Метод "Четыре угла"
статья (подготовительная группа)

Кирсанова Наталья Владимировна

Научный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_chetyre_ugla.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД «ЧЕТЫРЕ  УГЛА»

Назначение метода:

  • метод «Четыре угла» реализуется в контексте всех принципов интерактивной педагогики, ведущими среди которой являются: свобода выбора, смыслотворчество, мыследеятельность;
  • педагоги могут предложить этот метод учащимся как на занятии, так и во внеучебной  работе.  Как метод, он может использоваться для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; актуализации знаний, отношения к ним, развития положительной познавательной мотивации; обобщения знаний и т.д.

Требования к реализации метода:

  1. Оптимальное количество участников – до 30 человек.
  2. Необходимое оборудование: аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам; четыре листа бумаги разного цвета (например, красный, жёлтый, синий, зелёный), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам; система вопросов с вариантами ответов-выборов чего-либо, которую будет предлагать педагог участникам.
  3. Время реализации метода – до 10 минут.

Порядок реализации метода:

  1. Педагог показывает метод и предлагает участвовать в его реализации.
  2. Развешивает в четыре угла аудитории по листу цветной бумаги.
  3. Педагог знакомит участников с правилами реализации метода.

Каждому участнику предлагается ответить на вопросы и сделать тот или иной выбор. После этого необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то предлагается  пройти в центр аудитории. После того, как все участники   сделали выбор и разошлись по четырём углам аудитории или собрались в центре аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет другим в своей группе (своему углу) сделанный им выбор; обмен мнениями, аргументами в отношении выбора проводится очень оперативно (по каждому выбору – 1-2 мин).

         Далее делается следующий выбор и вновь организуется коммуникация.

4. Педагог   предлагает участникам систему вопросов и вариантов ответов-выборов.

Оптимальное количество вопросов – 7-10.

5. После каждого вопроса и названных четырёх вариантов ответов педагог стимулирует  выбор участниками какого-либо варианта и организацию  ими коммуникации.

6. Когда все вопросы исчерпаны и состоялась коммуникация по последнему вопросу, педагог организует рефлексию состоявшегося взаимодействия:

- вырази своё  отношение к  теме  предложенных вопросов   (проблеме);

-  какие мысли у тебя возникли по ходу участия в игре и после игры и т.п.

!!! комментарий

  • Система вопросов метода, реализуемого на занятии, может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела или всего курса.
  • Педагог к каждому  из вопросов подбирает 4 (по количеству углов) варианта (выбора) ответов. Каждому варианту (выбору)  соответствует определённый цвет. Когда педагог предлагает  участникам ответить на вопрос, сделать выбор, то он обязательно каждый вариант выбора связывает с определённым цветом. Например: Ваше любимое время года? (красный цвет – лето; жёлтый цвет – осень; синий цвет – зима; зелёный цвет – весна).
  • При каждом новом вопросе происходит перегруппировка участников. Если вариант ответа (выбора) на новый вопрос соответствует тому углу (цвету), в котором находится участник, то он остаётся на месте.
  • После сделанного участниками выбора варианта ответа по вопросу возможна и иная модель их коммуникации – педагог предлагает 1-2 участникам из каждого угла и центра оперативно объяснить свой выбор.
  • Возможна ситуация, когда в одном или двух углах (или в центре аудитории) оказывается только по одному участнику, тогда педагог может выслушать их объяснение сделанного выбора или  организовать коммуникацию участников из разных углов.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА «ЧЕТЫРЕ УГЛА»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

  1. Какое время года наиболее  любимо вами?

- зелёный – весна;

- красный – лето;

- жёлтый – осень;

- синий – зима.

2. Какому дереву вы отдадите предпочтение?

- зелёный – берёза;

- красный – дуб;

- жёлтый – сосна;

- синий – липа.

3.Какое домашнее животное особенно любимо вами?

- зелёный – лошадь;

- красный – корова;

- жёлтый – собака;

- синий – кошка.

  1. Какой  цветок вы  бы выбрали для себя?

- зелёный –ромашка;

- красный – роза;

- жёлтый – хризантема;

- синий – гладиолус.

  1. Какое животное, занесённое в Красную книгу  Беларуси, наиболее значимо для природы Беларуси?

- зелёный – зубр;

- красный – бурый медведь;

- жёлтый – чёрный аист;

- синий – выхухоль.

  1. Что является ведущим фактором загрязнения окружающей среды?

- зелёный – промышленность;

- красный –  транспорт;

- жёлтый – атомные электростанции;

- синий –  сельское хозяйство.

  1. Какая из форм охраняемых природных территорий является наиболее эффективной?

- зелёный – национальный парк;

- красный – заповедник;

- жёлтый – заказник;

- синий –  памятник природы.

8. Как вы оцениваете свой уровень экологической  культуры?

- зелёный – высокий;

- красный – средний;

- жёлтый – низкий;

- синий – очень низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

Рисуем углем, пастелью и сангиной.

Способы рисования  углем, пастелью и сангиной....

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....

НОД "Не красна изба углами, красна пирогами"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ- КРАСНА ПИРОГАМИ.Образовательные области : «Познание»,  «Труд». Цель: приобщение ...

Понятие о плане и углах геометрических фигур, о весе предмета.

Задачи: 1.Дать представление :                 - о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пр...