музейная педагогика
учебно-методический материал

Приобщение ребенка к культуре своего народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как инновационное направление реализации ФГОС ДО в патриотическом воспитании детей.

Звонарева С.Ю.

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ Д/С «Малыш» Зерноградского района

Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что, в свою очередь, будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.    

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине всегда находились в центре внимания педагогов-дошкольников. С введением в действие ФГОС ДО — знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края стало одним из приоритетных направлений.

         Приобщение ребенка к культуре своего народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – ст. Мечетинской.

Актуальность проекта: обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства.

Цель проекта: создание мини-музея казачьей культуры, как действенного модуля  для обогащения   образовательного пространства дошкольного учреждения, повышения его статуса в окружающем социуме, повышение качества дошкольного образования.

Задачи проекта:

− организовать специальное пространство в детском саду для размещения, использования и хранения музейных экспонатов;

− создать основу учебно-методического комплекса, обогащающего образовательный процесс (разработка занятий, экскурсий, развлечений, дидактических пособий и т. д.).

− привлечь внимание родителей и детей к музейной культуре, знакомить с историей и культурой Донского края, побуждать к творческой, исследовательской и познавательной деятельности;

− развивать творческие способности детей через приобщение культурному наследию казачества.

Это и послужило побудительным мотивом, причиной, разработки мною проекта «Казачий край». Этот проект длительный и реализуется тремя мини-проектами:

  1. Музейная экспозиция «Казачье подворье». (создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ под открытым небом)
  2. «Краеведение». (формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности)
  3. «Музейная педагогика». (разработка и проведение экскурсий)

Первый мини-проект по созданию музея под открытым небом уже реализован и состоял из трех этапов:

1. Подготовительный этап проекта (апрель 2018 года):

- разработка проекта двора - реконструкция фрагмента казачьего подворья;

- расчистка и разметка территории для подворья;

2. Внедрение проекта (май-сентябрь 2018):

- благоустройство и оборудование подворья.

3. Заключительный этап проекта (октябрь):

- открытие музея под открытым небом - реконструкция фрагмента казачьего подворья,

- проведение праздника «Посвящение в казачат»;

- публикация материалов о работе подворья в районной газете, на официальном сайте МБДОУ

Так как проект был запланирован как полностью благотворительный, следующим нашим шагом стал поиск материального обеспечения,  и непосредственной физической помощи в строительстве.

Работа началась! Строительство подворья длилось 4 месяца. Первым делом была очищена территория, отведенная для будущего строительства, и нанесена разметка объектов на участке. Администрацией ДОУ была проведена работа со спонсорами и по приобретению некоторых стройматериалов. Очень помогли нам родители, все делалось своими силами. Чему только не пришлось научиться родителям и сотрудникам учреждения! И крышу крыть камышом, и мазать саманные стены куреня, и поновлять, и плетень из лозы плести. Заготовленную лозу и прутья нужно было без промедления использовать чтобы они были гибкими при плетении. И вот казачий двор огорожен плетнём с казачьими воротами и калиткой. 

На территории этнического музея появился навес, где родителями былапостроена печь-горнушка, а рядом стол с лавками, где можно собраться у самовара с бубликами дружной компанией.  

Изготовлен и установлен колодец, обязательный объект двора.

Гордость нашего музея под открытым небом – это конечно же, курень, строительство которого было самым ёмким и сложным. Несмотря на летнюю жару и занятость, родители залили фундамент, возвели стены из самана, соорудили крышу. Был заготовлен камыш из которого связывали снопы и сооружали кровлю.

Далее стал вопрос о продолжении работ. Перенимая опыт у старшего поколения, сотрудниками ДОУ была выполнена обмазка глиной стен куреня. Будущие казачата, получив определённые знания о самане и свойствах глины, с удовольствием участвовали в этой деятельности.

Почему у нас с вами получился такой результат? Потому что при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников можно достигнуть качественного результата.

Привлекает внимание курень и внутренним убранством. В оформлении использованы вышивка, кружево и другие предметы декоративно-прикладного искусства. В курене есть стол, лавки, прялка, люлька, сундук, утюги литые (чугунные), рубель, веретено,коромысла,стулья,в поставе (буфет) представлена посуда: макитры, кувшины, миски, чугунки, блюда, ступы, плетёная и деревянная посуда,принесенные детьми, родителями,сотрудниками и жителями станицы.

    Создаёт атмосферу домашнего уюта реконструкция русской печи, которую использовали для приготовления пищи и поддержания тепла в доме. Предметы домашнего обихода, различные ухваты для глиняной и железной посуды. На окне с занавесками ручной работы стоит керосиновая лампа, которая появилась в 80-е годы XIX века.

Самый популярный предмет домашнего обихода - самовар, который показывает достаток хозяев избы. Имеются музыкальные инструменты: аккордеон, трещотки, дудочка.

Здесь же   расположен хозяйственный двор с домашней птицей и прочей живностью.

Параллельно вели благоустройство территории: выкосили траву, посадили цветы, проложили дорожки,оформили клумбу, посадили огород.

Здесь мы можем видеть огородный инвентарь, ножницы, уздечки для лошади, хомут.

 Гармонично дополняет плетень подсолнухи, стог сена, тыква, кукурузные початки, плетеные косы из лука, чеснока, перца.

Наш проект претворялся в жизнь! Это был уже не заброшенный участок, а плод наших трудов. Проект имел огромный успех! Большая благодарность всем участникам. Мы еще не закончили работу, и впереди нас ждет строительство мельницы, изготовление казака и казачки, сторожевой вышки.

     Заключительным этапом данного проекта были мероприятия:

- открытие музея под открытым небом - реконструкция фрагмента казачьего подворья,

- проведение праздника «Посвящение в казачат»;

- публикация материалов о работе подворья в районной газете, на официальном сайте МБДОУ

Теперь наш мини-музей представляет собой специально организованное пространство в ДОУ, основное предназначение которого заключается в расширении кругозора, пробуждении интереса к истории казачества, культуре и быту казаков.

Мероприятия, организованные на таком дворике, сразу же становятся яркими и запоминающимися. К нам на экскурсии и мероприятия приходят местные жители и учащиеся школы, представители казачьего общества с атаманом Кармаловым В.Е. Им очень нравится наш музей.

Мы налаживаем контакты с Мечетинским казачьим обществом, в гости к юным воспитанникам детского сада приходят настоящие потомственные казаки, которые как никто другой расскажет малышам о том, что же такое наша казачья Родина.

  Мы уверены, что ещё много лет казачье подворье детского сада будет встречать своих маленьких посетителей и дарить им уникальную возможность соприкоснуться с историей, прошлым своей малой родины. Все музейные экспонаты интерактивны, т. е. их можно трогать, брать в руки и рассматривать.

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволило нам осуществлять принципы ФГОС ДО:

− содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

− приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

− учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

   После реализации первого мини-проекта, началась работа по второму мини-проекту «Краеведение». Мною разработана рабочая программа «Казачий край».

   Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста. Рекомендуемая модель представляет собой тематические блоки, где на каждом новом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.  

   Данная программа реализуется на познавательных занятиях и в совместной деятельности.

Совместная деятельность предусматривает различные формы работы:

 · Речевое общение

 · Игры, театрализация

 · Наблюдения, экскурсии

 · Встречи с интересными людьми

 · Совместные праздники с родителями

 · Практическая, продуктивная деятельность

 · Праздники, развлечения

 · Совместная деятельность с родителями

 · Создание альбомов (фото, рисунки, рассказы)

Познавательное развитие по краеведению рекомендуется проводить для младшей и средней групп один раз в месяц, для старшей и подготовительной группы два раза в месяц.

  Самая большая проблема – нехватка учебного материала, для малышей его почти нет. Приходится задействовать все свои творческие ресурсы, переделывать обычные стихотворения и песни, придавая им донской колорит.

  Сейчас я разрабатываю рабочую тетрадь для детей, которая будет соответствовать темам ознакомительных бесед по программе «Казачий край» и являться одним из видов продуктивной деятельности детей. 

   Наше дошкольное учреждение, имея два мини-музея, получило официальный сертификат, подтверждающий статус музея как музея учреждения. А значит от нас, педагогов, требуется умение организовать деятельность с обучающимися в рамках музейного краеведения, в частности правильного проведения экскурсий. В связи с этим, мною были пройдены курсы повышения квалификации по музейной педагогике.  Разрешите представить вашему вниманию краткий обзор изученного материала.

Для ДОУ музейная педагогика приравнивается к проектной и решает следующие задачи:

- позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

- является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;

-способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Что такое мини-музей в детском саду?

  Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.

  Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

  В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

   Мини-музеи в ДОУ часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

   Кроме того, мини-музеи – это наглядность образовательного процесса, что важно для восприятия окружающего мира дошкольником. Тем самым способствует развитию памяти и мышления, которые носят наглядно-образный характер.

  Тематика музеев отражает актуальные для детей дошкольного возраста темы. Каждая группа создаёт небольшой, уютный мини-музей, который является результатом совместной работы воспитателей, детей и их семей.

   Представляю вам разновидности мини – музеев, которые можно применить в работе детского сада.

Виды мини-музеев

  • Экологические мини-музеи:

- Мини-музей астрономии

- Мини-музей насекомых и т.д.

  • Исторические и краеведческие:

- Мини-музей, посвященный истории страны

- Мини-музей, посвященный истории родного края

- Мини-музей, посвященный истории детского сада и т. д.

  • Мини-музеи искусства
  • Литературные мини-музеи
  • Географические мини-музеи и т.д.

  Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

  Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  Располагая мини-музей в групповом помещении, предоставляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации.

  Если кто-то заинтересовался и решил создать в своей группе мини-музей, предлагаю буклеты с полезной информацией.

Заключение.

 «БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО!».

  Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

  Спасибо за внимание.

IMG_20150421_091641IMG_20150421_091521

IMG_20150421_091725


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...