Игра-путешествие «Жизненный путь М. В. Ломоносова» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка (подготовительная группа)

Строгова Анна Ивановна

    Игра проводится после чтения книг о М.В. Ломоносове.

    Цель игры: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей о жизни, научной деятельности и творчестве М.В. Ломоносова.

    Задачи данной игры: способствовать развитию познавательных способностей, желания учиться и заниматься исследовательской деятельностью. Воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине. Пробуждение у детей чувства гордости, уважения и любви к своему краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Жизненный путь

М. В. Ломоносова»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель –

Строгова А. И.

    Игра проводится после чтения книг о М.В. Ломоносове.

    Цель игры: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей о жизни, научной деятельности и творчестве М.В. Ломоносова.

    Задачи данной игры: способствовать развитию познавательных способностей, желания учиться и заниматься исследовательской деятельностью. Воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине. Пробуждение у детей чувства гордости, уважения и любви к своему краю.

    Оборудование и материалы:

  • Карта
  • Индивидуальные карты
  • Жетоны
  • Выставка книг о М. В. Ломоносове
  • Иллюстрации (фотографии) достопримечательностей города Архангельска, посвященных М. В. Ломоносову

Библиографический список

    Антропова Е. Б. Северный клубок. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. – 104с.

    Тихомиров О. Н. Михайло Ломоносов. – М.: Малыш, 1982. – 24с.

    Черненко Г. Т. Творцы наук российских. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 80с.

Ход игры-путешествия

    - Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

    Лучников В. Походкой широкой.

В декабрьском снегу Холмогоры.

В избах не горит огонёк...

Один, в эту зимнюю пору,

Михайло ступил за порог.

         Тулупчик на нём подпоясан,

         А сам и плечист, и высок.

         И скарб немудрёный увязан

         В дорожный простой узелок.

Торчат из-под шапки задорно

Кудлатые пряди волос.

И, вдаль убегая, дорога

С откоса бежит на откос.

         Зачем он поднялся до солнца,

         Куда по дороге спешит,

         Зачем на родные оконца

         Он, грустно вздыхая, глядит?

И чем его так увлекает

Крестьянского сына Москва –

От дома, от отчего края?

Навряд ли найдутся слова.

         Но только не модой дворянской,

         Не благом дородных купцов,

         Не грохотом ярких колясок,

         Не блеском витых куполов...

Идёт он походкой широкой

Хоть всё ему жалко до слёз.

С надеждой глядит на дорогу:

Не виден ли санный обоз?

    - Скажите, пожалуйста, о ком это стихотворение? (ответы детей) Сегодня мы с вами совершим путешествие по местам (городам и странам), которые сыграли большую роль в жизни, научной деятельности и творчестве М. В. Ломоносова.

    У меня на доске висит карта, на которой я буду обозначать флажками места наших остановок во время путешествия. В конце путешествия каждый из вас тоже получит карту и отметит на  ней с помощью карандаша путь, который мы прошли.

    - Скажите, пожалуйста, где у нас с вами начнётся, с какого населённого пункта, путешествие? (деревня Мишанинская) Отмечаем начало нашего пути на карте.

    Михайло Васильевич Ломоносов родился в семье помора в деревне Мишанинской, расположенной против Холмогор. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был опытным мореходом, он имел собственное парусное судно, на котором совершал частые плавания по Белому морю и Ледовитому океану.

    Михаил был единственным сыном. Мальчик рос здоровым и смышленым. Он во многом был предоставлен самому себе и вёл жизнь, привычную для всех его сверстников: бегал на перегонки, играл в городки, зимой катался на салазках, летом купался и учился управляться с парусом, лодкой и вёслами. Каждая прогулка в лес или по морю обогащала мальчика новыми впечатлениями. Он любил наблюдать за движением облаков в небе, за красочным северным сиянием, примечал, откуда ветры нагоняют грозу, как корабелы оснащают суда.

    С десяти лет был Михаил с отцом во многих плаваниях, учился у него труду поморскому промысловому и науке мореходства. Много впечатлений давали эти плавания, ещё больше вопросов вызывали у него явления окружающего мира. Почему сверкают сполохи северного сияния? Почему прилив сменяет отлив? Что представляют собой солнечный свет и земля, которую он согревает? Не всякий ответит на эти вопросы, не каждому их задашь. Сосед Иван Шубин посоветовал смышлёному пареньку освоить грамоту и сам помочь вызвался. Как говорится, сперва аз да буки, а там науки. Так выучился читать и писать Михаил сначала у соседа Шубина, а потом у дьяка Семёна Сабельникова.

    «Вратами учёности» стали для Ломоносова книги, которые ему отдали соседи, братья Дудины: «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого. Их Михаил выучил почти наизусть. В «Арифметике», кроме математических знаний, были разделы о навигации, морской астрономии, о приливах и отливах. Третьим учебником стала для него «Псалтырь стихотворная» Симеона Полоцкого, в которой говорилось о том, как писать стихи.

    Следующей нашей остановкой будет город Архангельск.

    - Как вы думаете, почему?

    Начиная с десятилетнего возраста и в течение 9 лет, М. В. Ломоносов с отцом Василием Дорофеевичем приезжал в Архангельск и останавливался здесь у родственников, чтобы отправляться отсюда в плавания в Белое и Баренцево моря, в Ледовитый океан на промысел рыбы и пушного зверя.  

    Осенью 1725 года Василий Ломоносов привёз в Архангельск рыбу. Грамотный Михаил помог отцу и другим поморам, кто в грамоте не был силен, правильно написать документы в Архангельскую таможню. Тогда ему было четырнадцать лет.

    Много времени прошло с тех пор, но память о М. В. Ломоносове будет вечной. Много достопримечательностей нашего города связано с его именем. Назовём некоторые из них:

  • Проспект Ломоносова (до 10 февраля 1961 года назывался Петроградским проспектом, переименован в связи 250-летием со дня рождения М. В. Ломоносова).
  • Ломоносовская площадь была напротив здания нынешней областной администрации (до 1828 года это был центр Архангельска: здесь были сосредоточены административные здания).
  • Ломоносовская гимназия (ул. Воскресенская,2) была основана 2 сентября 1811г. В 1920 году была переименована в общеобразовательную школу №4.
  • Школа №19 (ул. Набережная Северной Двины,25) 2 июля 1990 года реорганизована в Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова.
  • Поморскому государственному университету (пр. Ломоносова, 4) 11 декабря 1957г. Присвоено имя М. В. Ломоносова.
  • Ломоносовский фонд (ул. Попова, 2 к.1) образован 17 декабря 1992г.
  • Центральная городская библиотека имени М. В. Ломоносова (пр. Троицкий, 64) образована в ноябре 1911г.
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова (Петровский парк, 1). В 1961 году в честь 250-летия со дня рождения М. В. Ломоносова присвоено имя великого земляка.
  • Памятник М. В. Ломоносову – скульптор – В. Д. Свешников (20 ноября 1993г. у здания ПГУ).
  • Памятник М. В. Ломоносову – скульптор – И. П. Мартос (1829 г. У АЛТИ)

- Как вы думаете, какой будет наша следующая остановка? Правильно, город Москва.

    Михаил захотел учиться, захотел повидать большой мир, где ученые люди живут, книги умные читают. Но отец Михаила был против, он надеялся, что сын будет ему помощником, а о науке он и слышать не хотел.

    Михаил расстроился и решил поступить по-своему. Он узнал, что в Москву отправляется рыбный обоз – несколько больших саней, запряжённых лошадьми и гружённых мороженой рыбой. Михаил решил вместе с обозом уйти из своего села. Сосед дал ему немного денег в долг, сам он прихватил две свои любимые книги – грамматику и арифметику, оделся потеплее и ночью, когда все в доме спали, отправился вслед за рыбным обозом, который догнал только на третий день в 70 верстах от Холмогор. И через три недели в начале января рыбный обоз подошёл к Москве.

    Рядом с Красной площадью стоял Заиконоспасский монастырь. Там и размещалась Славяно-греко-латинская академия. Вот куда мечтал поступить Михаил Ломоносов. Там обучали латыни, на которой писались тогда почти все учёные книги. В славяно-греко-латинскую академию Михаила приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в «низший класс», потому что совсем не знал латыни.

    Между тем жизнь для Михаила настала несладкая. Недоедал, недосыпал, ютился в холодных сенях, да и то должен был за это колоть дрова, носить воду, убирать двор. Ученикам в академии платили жалованье, но очень скудное. Получалось по три копейки на день: на денежку хлеба, на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил М. Ломоносов пять лет и наук не оставил.

    Когда Михаил учился в последнем классе, из столицы пришла в Спасские школы бумага. Было велено отобрать из учеников 20 человек «в науках достойных» и отправить их в Петербург, в Академию наук.

    Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани.

    - Значит, куда мы с вами отправляемся дальше?

    В Петербург.

    В 1745 году Ломоносов стал первым русским профессором. До него профессорами были только иностранцы. Со своим другом учёным Ломоносов проводит испытания с «громовой машиной». Жизнь в Петербурге была ещё тяжелее, чем в Москве. Назначенные для приехавших студентов занятия немецким языком велись нерегулярно. Жили они впроголодь.

     Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось 21. Рисунок и колорит Ломоносовских мозаик доказывает, что великий учёный был и художником с большим вкусом.

    Ломоносов с увлечением слушает лекции по физике, химии, минералогии. Склонность Ломоносова к этим наукам заметили.

    В числе трёх самых способных студентов его отправляют учиться химии и горному делу в Германию.

    После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг (Саксония), в край рудников и шахт, и основательно изучить горное дело и металлургию.

    Через пять лет Ломоносов получает разрешение и возвращается в Петербург специалистом во многих науках.

    - Мы с вами совершили путешествие по городам, которые сыграли большую роль в жизни М. В. Ломоносова.

    - А сейчас с помощью викторины мы узнаем, кто был самым внимательным. Я буду задавать вопросы, а вы за каждый правильный ответ будете получать жетоны.

  1. Когда родился М. В. Ломоносов? (19 ноября 1711г.)
  2. В какой деревне родился М. В. Ломоносов? (Мишанинская)
  3. Как звали отца М. В. Ломоносова? (Василий Дорофеевич)
  4. Каким промыслом занимался Василий Дорофеевич? (рыбным)
  5. В каком возрасте Михаил первый раз пошёл в море? (в 10 лет)
  6. Как называлось отцовское судно? («Чайка»)
  7. Кто был первым учителем у Михаила? (священнослужитель)
  8. Какие две книги всегда носил с собой Михаил? («Грамматику», «Арифметику»)
  9. Куда решил ехать М. В. Ломоносов учиться дальше? (в Москву, в славяно-греко-латинскую академию)
  10. Сколько лет было Михаилу, когда он решил ехать в Москву? (19 лет)
  11. Как он туда добирался? (3 дня догонял обоз с рыбой, а всего 3 недели)
  12. Почему ребята в академии смеялись над Михаилом? (он был намного старше их)
  13. Какое жалованье получали ученики в академии? (3 коп в день: 1коп – на хлеб, 1коп – на квас, 1 коп - на всё остальное)
  14. Куда был отправлен Ломоносов после окончания славяно-греко-латинской академии? (в Петербург, в Академию наук)
  15. Чем занимался Ломоносов в Петербурге? (читал лекции, писал книги, ставил опыты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - путешествия « Мой Петербург» Для детей II подготовительной к школе группы

Игра-путешествие "Мой Петербург" поможет раскрыть детям основную мысль путешествия: главное богатство нашего города- горожане, люди, которые создают, берегут и приумножают замечательное наследие ВЕЛИК...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

" Азбука дорог". Игра-путешествие (по безопасности на дорогах) в подготовительной к школе группе.

Цель: Закрепить с детьми знания об опасностях, которые ждут детей на улице, правила уличного движения, знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Развивать память, мы...

Квест-игра "Путешествие в Космос!" МДОУ д/с № 57 "Ладушки" старшая группа

Авторская разработка квест-игры к проекту "Таинственный космос!" для старших групп....

Методическая разработка ООД Игра - путешествие "По дорогам сказок и мультфильмов" подготовительная к школе группа

Систематизировать  знания детей о правилах  дорожного движения, через художественную литературу...