Знакомство с Санкт-Петербургом
рабочая программа (старшая группа)
ЗНАКОМСТВО С САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgovedenie.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Пояснительная записка.
Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребёнка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию. Процесс социокультурного развития ребёнка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Краеведческое образование детей дошкольного возраста может рассматриваться, как процесс целенаправленного приобщения детей к ценностям культурного наследия Санкт-Петербурга, ориентированный на формирование интереса к истории и жизни города, процессу его познания, развитие творческой деятельности на основе представлений, впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием родного города.
Познание города, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения, развивает аналитические способности, познавательную активность.
При проектировании целей, задач и содержания краеведческого образования детей дошкольного возраста важно учитывать, что оно носит пропедевтический характер. Это определяет и направленность на развитие интереса ребенка к городу и процессу его познания. Одним из важнейших средств развития интереса детей к культурному наследию Санкт-Петербурга выступают представления детей о городе. Особенность отбора содержания представлений о культурном наследии города в период дошкольного детства состоит в необходимости исходить из особенностей проявления интереса детей к определенным объектам города (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Аничков мост и др.), направленности интереса на скульптурные объекты архитектурных ансамблей города, возможность событийного наполнения образов, исполнения сюжетов мифов, легенд и самостоятельно придуманных историй, основанных на особенностях детского воображения.
Планирование составлено с учетом возрастных особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.
Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, тематическое планирование строится на использовании большого количества игр и дидактических пособий, позволяющих в игровой, увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную игровую и учебную деятельность детей, что способствует развитию памяти, внимания, логического и творческого мышления, помогает детям осваивать навыки учебной деятельности.
Структура тематического планирования учитывает минимальное количество специальных занятий. Основные вопросы содержания каждой темы подкрепляются описанием видов деятельности, в которых они закрепляются: это игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская деятельность, различные виды продуктивной деятельности и др.
В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия), а также выездные экскурсии.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с позиции ФГОС дошкольного образования. Поэтому в ней представлены основные способы реализации цели и задач: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников.
Критериями оценки результативности программы выступают показатели интереса детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Цель программы: развитие интереса детей к культурному наследию Санкт- Петербурга.
Цель программы реализуется в процессе решения следующих задач:
- Развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к городу;
- развивать способность чувствовать красоту городу и эмоционально откликаться на неё;
- содействовать становления желания принимать участие в традициях города и петербургской семье; поддерживать традиции;
- развивать чувство гордости за великие дела петербуржцев, бережное отношение к родному городу.
- Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт- Петербурга;
- включать детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую расшифровыванию символов и основных мыслей, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга;
- развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, сравнивать, сопоставлять.
- развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт- Петербурга.
- Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт- Петербурга;
- сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте;
- расширять представления детей о том, что делает город красивым, декоративном убранстве городских строений;
- познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт- Петербурга, раскрыть единство архитектурного-скульптурного облика города;
- познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев;
- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.
4.
- Содействовать развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой является представления о Санкт Петербурге;
- способствовать отражению представлений о Санкт-Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках;
- развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге;
Условия реализации программы.
Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа рассчитана на один год..
Список используемой литературы.
- О.В. Солнцева, Е.В.Коренева «Город – сказка, город – быль» учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург.: Речь, 2013
- Т.Ю. Толкочева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Пеербурга». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. –М., 2004.
- Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Смирнова П.А. Петербургская тетрадь для детей 4-6 лет.
- Маленькие граждане большого города –СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена , 2007..Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников и краеведению и истории России. –М., 2005.
- Алифанова Г.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. –СПб.: Паритет.
- Кравченко Т.Ю. Путеводитель для детей. Санкт-Петербург. – М.: Издательство АСТ, 2017г.
- Дмитриев В.К. Книга-игра с наклейками. – СПб.: Корона Принт, 2014г.
- Дмитриев В.К. Символы Санкт-Петербурга. – СПб.: Корона Принт,2013г
- Рапопорт А. Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель. – М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2016г. и др.
Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы «Знакомство с Санкт-Петербургом»
для детей старшей группы
№п/п | Тема | Формы работы | Формы работы с родителями | Задачи | Сроки проведения |
1 | «Это моя улица, это мой дом» | -рассматривание карты своего района, иллюстраций с его видами; просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»; - конструирование домов; - рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города; - настольно-печатная игра «Укрась здание»; - составление рассказа на тему «Опиши свой район (дом)» по плану; - экскурсия по близлежащей к саду территории; - знакомство с книгой К.Горбачевич и Е.Хабло «Почему так названы» (выборочно); - рисование «Мой дом» | -обсуждение на родительском собрании темы: «Давайте вместе растить наших петербуржцев»; -опрос родителей, выявление предложений по улучшению работы с детьми в области знакомства с культурным наследием города; - «маршрут выходного дня» – прогулки по улицам микрорайона. | - продолжить знакомить детей с районом, в котором они живут, с историей его возникновения, с улицами района; -обогащать словарный запас детей (названия улиц); - совершенствовать навыки связной речи детей; - формировать у детей интерес к изучению района, к его значению в жизни города. | Сентябрь |
2 | «В чудном городе живем «горожане» всех зовем» | - рассматривание городских и деревенских пейзажей, книг и слайдов о городе и деревне; - настольно-печатные игры (пазлы, мемо с видами Санкт-Петербурга); - беседы: «Кто такие горожане?», «Кто такие петербуржцы?», - конструирование: макетное изображение садов и парков в сочетании с постройками городских домов; - рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города; - слушание «Там, где зореньки алые, алые» (муз. Г.Вихаревой, сл. А.Ивановой, Г. Вихаревой) | -продолжить совместно с родителями знакомить детей с городом, в котором они живут, с историей его возникновения; -«маршрут выходного дня»: экскурсия к Петропавловской крепости. | - формировать знания детей о своем городе, о его достопримечательностях; - развивать пространственную ориентацию, учить пользоваться картой; - воспитывать любовь к своему городу, бережное отношение нему; - воспитывать культуру поведения настоящего петербуржца. | Октябрь |
3. | «Рождение города Санкт-Петербурга» | - просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»; - загадки о СПб; - рассматривание изображений Петропавловской крепости, Петропавловского собора, Медного всадника; фотоальбомов, открыток с достопримечательностями Петербурга; - конструирование из крупных деталей конструктора стены крепости, здание собора; - чтение стихотворений: Е.С Ефимовский «Заячий остров», С. Скаченков «Петропавловская крепость»; - коллективная аппликация «Осенний Петербург»; - разучивание песни «Санкт-Петербург» (муз. и сл. И. Понаморёвой); - подвижные игры «По болоту Петр шёл», «Туча-Тётя» | - рекомендации родителям по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом; - Предложить посетить с детьми: памятники: Медный всадник, Конную статую Петру 1 у Михайловского замка, Памятник Петру 1 на территории Петропавловской крепости, памятник Петр-плотник, Летний сад и т.д. по выбору детей и родителей. - Выставка фотографий на тему «Где я люблю бывать в своем городе?!» | -расширять знания детей об истории родного города, его достопримечательностях (Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского остров, Летнего сад) - познакомить детей с жизнью основателя СПб – Петром I; - сформировать у детей представление, почему царь Петр решил строить город именно в этом месте; - познакомить с памятниками Петру I; - воспитывать уважение к родному городу, желание узнать о нем как можно больше | Ноябрь |
«Символы Санкт-Петербурга» | - просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»; - рассматривание альбома «Гербы и символы СПб и Лен. Обл.» Г.В. Калашников; - Дидактические игры: «Найди ошибку в изображении герба», «Найди неправильную деталь на гербе»; - прослушивание гимна Санкт-Петербурга; - раскрашивание герба, флага СПб - альбом-раскраска «Символы Санкт-Петербурга»;; - пазлы, разрезные картинки по теме | - консультации для родителей на темы: «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «Город как среда воспитания ребенка-дошкольника»; - ширма «Виды старого Петербурга» | - сформировать знания о государственных символах города; -познакомить с историческими символами города: Медный всадник, кораблик на шпиле Адмиралтейства, силуэт Петропавловской крепости, статуи грифонов, сфинксов, разведенные мосты; - обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль, флюгер, верфь, крепость решетка, сфинксы, грифоны; -вызывать интерес к изучению истории и архитектуры родного города. | ||
4. | «Петр Первый - основатель Санкт-Петербурга» | - просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»; - заучивание стихотворения М. Борисовой «Памятник Петру I»; -трафареты мест связанных с именем Петра I; - конструирование: «Строим город», «Строим крепость»; - слушание отрывка из поэмы А.Пушкина «Медный всадник"; - слушание П.И.Чайковский цикл «Времена года» (октябрь) | Предложить посетить с детьми: памятники: Медный всадник, Конную статую Петру I у Михайловского замка, Памятник Петру I на территории Петропавловской крепости, памятник Петр-плотник, Летний сад и т.д. по выбору детей и родителей. | - познакомить детей с детством основателя СПб – Петром I; - сформировать у детей представление, почему царь Петр решил строить город именно в этом месте; - познакомить с памятником Петру I «Медный всадник» | Декабрь |
5. | «Блокада Ленинграда в годы ВОВ. Героическая защита города. Дорога Жизни» | - рассказ воспитателя «Жизнь ленинградцев во время блокады»; - просмотр слайдовой презентаци на тему «Подвиг нашего города в дни блокады»; - рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда»; - этическая беседа: «Бережное отношение к хлебу»; - аппликация «Вечный огонь»; - заучивание песни «Ленинградские мальчишки» (Муз. И.Шварца, сл. В. Коростылева); - прослушивание песен «Священная война» (муз. А. Александрова, сл.В. Лебедева-Кумача), «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), «Военный марш» Г. Свиридова. | -оформление информационного пособия «Что мы знаем о блокаде» | - продолжать знакомить детей с историческим военным прошлым родного города; - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады; - дать представление о мемориалах «Пискарёвское кладбище», «Цветок жизни» и «Разорванное кольцо»; - дать представление о книге «Дорога Жизни». | Январь |
6. | «Невский проспект» | -свободное общение на темы: «Что такое проспект?», «Чем отличается улица от проспекта?»; - рассказ воспитателя «Невский проспект – главная магистраль Санкт-Петербурга»; - рассматривание изображений исторических зданий на Невском проспекте (Адмиралтейство, Казанский собор, Пассаж, Гостиный двор, Дом книги и т.д.); -слушание «Осенний Петербург» (муз. и сл. Гусева) -подвижная игра «Мы по Невскому шагаем» | -предложить совершить с детьми прогулку по Невскому проспекту, обращая внимание детей на дома и сооружения. | - дать знания о том, что Невский проспект – главная улица города, о его величине, назначении, украшениях; - уточнять и активизировать словарь (слова: Невский проспект, Нева, улица, транспорт, красивый, главный); - воспитывать у детей желание как можно больше узнать о городе, вызывать интерес к познанию. | Февраль |
7. | «Дворцовая площадь – главная площадь города» | - рассказ воспитателя о местонахождении Дворцовой площади, истории названия. - рассматривание фотографий, иллюстраций, слайдов с изображениями объектов, которые находятся на дворцовой площади (Зимний дворец (Эрмитаж), здание Главного штаба, Александровская колонна) - рисование на тему: «Главная площадь моего города»; - слушание стихотворения А.Брюсова «Александрийский столп»; - заучивание загадки о Дворцовой площади | Предложить родителям побывать с детьми на Дворцовой площади. | - познакомить детей с Дворцовой площадью, рассказать о том, что она является главной площадью нашего города; - на примере Дворцовой площади рассказать детям о понятии «Архитектурный ансамбль», показать как на протяжении многих веков создавалась это красивейшее место СПб; | Март |
8. | «В гранит одетая красавица Нева» | -беседы на темы: «Главная река города», «Какое значение имеет река в жизни горожан», «Почему Неву можно назвать труженицей и кормилицей?»; - рассказ воспитателя «Как родилась Нева, как попадает вода из Невы в городские квартиры» - слушание стихотворения А. Кушнера «Ленинградские реки» - словесные игры: «Нева какая?», «Вода в Неве какая?»; - рассматривание карты Санкт-Петербурга с изображением Невы с высоты птичьего полёта. | - прогулки с родителями «Мосты и набережные Невы», - консультирование «Безопасное поведение на льду»; - информационный стенд «Как закаляться водой» | - познакомить детей с главной рекой города и названиями других рек; - расширить представления детей о значении рек в жизни города, значении воды для человека. | Апрель |
9. | «Чудо-великаны над Невою встали» | - рассказ воспитателя «История создания мостов»; - коллективная лепка «Нева с мостами»; - просмотр слайдов на тему «Мосты города»; - чтение стихотворений: И.Батый «Мосты Петербурга», В.Набут «Аничков мост», В.Кузнецов «Мосты» и др.; - загадываение загадок по теме; - заучивание А.Свиридова «Будем реки мы считать» | -рекомендации родителям по закреплению знаний детьми правил поведения на улице; - посещение музея воды. | -обогатить представления детей о назначении мостов, истории их создания в Санкт-Петербурге; - закрепить понятие о бережном отношении к природе; - продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями; - познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями; - рассказать об истории и значении строительства мостов города Санкт - Петербурга | Май |
«День рождения нашего города» Итоговое мероприятие | - просмотр слайдов на тему «День рождения нашего города»; - оформление альбома «Я и мой город»; - выставка рисунков и фотографий на тему «Моё любимое место города»; - разучивание стихотворения «Мы очень любим город свой» М.Борисова; - КВН «Люби и знай свой город» | - КВН «Люби и знай свой город» | -вызвать чувство гордости и восхищения родным городом, желания беречь его больше узнавать его; - познакомить с точной датой рождения нашего города; - дать представление о современном развитии нашего города; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы "Знакомство с Санкт-Петербургом"
Первое знакомство детей средней группы с Петербургом...
Презентация "Знакомство с Санкт-Петербургом"
Иллюстрирующая презентация...
Учебно - методическое пособие: "Знакомство с Санкт-Петербургом"
Санкт-Петербург город особенный, и в отличие от многих других столиц мира он не образовывался веками на берегу реки, и не вырастал из мелких деревень и слобод. Он был воздвигнут по воле великого госуд...
Проект педагогической технологииТема: «Познавательное развитие и воспитание старших дошкольников через совместную работу ДОУ и семьи по знакомству с Санкт-Петербургом»
Проект предусматривает знакомство детей с Санкт-Петербургом Разработан план НОД и продуктивно-художественной деятельности,а также работа с родителями...
Самообразование "Знакомство с Санкт-Петербургом"
Сформировать у детей систему знаний о своём родном городе Санкт-Петербурге....
Первое знакомство с Санкт-Петербургом
Стимулом для того чтобы начать углубленную работу введению ребёнка в пространство города как образовательную площадку стало то, что на данный момент мы сталкиваемся с тем, что видна потребность воспит...
Формирование будущего гражданина и патриота России через знакомство с Санкт-Петербургом
Заложить в душу каждого ребенка любовь к своей Родине, чувство гордости за нее – вот одна из моих главных задач. Именно в старший дошкольный возрастной период закладываются основные интересы дет...