Рисуем углем, пастелью и сангиной.
материал по рисованию по теме
Способы рисования углем, пастелью и сангиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risuem_sanginou_uglem.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сангина, сепия, бистр |
Мелки красного и коричневого цветов являются традиционными материалами. Во все времена они широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете. Сангина являлась излюбленным материалом художников прошлого.
Термин «сангина» означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет мелка, а также технику, в которой выполняется рисунок данным материалом. В некоторых специализированных источниках вы можете встретить этот термин в мужском роде - "сангин".
Другие мелки похожего типа – сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый).
Материал сангина чаще всего изготавливается из каолина и окиси железа. Как пастель, уголь и соус, сангина является мягким материалом, которому при производстве придается форма четырехгранных или круглых мелков, не имеющих деревянной или другой оправы. В продаже сангину чаще всего можно встретить в наборах в виде коротких брусочков, при этом каждый набор имеет свой оттенок.
Техника работы в этом материале характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. Сангину очень часто сочетают с черным (итальянским, французским) карандашом. На белой бумаге сочетание данных материалов дает тона, близкие к тону тела.
Полезные советы:
Для работы выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж – сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.
Иногда сангину комбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодных оттенков придает особое очарование таким работам.
Рисунки, выполненные сангиной, не принято фиксировать, их защищают застекленной рамой.
Уголь |
Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение и переживания художника.
Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.
При создании небольших работ отдают предпочтение диаметру от 4 до 10 мм; художники-декораторы используют уголь крупнее. Палочки затачивают очень остро – для получения тонких штрихов, или в виде широкой лопаточки – для нанесения жирных линий. Уголь в палочках можно приготовить самостоятельно из березовых или ивовых палочек.
В продаже бывает также прессованный уголь. Это не настоящий уголь, так как он изготавливается из пигмента ламповой сажи, смешанного со связующим, и затем прессуется в палочки прямоугольной или цилиндрической формы, выпускается также в виде карандашей. Такой уголь плотный и тяжелый, он образует неповторимую бархатистую линию глубокого черного тона. Следует иметь ввиду, что прессованный уголь не пригоден для выполнения предварительного рисунка в масляной живописи, поскольку плохо удаляется с поверхности и вызывает потемнение красок.
Перечисленными видами угля можно наносить штрихи, проводить линии, а также растушевывать след пальцами или специальной растушевкой. Однако только прессованный уголь можно растворять влажной кистью и наносить на бумагу как черную акварель.
Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю. Изготавливается посредством пропитки угля маслом.
Полезные советы:
При всех достоинствах угольные рисунки недолговечны, если их не закрепить фиксативом. Современные виды фиксативов выпускаются в аэрозолях. В качестве альтернативы можно использовать два или три слоя акриловой эмульсии, которую наносят с помощью распылителя. Такой вид фиксации рисунка, выполненного углем, подходит для более крупных работ, например фрески и т.п.
Для самостоятельного приготовления угля потребуется нарезать березовых или ивовых палочек длиной около 15 см, очистить от коры и положить в консервную банку, засыпав доверху песком, закрыть, обмазать глиной и поставить для обжига в печь. Глиной обмазывают банку со всех сторон, оставив небольшое отверстие в центре крышки. Когда из этого отверстия пойдет легкий дымок, можно вынимать банку из печи, остудить и достать угли. Если угли не дожгли, они будут царапать бумагу, пережженный уголь станет крошиться. Лучшая температура для обжига – 250-300 градусов Цельсия
Пастель |
Для изготовления пастели применяют особые пигменты – сухие порошки, которые также входят в состав клеевых красок. Связующими веществами чаще всего являются гуммиарабик и декстрин.
Оттенки пастельной палитры имеются в готовом виде. Производители путем смеси разных пигментов и наполнителей (мела, белил) изготавливают палочки пастели самых разнообразных цветов, а в пределах каждого цвета – всевозможных оттенков.
В этюде смешение пастельных оттенков, как правило, не делается, так как пастель является кроющим материалом и при накладывании одного штриха на другой преимущественно виден цвет только верхнего слоя.
В большинстве случаев для уверенной работы вполне достаточно 50-100 оттенков. Пастель предлагается на рынке как отдельными палочками, так и в наборах подобранных цветов.
Пастелью создаются живописные произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита, однако, техника их исполнения ближе к рисунку. Пастель наносят на основу штрихами, оставляя их нетронутыми. При взгляде на работу издали штрихи сливаются в общий цветовой фон. Иногда штрихи просто растирают пальцем, смешивая таким образом различные цвета и оттенки. Однако этим нельзя увлекаться во избежание затертости и однообразной «туманной» тушевки.
Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке.
Полезные советы:
Особую живописность приобретают пастельные работы, выполненные на специальной цветной бумаге или тонированном грунте.
Лучше всего частицы пастели удерживаются на рельефной бумаге.
Работы, выполненные пастелью, необходимо фиксировать: иногда достаточно даже дуновения, чтобы удалилась часть краски. Но любой химический фиксатив меняет внешний вид пастели, цвета становятся темнее и работа может принять вид темперы, покрытой лаком. Для фиксации работ, выполненных пастелью, используются аэрозольные лаки.
Лучше всего вставлять законченную работу в паспарту, раму и прижать сверху стеклом. Все, что нужно, чтобы любоваться произведением – периодически протирать стекло обрамленной работы чистой влажной тканью.
Пастельные работы следует всегда держать в сухих условиях, чтобы предотвратить образование плесени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование сангиной и углём с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
Использование нетрадиционных материалов для рисования на занятиях ИЗО с дошкольниками с нарушением зрения. Особенности организации и специфика занятий по рисованию с данной категорией детей....
Конспект НОД "Рисуем углем"
Конспект НОД "Рисуем углем" (с применением ИКТ)...
«Рисуем углем»
Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадицион...
Презентация "Рисование углем, сангиной, соусом"
Презентация по художественно-эстетическому развитию....
Мастер - класс для педагогов на тему : " Техника рисования пастелью,углем и сангиной."
История возникновения мягких материалов в мировой культуре и их использование сегодня в детском саду....
Мастер - класс для педагогов на тему : " Техника рисования пастелью,углем и сангиной."
История возникновения мягких материалов в мировой культуре и их использование сегодня в детском саду....
Мастер – класс с педагогами на тему: «Техника рисования углем и сангиной»
повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования....
Комментарии
Большое спасибо за Ваши
Большое спасибо за Ваши советы!