НОД для детей старшего возрата
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузьменко Наталия Сергеевна

Представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема: «Семейные традиции в казачьей семье».

Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье.

Пр.сод. : Закреплять знания о семейных традициях в казачьей семье, особенности воспитания мальчиков и девочек; систематизировать представления о казачьей одежде: праздничная, для работы по хозяйству; познакомить с положением женщины, её значением в семье.  Развивать речевые навыки, логическое мышление.  Воспитывать бережное отношение к традициям казачества.

Словарная работа: шаровары, околица, станица, праздничный обряд.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;

рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания

Материал: пособия по казачьему краю;  сундук; казачья одежда: праздничная, рабочая; для продуктивной деятельности: трафареты, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход НОД.

Воспитатель: - Это детский сад? Как он называется?

В какую группу я попала? (ответы детей) .

Воспитатель: Я знаю про то, что вы хорошо знаете наш край . Как называется наш край?

(ответ детей)

Воспитатель: Я хочу рассказать вам следующее:  «Когда девочка рождалась, отмечали праздник «Смывали с девчушки заботы». Женщины мыли девочку, отец в это время ел «отцовскую кашу» - горелую, несолёную, поперчённую, политую горчицей. Он должен съесть её, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».

«Когда девочка в первый раз пошла, праздновали «первый шаг». Дарили девочке ленточки, платочки».

«Когда девочка становилась девушкой, дед дарил внучке колечко и пел песенку про колечко. Что внучка теперь «не дитё», а «барышня». После получения колечка, девушка начинала готовить себе приданое».

«Когда рождался мальчик  отмечали крестины. Мальчику дарили какое – ни будь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет. После крестин, отец «опоясывал» его шашкой и подносил к коню».

«Когда у мальчика появлялся первый зуб, отец вёз сына на коне в церковь. В церкви ставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу».

«Когда мальчику исполнялся год, его стригли первый раз. Подстриженного мальчика, мужчины несли к церкви. Возле церкви их ждал конь. Мальчика сажали верхом на коня. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал мальчика на руки, и они шли к дому. У ворот казаков встречали женщины. Мужчины говорили им: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте! ».

«Когда мальчик подрастал, отмечали праздник «первых штанов». Штаны дарил самый старший казак в семье. Это были шаровары. Мальчика поздравляли с первыми штанами, и он ими очень гордился».

«В семь лет мальчика стригли во второй раз. После праздничного обеда, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Братья ему говорили: «Учись служить! Теперь ты не дитё, ты - пол казака! ».

«Когда казака призывали в армию, все родные приходили к нему домой. После угощения казак выходил из – за стола, кланялся родным в ноги. Затем выходил во двор, отец подводил к нему коня. Казак кланялся коню в ноги и просил не подводить в трудную минуту жизни. Потом прощался с родными и уезжал. Мать провожала его до околицы плача и наставляя его».

Воспитатель: Когда дети вырастали, они участвовали на праздниках, где гуляли всей станицей. С наступлением тёплых дней, молодые казаки и казачки, водили хороводы. Самым распространённым хороводом был «Плетень заплетать». Давайте и мы поиграем в эту игру.     Игра «Плетень заплетать».

Воспитатель: На этих праздничных гуляниях, молодой казак находил понравившуюся ему девушку и брал её в жёны.

«Жених приезжал за невестой, и они на тройке лошадей ехали в церковь. В церкви происходил обряд венчания. После венчания, жених и невеста едут в дом родителей невесты, там их поздравляли её отец и мать. Мать невесты расплетала одну косу у невесты и заплетала её на две косы. После заплетания кос, гости поздравляли жениха и невесту».

«Жених и невеста едут в дом жениха. Там их встречают отец и мать жениха. Отец и мать встречали их с хлебом и солью. Мать осыпала невесту хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами. После этого все проходили к столам. Начинались поздравления, дарили подарки. После даров, начинали веселиться».

На свадьбы, на праздничные гуляния, казаки надевали праздничные наряды. Я вот принесла сундук, а в нём казачья одежда. Посмотрите показ иллюстраций. Дети рассматривают одежду, рассказывают, в какой одежде гуляли на праздниках, а в какой работали в поле.

Воспитатель:  Послушайте, что я вам ещё расскажу. А вы знаете, что у казаков в семье – главная в доме – была женщина. Она руководила всей домашней работой. Следила за чистотой в доме, за приготовлением пищи, заботилась о чистоте одежды. Следила за чистотой во дворе. Называли её Сама. Помогали ей по хозяйству маленькие и взрослые дети. А мужчина занимался военным делом, ухаживал за домашними животными, занимался охотой, рыболовством, участвовал в казачьих сходах. В домашние дела он не вмешивался.

Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: «Что вам понравилось на занятии? Что для вас трудно было выполнять на занятии? »   (Ответы детей) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

Картотека малых форм фольклора в повседневной жизни детей младшего возрата

В методической разработке рассмотрены варианты различных использований фольклора...

Развлечение для детей старшего дошкольного возрата "С чего начинается Родина?"

Данное развлечени может оказаться полезным для молодых специалистов и педагогов с большим стажем работы...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА»

Семинар-практикум «Дидактические игры детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать и углубить знания педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»:•    С...

Формирование культурно-гигиенического навыка мытья рук в режимных моментах у детей раннего возрата

Цели:Становление ценностей здорового образа жизни.Овладение ребенком элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычекРазвивающие задачи:-развивать внимание, память, моторику рук, с...