Развлечение для детей старшего дошкольного возрата "С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данное развлечени может оказаться полезным для молодых специалистов и педагогов с большим стажем работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie.docx | 933.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«С чего начинается Родина?»
Подготовила воспитатель
МДОУ ВМР «Детский сад № 9 «Малышок»
г. Вольска Саратовской области»
Козлова Н.Н.
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- формировать у детей представление о России как о родной стране;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- закрепить названия народных промыслов;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материалы:
Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах. Предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне. Трафареты голубя, ножницы, карандаши.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход мероприятия
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского). Дети входят в группу, садятся на стулья.
Воспитатель ( под музыку) : С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящено наше мероприятие. Какова его тема? (ответы детей) Я предлагаю назвать наше мероприятие « С чего начинается родина …»
Так, с чего же начинается Родина?
Наши дети об этом говорят так:
Денис Г: Моя Родина начинается с мамы. Мамин голос живет во мне, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда я стану взрослым, всегда буду помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки….
Никита Ч.: Родина начинается с дома, где папа и мама. Я люблю их, а они любят меня
Ваня П.: Родина – это все, что мы видим, чувствуем; все, что нас окружает…. А еще – для меня Родина началась с моего рождения, с первых шагов, с первых книжек….
Матвей Н.: - Для меня Родина мои рисунки с бабочками и
лошадками; мои мечты; а еще это мой двор, где весной и летом я с радостью катаюсь на самокате и велосипеде я хочу, что б всегда светило солнце и чтобы все берегли свою Родину.
Воспитатель: Правильно. Это место, где человек родился, где живет его семья, это родной город, страна, в которой мы живем.
Инсценировка песни «С чего начинается Родина?»
Под грамзапись входят дети и инсценируют 1 куплет песни. Две девочки идут и о чем- то весело, оживленно беседуют. Затем они садятся на скамейку и начинают смотреть книжку. Откладывают книжку в сторону и идут играть на игровую площадку - одна прыгает на скакалке, другая играет в мяч. В это время группа мальчиков строит из кубиков дом. Одна девочка с коляской изображает маму с ребенком.
На слова « А может она начинается с заветной скамьи у ворот…» дети оставляют игры, подходят, берут листы с рисунками и на фоне тихо звучащей песни читают стихи, показывая свои рисунки, на которых изображена природа России:
1-й ребенок: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2-й ребенок: У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
3-й ребенок: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
4-й ребенок: Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
(хором) Но у всех она одна!
После слов сказанных хором, дети переворачивают рисунки обратной стороной, на которой написаны буквы – Р О Д И Н А! Под музыку все уходят и садятся на стульчики.
Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Воспитатель: Для каждого человека Родина начинается с его родного дома, с семьи. Посмотрите, какие красивые работы вы приготовили вместе с родителями. Знаете, что это такое?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно. Это родовое дерево. О чем оно может нам рассказать?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, давайте попробуем составить рассказ о семье, используя родовое дерево.
(Рассказы детей. 2 человека)
Воспитатель:
- Спасибо, молодцы! Ребята, вы сейчас очень хорошо рассказывали о своих семьях. А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Да, ребята, живем мы с вами в огромной, прекрасной стране – России.
(Звучит стихотворение о России. 1 человек)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете (бросаю мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)
Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).
Воспитатель: На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник
Кокошники носили замужние женщины, а девушки – венки, ленточки и повязки.
Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Основными частями мужского костюма были – косоворотка,
порты, онучи, лапти.
Косоворотка длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).
Вниз костюма одевали брюки.
- Как они назывались – порты.
- На ноги наматывали онучи и обували лапти.
Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)
Проводится игра « Селезень и утка»
Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:
Селезень, догоняй утку,
Селезень, догоняй серу.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тебя семеро детей,
Дочерей и сыновей:
Двое ходят, трое водят,
Два у лавочки стоят.
Три Окульки в люльке катаются,
Две Варюшки ко краюшке подвигаются.
А на лавочке сметана,
У сметаны два Степана питаются
Если Селезень поймает Утку, она должна откупиться от него. Утка плетёт Селезню венок, пляшет или поёт.
Воспитатель: Многим славится Россия: добрыми и сердечными людьми, мастерами умелыми, душевными песнями, красотой полей, рек, гор, величественными лесами. Как вы думаете, какое дерево можно считать символом России?
Дети: Березу.
Воспитатель: Верно. Конечно же, березу. А за что русские люди любят это дерево?
Дети: За красоту.
Воспитатель: Да. За красоту, березовый сок, дающий бодрость и силу, бересту, давшую письменность, березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.
Дети водят хоровод под песню « Во поле береза стояла»
Воспитатель: Мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель. Станция называется «Государственная». В России, как и в любой другой стране, есть главный город – столица. Я уверена, что все ребята знают этот город. Давайте попробуем сложить его название из букв.
(На магнитной доске выкладывается слово «Москва»)
Воспитатель: Прочитайте, что у нас получилось.
(Ребята читают)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
(Звучит стихотворение о Москве 3 человека)
Как только солнышко взойдет,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная!
Звенят куранты в ранний час,
На башне луч играет...
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.
Здесь Кремль, здесь Воробьевы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой, старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам – он голова!
Столица родины – Москва!
Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
Стихотворение (читает ребенок):
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)
Стихотворение ( читает ребенок):
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: У нашего города тоже есть свой флаг и герб. С флагом мы уже познакомились, а теперь давайте рассмотрим герб.
Он очень красивый и представляет собой золотой щит , в нижней части которого помещён лежащий на зелёной оконечности чёрный медведь
Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Воспитатель: Мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»
– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)
– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)
Ребенок читает стихотворение:
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.
Звучит песня « Гляжу в озера синие». Слова И. Шаферана, музыка Л. Афанасьева. Во время исполнения песни на экране кадры с изображением живописных мест России.
Инсценируются слова песни:
Не все вернулись соколы-
Кто жив, а кто убит…
Но слава их высокая
Тебе принадлежит.
Два мальчика в военных гимнастерках и пилотках подходят строевым шагом к изображению вечного огня. Они стоят в почетном карауле. Девочка возлагает живые цветы.
Во время исполнения последнего куплета , выходят все участники мероприятия.
Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать символ - звездочку на своей боевой машине. Символы есть у каждой страны. Но есть символ единый для всех стран – символ мира. Белого голубя называют символом мира, он олицетворяем чистоту, доброту, светлый мир. Давайте сделаем белых голубей. Это очень просто: обведите контуры голубей по трафарету, вырежьте их и раскрасьте.
Дети выполняют творческую работу.
Молодцы! Какие красивые белоснежные птицы у вас получились. А давайте отпустим наших голубей в небо. Мы привяжем их к воздушным шарам и они полетят. Шары у нас не простые, а цвета российского флага. Пусть парят в небе белые голуби – символы мира.
Пояснительная записка
Мероприятие « С чего начинается Родина» представлено на муниципальный заочный конкурс оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ «Призвание - воспитатель»
Цели и задачи:
1) расширять представление детей о символах, обычаях и традициях русского народа;
2)способствовать раскрытию творческих способностей детей;
3)воспитывать любовь к русской природе, уважение к обычаям, традициям и историческому прошлому России.
Каждая страница мероприятия посвящена теме родины. Здесь рассказывается о тех уголках малой родины, которые с детства дороги каждому человеку. Воспевается красота русской березки. Так же есть страница, которая повествует о трагическом времени в жизни русского народа – Великой Отечественной войне и страница, где прославляется русский народ.
Формы и методы реализации данного мероприятия разнообразные – декламация стихов на фоне музыки, инсценировки, танец – хоровод, просмотр фрагментов видеофильма.
Мероприятие было проведено совместно с детьми группы и родителями. В подготовке и проведении мероприятия приняли активное участие все дети, что значительно способствовало раскрытию творческих способностей каждого ребенка. Большое эмоциональное впечатление оказали на детей просмотр видеокадров живописных уголков России. Наличие у выступающих красивых русских костюмов, оформление группы имело большое эстетическое значение. Участие в мероприятии « С чего начинается Родина» сыграло большую роль в воспитании у детей патриотизма.
Используемая литература:
- Алешина Н.В.; «Родной край»/Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под.ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.
- Александрова Е.А. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
- Киркос Р.Ю. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», Издательство «САТИСЪ», 2001г.
- Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
- «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Т.И.Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А.Арапова-Пискарева.
- Натарова В.И. «Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
- « От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.
- С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Веселись детвора-начинается игра!"
В ходе развлечения дети знакомятся с разными играми, в том числе старинными народными. Вспоминают различные праздники и беседуют о них....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"
Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"
(Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев).Ведущий: Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О гармошке - говорушке разговор у нс пойдёт.Дети: /по очереди/ На Руси ...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"
(Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев). Ведущий:Велика Россия наша и талантлив наш народ, ...
СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ « С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…»
Познакомить детей с родным городом, краем и его достопримечательностями. Воспитать патриота своей страны....
Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"
Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"...
Творческо-информационный проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста....