Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по теме «Народные куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сапожникова Нина Витальевна

В конспекте занятия педагог знакомит детей с особенностями народных тряпичных кукол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по теме  «Народные куклы»

Программное содержание. Приобщать детей к истокам народной культуры и традициям.

Цель: Расширять представления детей о назначениях кукол в жизни наших предков. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно отвечать на вопросы. Закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить пословицы и поговорки.

Материалы: Куклы (тряпичные, современные). Картинки разрезные, цветные карандаши, раскраски, эмблемы (для каждого ребенка).

Предварительная работа: Чтение стихотворения об осени, сказок «Василиса Премудрая», «Липунюшка». Разучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия.

- Ребята, к нам пришло необычное письмо. (Дети рассматривают конверт необычной формы, склеенный осенними листочками) Читаю:

Куда: Детский сад «Петушок»

Кому: Детям старшей группы

От кого: от куклы Колокольчик.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

У нас с куклами собрание было мы говорили о народных тряпичных куклах. О том, что раньше делали по временам года. Получился спор. Одни считают, что осенью делали только осенние куклы. А другие считают, что кукол делали всякие на все времена года, одни говорили, что осень уже, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Представьте нам убедительные доказательства. Ведь осенью мы с куклами проводим праздник урожая «Осенины». Надеемся на вашу помощь. Кукла Колокольчик.»

- Да действительно, у кукол серьезные проблемы.

- Ну, что поможем куклам?!

- Мы, разделимся на две команды. Одна команда будет спорить с другой и доказывать, наступила осень или нет, можно куклам проводить праздник «Осенины» или еще нет.

Наши команды называются «Знайки» и «Умники». Командиры команд будут Дарина и Ульяна. А жюри будет оценивать ваши знания и умения и в конце викторины проведет итог.

Как один мы дружно встали,

Солнышку привет сказали.

Все друг-другу улыбнулись

И на стльчики вернулись.

Загадки про кукол читает К.Милана и С.Диана:

  1. Ей меняла я наряды,

Спать кладу, гулять вожу

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья? (кукла)

  1. Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять (кукла)

  1. Задание. Какая команда назовет больше пословиц и поговорок об осени и о народных тряпичных куклах:

- Поздний листопад – к суровой зиме.

- Осенняя пора – птицы со двора.

- Октябрь землю кроет – где листком, где снежком.

- В ноябре зима с осенью борется.

- Кто в куклы не играл – тот счастья не видал.

- Кто в куклы не играл – тот счастья не видал.

- Первый ребенок – последняя кукла.

- Как птицы из всего стоят гнезда, так дает из всего мастерят себе куклу.

Молодцы!

  1. Какая команда прочитает больше стихотворений об осени и куклах.

Стихотворение «Травница»

Ищем куклу мы для мая.

Нет сомнений – вот, она!

Прям для мая создана.

Достойная напарница

Под названьем травница.

Пёстрая, разнообразная,

Синяя и красная,

Зелёная и голубая,

Такая, как цветенье мая –

Стоит внутри себя собрав

Собранье самых разных трав.

Душица, ромашка, мята –

Вот чем куколка богата.

Вам здоровье обеспечит,

Ведь она травою лечит.

   Кукла синеглазка

Бабушка Танюше куклу подарила:

Глазки голубые и румянец милый.

Светлая головка, маленькие ножки

Платье кружевное, красные сапожки…

Жил с малюткой в дружбе

Котик полосатый,

Он качал ей люльку

Лапочкой мохнатой…

Стихотворение Осень

Опустел скворечник,

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Стих «Осень»

Вот и осень наступила

Ножки в луже промочила

Ветерок чихнул, с дерева упал листок

Повернулся на бочок и уснул.

Молодцы!

  1. Какая команда больше расскажет о народных тряпичных куклах (подорожница, травница, зайчик на пальчик, зерновушка, десятиручка, ангелочек). Ребенок выходит, выбирает куклу любую и рассказывает про эту куклу.
  2. «Собери картинку» (тряпичные куклы). Чья команда быстрее соберет картинку из частей.
  3. Конкурс для командиров команды. «Расскажи, что за куклы ты видишь на панно?» (панно с куклами)

Пальчиковая гимнастика

- Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

- И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

- До чего ж она устала – (шагает по столу мизинчик и безымянный пальчики).

- Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

6) Конкурс «Расскажи про осень»

- Что происходит осенью в природе?

- Назови осенние месяца.

- Как называется явление природы, когда падают листья?

- Почему листья падают?

- Как готовятся к зиме дикие животные? И т.д.

7) Конкурс художников (раскрасить приготовленный заранее в контурной черно-белом варианте куклы). Молодцы!

- итак мы узнали, что уже осень, поздняя осень уже. Скоро зима наступит.

- Сейчас нам жюри озвучит, чья команда больше баллов набрала. И напишем коллективное письмо о том, что куклам можно проводить праздник «Осенины». Стук в дверь. Звучит мелодия, похожая на звон колокола. Приходит кукла колокольчик.

- Ой ребята наша куколка пришла, она все услышала о том, что уже осень. А куколка колокольчик принесла вам угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (с показами слайдов на ноутбуке)

Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задачи:  Образовательные: - закреплять и уточнять знания и представле...

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Карамелька в гостях у ребят»

Расширение представления детей о сладостях, конфетах. Развитие умения анализировать, сравнивать, строить логические суждения, формировать способность смотреть на привычные предметы (фантики от конфет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, в воде размокает, то есть становится мягкой) , и ткани (прочная, её трудно порвать,...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...