Метод "Четыре угла"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МЕТОД «ЧЕТЫРЕ УГЛА»
Назначение метода:
- метод «Четыре угла» реализуется в контексте всех принципов интерактивной педагогики, ведущими среди которой являются: свобода выбора, смыслотворчество, мыследеятельность;
- педагоги могут предложить этот метод учащимся как на занятии, так и во внеучебной работе. Как метод, он может использоваться для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; актуализации знаний, отношения к ним, развития положительной познавательной мотивации; обобщения знаний и т.д.
Требования к реализации метода:
- Оптимальное количество участников – до 30 человек.
- Необходимое оборудование: аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам; четыре листа бумаги разного цвета (например, красный, жёлтый, синий, зелёный), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам; система вопросов с вариантами ответов-выборов чего-либо, которую будет предлагать педагог участникам.
- Время реализации метода – до 10 минут.
Порядок реализации метода:
- Педагог показывает метод и предлагает участвовать в его реализации.
- Развешивает в четыре угла аудитории по листу цветной бумаги.
- Педагог знакомит участников с правилами реализации метода.
Каждому участнику предлагается ответить на вопросы и сделать тот или иной выбор. После этого необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то предлагается пройти в центр аудитории. После того, как все участники сделали выбор и разошлись по четырём углам аудитории или собрались в центре аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет другим в своей группе (своему углу) сделанный им выбор; обмен мнениями, аргументами в отношении выбора проводится очень оперативно (по каждому выбору – 1-2 мин).
Далее делается следующий выбор и вновь организуется коммуникация.
4. Педагог предлагает участникам систему вопросов и вариантов ответов-выборов.
Оптимальное количество вопросов – 7-10.
5. После каждого вопроса и названных четырёх вариантов ответов педагог стимулирует выбор участниками какого-либо варианта и организацию ими коммуникации.
6. Когда все вопросы исчерпаны и состоялась коммуникация по последнему вопросу, педагог организует рефлексию состоявшегося взаимодействия:
- вырази своё отношение к теме предложенных вопросов (проблеме);
- какие мысли у тебя возникли по ходу участия в игре и после игры и т.п.
!!! комментарий
- Система вопросов метода, реализуемого на занятии, может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела или всего курса.
- Педагог к каждому из вопросов подбирает 4 (по количеству углов) варианта (выбора) ответов. Каждому варианту (выбору) соответствует определённый цвет. Когда педагог предлагает участникам ответить на вопрос, сделать выбор, то он обязательно каждый вариант выбора связывает с определённым цветом. Например: Ваше любимое время года? (красный цвет – лето; жёлтый цвет – осень; синий цвет – зима; зелёный цвет – весна).
- При каждом новом вопросе происходит перегруппировка участников. Если вариант ответа (выбора) на новый вопрос соответствует тому углу (цвету), в котором находится участник, то он остаётся на месте.
- После сделанного участниками выбора варианта ответа по вопросу возможна и иная модель их коммуникации – педагог предлагает 1-2 участникам из каждого угла и центра оперативно объяснить свой выбор.
- Возможна ситуация, когда в одном или двух углах (или в центре аудитории) оказывается только по одному участнику, тогда педагог может выслушать их объяснение сделанного выбора или организовать коммуникацию участников из разных углов.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА «ЧЕТЫРЕ УГЛА»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
- Какое время года наиболее любимо вами?
- зелёный – весна;
- красный – лето;
- жёлтый – осень;
- синий – зима.
2. Какому дереву вы отдадите предпочтение?
- зелёный – берёза;
- красный – дуб;
- жёлтый – сосна;
- синий – липа.
3.Какое домашнее животное особенно любимо вами?
- зелёный – лошадь;
- красный – корова;
- жёлтый – собака;
- синий – кошка.
- Какой цветок вы бы выбрали для себя?
- зелёный –ромашка;
- красный – роза;
- жёлтый – хризантема;
- синий – гладиолус.
- Какое животное, занесённое в Красную книгу Беларуси, наиболее значимо для природы Беларуси?
- зелёный – зубр;
- красный – бурый медведь;
- жёлтый – чёрный аист;
- синий – выхухоль.
- Что является ведущим фактором загрязнения окружающей среды?
- зелёный – промышленность;
- красный – транспорт;
- жёлтый – атомные электростанции;
- синий – сельское хозяйство.
- Какая из форм охраняемых природных территорий является наиболее эффективной?
- зелёный – национальный парк;
- красный – заповедник;
- жёлтый – заказник;
- синий – памятник природы.
8. Как вы оцениваете свой уровень экологической культуры?
- зелёный – высокий;
- красный – средний;
- жёлтый – низкий;
- синий – очень низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...
Рисуем углем, пастелью и сангиной.
Способы рисования углем, пастелью и сангиной....
Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»
Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социал...
НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"
НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....
НОД "Не красна изба углами, красна пирогами"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ- КРАСНА ПИРОГАМИ.Образовательные области : «Познание», «Труд». Цель: приобщение ...
Понятие о плане и углах геометрических фигур, о весе предмета.
Задачи: 1.Дать представление : - о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пр...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Знакомство с различными видами углов».
Познакомить детей с различными видами углов....