НОД "Не красна изба углами, красна пирогами"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Старунова Марина Сергеевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ- КРАСНА ПИРОГАМИ.

Образовательные области : «Познание»,  «Труд».

 

Цель: приобщение к народной культуре

Задачи: познакомить с процессом выращивания и выпечки хлеба, продолжать знакомить с блюдами русской национальной кухни, с процессом выпечки пирогов.

         Развивать познавательную активность,; формировать умение работать с тестом.

         Воспитывать уважение к труду людей, воспитывать бережное отношение к хлебу, готовность к взаимопомощи и сотрудничеству.

         Закрепить понятия «серп», «ветряная мельница», «ухват», «чугунок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.01 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ- КРАСНА ПИРОГАМИ.

Образовательные области : «Познание»,  «Труд».

                     Подготовила Старунова М.С.

                                                          воспитатель МКДОУ  детский сад «Колосок»

Цель: приобщение к народной культуре

Задачи: познакомить с процессом выращивания и выпечки хлеба, продолжать знакомить с блюдами русской национальной кухни, с процессом выпечки пирогов.

         Развивать познавательную активность,; формировать умение работать с тестом.

         Воспитывать уважение к труду людей, воспитывать бережное отношение к хлебу, готовность к взаимопомощи и сотрудничеству.

         Закрепить понятия «серп», «ветряная мельница», «ухват», «чугунок»

СЛАЙД 1

 СЛАЙД2

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

(в зал входят дети)

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Ребенок : Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

Хозяйка:Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!

РебенокДома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

  Хозяйка: вы ко мне в гости пришли, я рада вас видеть и рада угостить! Русский народ славился гостеприимством, гостей любили угощать вареньем, пряниками, пирогами. Вот и я люблю печь пироги и всех угощать. А еще знаю много стихов про пироги.

К нам гости пришли, дорогие пришли.

   Мы кисель не зря варили, пироги пекли.

С малиной пирог, и с капустой пирог,

     А который без начинки- самый вкусный пирог!

А вы знаете стихи про пироги? Потешьте хозяйку, расскажите, что знаете.

ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ СТИХИ.

Вышла мама за порог -

Мы бегом смотреть пирог.

Попробовали крошечку,

Потом ещё немножечко -

От пирога с начинкой

Исчезла половинка.

Вернётся мама, скажем:"Мам,

Он проглотился как-то сам."

В сковородке пирожок

Получил спины ожог.

Повернулся на живот,

Так не очень сильно жжёт.

А внутри - варёный рис

Пирожку сказал: «держись»,

Если много белых мест,

Нас с тобой никто не съест

Сделать нужно нам пирог,

Чтоб отведать каждый мог.

Граммов сто возьмем улыбок,

И совсем чуть-чуть ошибок,

Смеха, звонкой радости

Полкило – для сладости.

Горстку доброты добавим,

Лаской, нежностью приправим,

Сердца пыл и жар души.

В печь сажай и не тужи.

Наш пирог на удивленье

Получился – загляденье!

Просто чудо – не стряпня,

Угощайся вся родня!(с)         1

А загадки вы умеете отгадывать?

1. Попало наше тесто

В горячее место.

Попало –

Не пропало,

Румяной булкой стало

Печь) СЛАЙД 3

- Ребята, кто знает, для чего в старину была нужна печь? (Ответы детей)

В каждой избе была печь. Печь – матушка, печь – кормилица. Она не только обогревала жилище но и лечила людей, в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А сейчас где еду готовят, в чем пекут пироги?

2. Стоит пан на столе,

Густой пар в голове.

Всех за стол зазывает.

Вкусным чаем угощает. (Самовар) СЛАЙД 4

Вы знаете как раньше использовали самовар? (Ответы детей)

Из самовара пили чай только по великим праздникам, или когда встречали дорогих гостей. Самовар растапливали углями. Чай из самовара намного вкусней, ароматнее.

А сейчас в чем кипятят воду для чая?

3. Однорук, зато рогат,

Он в избе первейший хват.

Ухватил горшок —

Да в печку.

Вот ухватистый!...

(Ухват) СЛАЙД 5

Кто знает, для чего хозяйкам нужен был ухват? (Ответы детей) .

Ухватом доставали из печи посуду, в которой готовили пищу. У него очень длинная ручка. Это для того, чтобы хозяйка не обожгла руки в огне. Ухват всегда находился рядом с печкой и был первым помощником. (Дети рассматривают ухват)

А сейчас с помощью чего прихватывают горячие предметы на кухне?

Хозяйка. Молодцы, ребятки, знаете отгадки.

Я хочу вам рассказать и показать ещё одну вещь, которая была в каждой русской избе у каждой хозяйки. Давным - давно, когда ещё не было кастрюль, вместо них люди пользовались чугунками. Они не портились в печи, т. к. были изготовлены из чугуна, отсюда их название.  СЛАЙД 6

А сейчас предлагаю вам немного поиграть. Согласны? Это игра – соревнование.

(Хозяйка объясняет правила игры: нужно разделиться на две команды.

Одна команда выбирает карточки с изображением предметов, которые использовали в старину, другая - карточки с изображением предметов, которые используют в наши дни. Победит та команда, которая не только выберет карточки быстро, но ещё сделает это правильно.)

После игры – соревнования хозяйка обсуждает с детьми правильность выполнения задания.

Порадовали вы меня своими стараниями, сообразительностью и знаниями.

   А я решила вас сегодня пирогами угостить, и не только угостить, но и научить их печь. Вы помогаете разделывать и печь пироги маме и бабушке? Хотите стать моими помощниками? А из чего пекутся пироги?

-- а из чего делают тесто?

-- а откуда берется мука?

Долгий путь проходит хлеб, прежде чем окажется на столе. А с чего все начинается? (все начинается с того, что рожь или пшеницу необходимо  посадить в землю. СЛАЙД 7)

Давным- давно не было у человека специальных машин, облегчающих труд. Поэтому хлеб доставался большим трудом. Чтобы посадить зерно, необходимо было вручную вспахать поле и засеять. СЛАЙД 8

А как сейчас выполняется эта работа? (а сейчас эту работу выполняют специальные машины (трактора, сеялка, борона)) СЛАЙД 9

Затем, когда пшеница вырастет и созреет, ее необходимо собрать. Раньше люди косили ее вручную СЛАЙД 10, а сейчас?  (а сейчас человеку помогают комбайны) СЛАЙД 11 комбайн – это такая специальная машина, которая отделяет зерна пшеницы от ростков и мусора.

Ребята, а кто знает, что происходит потом?

(Затем зерно загружают в грузовики СЛАЙД 12 ) и везут на мукомольный завод, где его перемалывают и получают муку (СЛАЙД 13)

А кто знает, где раньше зерно мололи? (ветряная мельница) СЛАЙД 14

А уж потом, получившуюся муку расфасовывают  в специальные пакеты и везут в магазины, где мы ее покупаем. СЛАЙД 15

А из муки можно много разной вкусной выпечки испечь. СЛАЙД 16

Ребята, скажите, почему нужно беречь хлеб?

Ребята, назовите, пожалуйста сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия («Колобок», «Машенька  и медведь», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Царевна-лягушка»).

    Ребята, а какие продукты нужны для того, чтобы тесто получилось? СЛАЙД 17

Тесто нужно очень хорошо вымесить. Месить его нужно ласково, с хорошим настроением и любовью. Как вы думаете зачем? (наше хорошее настроение передается и тесту). Затем тесто нужно поставить в теплое место. А знаете зачем? (чтобы тесто поднялось и стало мягким, пышным. Из такого теста пироги вкуснее). СЛАЙД 18

Я сегодня утром поставила тесто для вас, и оно уже поднялось. Посмотрите, как много его стало! Это тесто уже готово. Но прежде чем начать работать, что нужно сделать?

Правильно, мыть руки, надевать фартуки.

На столах в тарелочках лежит начинка для пирогов. Я раздаю вам по кусочку теста, расплющите его руками, затем кладите начинку. Чтобы тесто не прилипало к рукам, его нужно обсыпать мукой. Посмотрите, как нужно защипывать шов на пирожках. Как будут готовы пирожки, мы сложим их на противень, смазанный маслом.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Посмотрите, какие у нас замечательные пирожки получились! Теперь их нужно поставить в духовку.

Скоро наши пирожки испекутся, и мы будем пить чай.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не красна изба углами- красна пирогами Непосредственно-образовательная деятельность. Образовательные области : «Познание», «Труд» Старунова Марина Сергеевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад «Колосок» с. Баево 2014 год

Слайд 2

Не красна изба углами- красна пирогами.

Слайд 3

Печь

Слайд 4

Самовар

Слайд 5

Ухват

Слайд 6

Чугунок

Слайд 7

пшеница

Слайд 8

Обработка полей вручную.

Слайд 9

Обработка полей в наше время

Слайд 10

Уборка урожая

Слайд 11

Уборка урожая в наше время

Слайд 12

Погрузка зерна

Слайд 13

Мукомольный завод

Слайд 14

Ветряная мельница

Слайд 15

Мука на прилавках магазинов

Слайд 16

Продукция из муки

Слайд 17

Продукты для теста

Слайд 18

Утром с бабушкой Алиной мы пекли пирог с малиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....

"Не красна изба углами, а красна пирогами"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)....

Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...

Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными т...

НОД для детей старшей группы "Не красна изба углами - красна пирогами"

В увлекательной форме дети знакомятся с тем, как хлеб попадает на стол к человеку. А также дети имеют возможность испечь пирожки своими руками и угостить всех своей выпечкой....