающих времяпровождение семьи: «Семья на отдыхе в лесу», «Папа читает книгу детям», «Мама печёт булочки с дочкой», «Мама играет с малышом в кубики», «Мама убаюкивает своего малыша», обсуждение увиденного.
- Рассматривание сюжетных картин: «У мамы день рождения», «С папой в магазин» Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания) .
- Проведение тематического дня: «Совершаем добрые поступки».
- Фотовыставка «Моя семья».
Речевое развитие. Коммуникация
- Коммуникация: Составление рассказов о своей семье, составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники».
- Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
- Заучивание пословиц: «В хорошей семье хорошие дети растут»,
«Дружную семью горе не берёт».
- Отгадывание загадок о семье.
Чтение художественной литературы на тему «Семья»:
Книга 1 для развития детей «Дружная семья».
Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Потешки. «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар». Отечественная
классическая литература. Рассказ. Л.Корсунская «Семья». Поэзия. И.Бунин
«Матушке», Е.Трутнева «Наша бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка»,
В.Берестов «Любили тебя без особых причин», Е.А.Пермяк «Первая рыбка»;
Э.Шим «Брат и младшая сестра». Рекомендуемая литература для
дополнительного чтения. Рассказ. К.Д.Ушинский «Брат и сестра». Поэзия.
Е.Благинина «Посидим в тишине», К.Лукашевич «Садик». Изобразительная
деятельность. Оформление страницы Альбома «Наша дружная семья».
С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский
«Если был бы я девчонкой», В. Осеева «Сыновья»
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»,
«Кукушка».
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность.
- Пение:«Бабушка» муз. Н. Мурычевой, «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой.
- Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, «Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского, Русская народная песня «Где был Иванушка?»
- Муз. движения: нар. игра «У дедушки Трифона» «У тетушки Ларисы», танец «Дружные пары» обр. Т.А. Попатенко;
Продуктивная деятельность
Рисование: «Портрет семьи», «Вагончики едут, колёса стучат, везут они к бабушке милых внучат», «Моя семья». Изготовление подарков для мам.
Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки»
Аппликация: «Украсим фартук для мамы»
Конструирование: «Гараж для папиной машины».
Физическое развитие. ЗОЖ
Двигательная, игровая.
- Русские народные игры: «Бабушка Маланья», «Дедушка Рожок», «У дедушки Трифона», «У бабушки Ульяна», «Каравай».
- Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дружная семейка», «Солнечные лучики», «Дружба», «Цветок», «Коза и козленок», «Ты кто?»
Безопасность
Беседа: «Если ты остался дома один»
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся»
Сотрудничество с семьёй
Занятие с родителями на тему: «Дружная семья».
Семейное чтение 1 части книги 1 «Дружная семья».
Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
Рассказ родителей «Счастливый выходной день».
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Развитие нравственных качеств детей» Советы по воспитанию внуков.
Анкета для родителей «Доброта и современный мир –миф или реальность».
Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».
Выставка семейных фотографий «Дружная семья», выставка рисунков
«Портрет семьи»»
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Совместные игры дома
Фотовыставка «Моя семья».
Развивающая среда
Сюжетные картинки на тему: «Моя семья»
Книжки – раскраски на тему: «Помогаем дома»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Период
1 неделя |
Вид деятельности. Цели, задачи | Сотрудничество с | ||||
семьёй | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Познавательное развитие. Коммуникация: | Встречи с | ||||
Беседы: «Где работает мой папа», «Где | интересными | ||||
работает моя мама», «Как работает продавец». | людьми: | ||||
НОД «Знакомство с профессиями. Кондитер». | Рассказы родителей | ||||
Формирование у детей отчетливые | о своей профессии. | ||||
представления о роли труда взрослых в жизни | Цель: Приобщение | ||||
общества и каждого человека. | родителей к | ||||
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», | ознакомлению | ||||
«Больница». | детей с различными | ||||
Дидактические игры: «Кем быть», «Кому что | профессиями. | ||||
нужно для работы». Формирование у детей | |||||
отчетливые представления о роли труда | |||||
взрослых в жизни общества и каждого | |||||
человека. | |||||
Экскурсии на прачечную. | |||||
Формирование у детей отчетливые | |||||
представления о роли труда взрослых в жизни | |||||
общества и каждого человека. | |||||
Экскурсии на прачечную. | |||||
Формирование у детей отчетливые | |||||
представления о роли труда взрослых в жизни | |||||
общества и каждого человека. | |||||
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
НОД по рисованию: | |
«Транспорт нашего города». | |
Лепка: «Веселые вертолеты». | |
Аппликация: «Строим дом для зайчика». | |
Изготовление атрибутов для сюжетных игр. | |
Развитие творчества, фантазии, | |
изобразительных навыков, умений. | |
Конструирование: «Гараж для папиной | |
машины», «Вагончики едут, колёса стучат, везут | |
они к бабушке милых внучат». | |
Музыкальная деятельность: Слушание: | |
«Веселые путешественники» муз. М.Л. | |
Старокадомского, | |
ОБЖ: Беседа: «Если ты остался дома один» | Памятка для |
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся» | родителей: «Уроки |
Закрепление умения самостоятельного | безопасности для |
безопасного поведения в повседневной жизни на | детей: опасности и |
основе правил безопасного поведения. | правила |
Экскурсии в медицинский кабинет. | поведения». |
Настольный театр «Волк и семеро козлят». | Цель: |
Просмотр мультипликационных фильмов из | Формирование у |
серии «Уроки тетушки совы: уроки | родителей чувства |
безопасности». Формирование умения | ответственности за |
самостоятельного безопасного поведения в | безопасность своего |
повседневной жизни на основе правил | ребенка. |
безопасного поведения. | |
Беседы: «Какие у нас мальчики», «Наши | Памятка для |
защитники». Учить понимать свою роль, ценить | родителей «Основы |
хорошие отношения, поступки, учить выражать | нравственных |
внимание и сочувствие; | отношений в семье». |
Чтение художественной литературы: Рассказ | Цель: |
Р.Гамзатов «Мой дедушка», В. Осеева «Сыновья». | Формирование |
Поддерживать у детей интерес к литературе, | социально – |
воспитывать любовь к книге, способствовать | нравственных |
углублению читательских интересов. | отношений в семье. |
Знакомство с различными произведениями | Конкурс: Наш |
авторов, иллюстрациями к произведениям. | любимый папочка». |
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Наша | Цель: Дать |
семья», «Пальчик-мальчик». | возможность всей |
Рассматривание иллюстраций, изображающих | семье дома |
времяпровождение семьи: «Папа читает книгу | проявить |
детям», обсуждение увиденного. | творчество, |
Рассматривание сюжетных картин: «С папой в | выдумку. |
магазин». | Объединить в |
выходные всю | |
семью за общим | |
делом. | |
МАРТ
1 неделя |
Познавательное развитие. Коммуникация. Беседы: «Наша дружная семья», «С кем я живу», «Выходной с семьёй», «Как мы отмечаем мамин праздник», «Как вы ходили за покупками в магазин», «Моя мама».
НОД на тему: «Что такое семья?», «Моё имя». Интегрированное занятие «При солнышке тепло, при матери добро».
Рассматривание иллюстраций,
изображающих времяпровождение семьи:
«Мама печёт булочки с дочкой», «Мама играет с
малышом в кубики», «Мама убаюкивает своего
малыша», обсуждение увиденного.
Рассматривание сюжетных картин: «У мамы
день рождения».
Речевое развитие
Коммуникация: Составление рассказов о своей семье, составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники».
Общение: «Чем можно порадовать близких»,
«Почему мама поздно ложится спать», «За что
бы меня похвалили дома»
Составление творческих рассказов на тему
«Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Заучивание пословицы: «В хорошей семье хорошие дети растут».
Пальчиковые игры «Семья», «Дружная семейка», «Солнечные лучики», «Дружба», «Цветок».
Продуктивная деятельность: Рисование: «Портрет семьи», «Моя семья». Изготовление подарков для мам. Лепка: «Испечём торт для мамы».
Аппликация: «Украсим фартук для мамы»
Чтение художественной литературы: Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка». Потешка. «Пошла Маша на базар», Рассказ. Л.Корсунская «Семья». Поэзия. И. Бунин «Матушке», «Любили тебя без особых причин». Поэзия. Е.Благинина «Посидим в тишине».Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Консультация: «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
Привлечь
родителей к
участию в выставке
«Наши мамы мастерицы»
2 неделя |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Наша | ||
дружная семья». | ||
Дидактические игры: «Чьи детки? » | ||
Настольно-печатная игра с правилами: | ||
«Семейная прогулка в лес» | ||
Игры-инсценировки: «Три мамы», «Сказка для | ||
мамочки». | ||
Музыкальная деятельность. | ||
Пение: «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой. | ||
Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой. | ||
Физическое развитие. Двигательная, игровая. | ||
Русская народная игра: «Каравай». | ||
Речевое развитие: | Анкетирование | |
Общение: «За что бы меня похвалили дома». | «Воспитательная | |
Познавательное развитие .Коммуникация | роль бабушек и | |
Беседы: «У меня есть бабушка и дедушка», | дедушек» | |
«Покажи членов своей семьи и расскажи о них», | - выяснение проблем | |
«Как встречать гостей?». | и успехов | |
Чтение художественной литературы: | воспитании детей. | |
Поэзия.Е.Трутнева «Наша бабушка», В.Берестов | Памятка «Советы по | |
«Любили тебя без особых причин», Рассказ. | воспитанию внуков | |
К.Д.Ушинский «Брат и сестра», С. Капутикян | и внучек» | |
«Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка». | ||
Продуктивная деятельность | ||
Лепка: «Красивое блюдце для сестрёнки». | ||
Музыкальная деятельность. | ||
Пение: «Бабушка» муз. Н. Мурычевой, | ||
Заучивание пословицы: «Дружную семью горе | ||
не берёт». Отгадывание загадок о семье. | ||
Сюжетно-ролевая игра: «День рождения | ||
бабушки». | ||
Дидактическая игра: «Назови ласково». | ||
Игра-драматизация по сказке «Репка». | Фотовыставка: «Моя | |
семья». | ||
Строительная игра «Мебель для дома» | ||
Классификация (мебель, посуда, бытовая | ||
техника, продукты питания). Поддерживать и | ||
стимулировать попытки самостоятельного | ||
познания детьми окружающих предметов, | ||
установление связи между ними. | ||
Физическое развитие. | ||
Двигательная, игровая. | ||
Русские народные игры: «Бабушка Маланья», «У | ||
бабушки Ульяны |
Комплексное занятие «Русская изба». | |||||
Сюжетно-ролевая игра: «Театр», | |||||
Беседы: «Как вы ходили в театр», «Попросить | |||||
или отнять?» | |||||
Чтение художественной литературы: | |||||
Рекомендуемая литература для | «Неделя добрых | ||||
дополнительного чтения. Поэзия. К.Лукашевич | |||||
«Садик». | дел: покормите | ||||
Музыкальная деятельность. | птиц». | ||||
Муз, движения: танец «Дружные пары» обр. Т.А. | |||||
Попатенко; | |||||
Дидактические игры и упражнения: | |||||
«Разноцветная семейка», | |||||
Продуктивная деятельность: | |||||
3неделя | «Построим театр, цирк». | ||||
Изготовление атрибутов для сюжетных игр. | |||||
Развитие творчества, фантазии, | |||||
изобразительных навыков, умений. | |||||
Музыка: Слушание музыки: И. Бах «Шутка», А. | |||||
Гречанинов: «Вальс», «Маленькая сказка», Д | |||||
Кабалевский .«Печальная история», | |||||
Беседа с детьми на тему: «Чему учит любимая | Выставка книг | ||||
сказка». | «Моя любимая | ||||
Викторина: «Узнайте сказку». | книга». | ||||
Игровая деятельность. | Цель: подборка | ||||
Театрализованная игра по мотивам русской | любимых | ||||
4 неделя | народной сказки: «Крошечка – Хаврошечка». | семейных книг для | |||
Словесная игра: «Узнайте сказку», (стр. 10 книга | приобщения | ||||
№4), «Назови сказку». | родителей и детей | ||||
Театрализованные игры по мотивам любимых | к совместному | ||||
детских сказок. | семейному чтению. | ||||
Музыкальная деятельность. | |||||
Слушание: «Сказочная музыка» муз. С.М. | |||||
Майкопара, «Сказка в музыке» муз. О. Радфнова | |||||
(из цикла музыкальные шедевры). | |||||
Муз. движения: игры по мотивам р.н. сказок | |||||
«Колобок», «Теремок», «Репка». | |||||
МДИ «Узнай музыку по картинке». | |||||
Художественная литература: | |||||
Русский фольклор. Сказка «Крошечка- | |||||
Хаврошечка». | |||||
Поэзия. В.Берестов «Недаром дети любят | |||||
сказку». | |||||
Загадки. О сказочных героях. | |||||
этап – заключительный
- Проведение диагностики;
- Презентация проекта «Дружная семья»;
- Коллаж: «Мой счастливый выходной с моей семьей»
Ожидаемые результаты:
- Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
- Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.
- Совместная подготовка к посещению ДОУ будет способствовать
формированию у родителей потребности в частом общении с детьми.
- Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.
Продукты проектной деятельности:
- Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями.
- Фотоматериалы.
- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты
- Семейные стенгазеты.
- Проектная папка.
- Декорации, костюмы.
- результате реализации проекта «Дружная семья», дети узнали, что семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Дети прикоснулись к историям семьи, их традициям, узнали много нового о своих дедушках, бабушках. Семья –это поддержка, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
Литература
1.Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128с.
(Библиотека 1. «Воспитатель ДОУ).
2.Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц.
Сфера, 2005.
3.Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4.Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : Линка Пресс,
2007.
- Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва,
2005
- Книги для развития детей:
Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «Верность родной земле».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД в средней группе детского сада
Тема: «Русская изба»
Вид: комплексное
Это конспект познавательного занятия, направленного на знакомство детей с культурой русского народа.
Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.
Программные задачи:
Образовательные:
- Знакомство элементами русского быта – избой, с предметами обихода русского народа, их названиями, способами действия с ними (русская прялка, веретено, скалка, балалайка, люлька, лавка). С русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русского народа;
- Активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- Развивать художественно-творческие способности детей.
- Развивать социально-коммуникативные умения в процессе народных игр.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народной культуре через предметы быта старины, пословицы, поговорки, русские народные сказки
- Воспитывать уважение к истории, культуре русского народа и его традициям.
Целевые ориентиры:
- Развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Активизация словаря: изба, печь, печник, лапти, сундук, люлька, чугунок, прялка, веретено, ухват.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; заучивание пальчиковой игры, слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили на Руси».
Развивающая предметно-пространственная среда: Декорации (имитация русской избы); предметы крестьянского обихода: кухонная утварь, вышитые полотенца, рушники и т. д. ; слайды с предметами крестьянского быта, проектор, слайды с изображением русской печи, предметов русского быта.
Используемые методы и приёмы: Сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.
Ход НОД
Дети входят.
Воспитатель в русской народной одежде встречает детей) .
Воспитатель:
Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
- порогапоспешите, В избу проходите.
Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) .
Доброе, поэтому слово «Здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Ребята, посмотрите, вам нравится моя одежда, одежда Ани, Вани, Вероники, Маши, Богдана. Это национальная одежда русского народа. Сейчас одежду вам мамы покупают в магазине, а раньше небыло магазинов и одежду негде было купить. Мамы одежду сшили сами.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где люди жили раньше. Ведь раньше небыло многоэтажных домов.
(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Люди жили в русской избе. Хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек? Я приглашаю вас к себе в гости.
(Воспитатель вместе с детьми проходят в русскую избу)
Воспитатель: Комнату в избе называли «горницей». Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит, Зимой горит, Рототкрывает,
Что дают – глотает» (печь)
Посреди горницы ставили печь (Макет русской печки)
Печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба».
Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже пословица есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?» Клали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.
Воспитатель: Подумайте и скажите, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.
- случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.
- еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она сушит, греет, лечит.
Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!
- может и нам баранки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да баранки надо накрутить.
Будьте добре, подсобите,
- моем деле помогите. Давайте печь растопим, Что там у нас посмотрим? Подбросим дров. Прекрасно! Эх, гори, гори ясно!
Воспитатель: Ребята вставайте в круг поиграем в игру «Гори, гори ясно».
Описание: участники становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз) Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти) Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево)
Воспитатель:
- русской избе всё было сделано руками . (Слайды).
Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.
Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
Столы были большие, потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка
- бабушкой и детей человек 5.
Пальчиковая гимнастика: «Семья» Как у нас семья большая Да веселая
(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно) Два у лавки стоят (Загнуть большие пальцы на обеих руках).
Два учится хотят
(Загнуть указательные пальцы на обеих руках) Два Степана у сметаны объедаются (Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки Питаются.
(Загнуть безымянные пальцы) Две Ульки в люлке Качаются (Загнуть мизинцы)
Люди с любовью и старанием украшали свои изделия. Любая вещь: салфетка или полотенце, детская люлька или ковш - все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью (Слайды)
Ребята, а посмотрите, что на столе стоит. Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Это – туески, сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины и горшки: для молока, для мёда – из глины. Всё это называется кухонная утварь. Посмотрите здесь чаши какие, Да непростые, Все деревянные, расписные.
Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева. В них хранили продукты. Ложки тоже были деревянные. Ну что ж, печь мы затопили
Да тесто еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.
А что для теста нам понадобиться?
(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи.
Показать перечисленные продукты детям, доставая из большой чаши, которая
стоит на столе прикрытая рушником)
Все продукты мы приготовили.
Теперь нам надо замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
- баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки) Воспитатель: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик) Тесто наше отдохнуло, К ручкам нашим все прильнуло,
- сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно.
Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать
между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
Дидактическая игра «Испечем баранки»
(Дети лепят баранки, готовые изделия ставим в печь)
Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся мы свами поиграем.
Хороводная игра: «Где был Иванушка».
(Достать из печи настоящие баранки и раздать детям)
Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Итог НОД
Понравилось вам у меня в гостях?
Как называется дом, в котором я живу? (изба)
Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)
Что было самым главным в избе? (печь)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.
Используемые методы и приёмы: сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.
Список литературы: «Истоки русской народной культуры в детском саду.
Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.
Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008
Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», М., «Сфера»,
2006.
Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.
Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», –
М., «Сфера», 2009
Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.
Трясорукова Т. П. «Пословицы и поговорки, Феникс 2016
Хороводная игра: «Где был Иванушка».
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Ослика.
Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в рамках реализации образовательной области «Познание» в средней группе
Проект "Весна-красна" в средней группе...
Приказ 3321 от25.09.2014г о творческой группе по разработке механизма включения методик ТРИЗ - технологий в тематические проекты в рамках реализации программы "Сообщество".
Приказ 3321 от25.09.2014г о творческой группе по разработке механизма включения методик ТРИЗ - технологий в тематические проекты в рамках реализации программы "Сообщество"....
Опыт совместной работы с детьми по тематическим проектам в рамках реализации ООП ДО МКДОУ
quot;От семечка до кареты"...
Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...
Творческий проект в рамках реализации программы по развитию речи для дошкольников старшего возраста «Театральные ступеньки» «Где живёт сказка»
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчест...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...
Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» в средней группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»в средней группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки»)...