План работы мини - музея "Сенга Коця" (этнографической, нравственно-патриотической направленности)
рабочая программа (подготовительная группа)
План работы мини-музея в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_mini_-_muzeya_senga_kotsya.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы мини-музея
«СЕНГА КОЦЯ»
(этнографической, нравственно-патриотической направленности)
Возраст обучающихся: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Очир-Горяева Наталья Владимировна – музыкальный руководитель
МБДОУ «Брусничка»
г. Губкинский, 2018 г.
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» В.С. Сухомлинский
Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить его в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры.
Мини-музей ДОУ – это один из важных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно приобщиться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.
Мини-музей ДОУ позволяет всесторонне решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды.
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовой культуры, а так же просветительской и популяризаторской деятельностью.
В ДОУ мини-музей – это, прежде всего среда. Это не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников). И так же музей в ДОУ несет просветительскую и популяризаторскую деятельность.
Музей ДОУ ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение.Главной его функцией становиться образование и воспитание.Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.
Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.
Содержание мини-музея в детском дошкольном учреждении, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.
С помощью данной программы педагог даёт возможность ребёнку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие. Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с родной культурой с самого раннего детства. Программа поможет ребёнку попасть в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
Цель программы:
- формирование разносторонне развитой личности воспитанника;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения традиций народов России и коренных народов Ямала;
- ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики;
- формирование человека с духовно-нравственной системой ценностей, связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений;
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры и воспитание бережного отношением к историческому наследию российского народа.
Задачи программы:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
- систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей детей;
- приобщать детей к восприятию людей разных культур народов России, других традиций, выделяя существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
- формировать толерантность, уважение к другим культурам народов России, их понимание, принятие.
- интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;
- моделирование духовно-нравственного, интеллектуального, творческого развития ребенка.
- Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Ямала.
Особенности реализации программы.
Работа с фондом музея – включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции. Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов.Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других. Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.). Информационно-аналитическая деятельность музея включает – оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видео и мультипликационных фильмов, сайт музея. Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов, создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
Формы работы:
- Беседы;
- Экскурсии;
- Музыкально-литературные композиции;
- «Встречи с интересными людьми» - поэтами, писателями, художниками и артистами, а так же с ветеранами ВОВ, ветеранами нефтяной и газовой промышленности;
- Организация выставок рисунков, поделок;
- Организация и проведение конкурсов для родителей воспитанников
- Праздничные мероприятия;
- Выставки творческих работ детей и родителей;
- Сбор информации и создание летописи ДОУ;
- Тематические беседы и занятия;
- Конкурсы стихов.
Планируемые результаты освоения программы
С педагогами:
- повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике;
- инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
- овладение педагогами практических навыков в организации познавательно- исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов.
- методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и организации музея, по развитию познавательной активности детей.
С детьми:
- повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности;
- появление интереса к музейной культуре;
- развитие личностных качеств дошкольников;
- повышение качества воспитания и образования дошкольников.
С родителями:
- повышение музейной культуры у родителей;
- повышение статуса семейного воспитания.
- активное участие родителей в создании и оформлении музея, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности.
- совместные творческие работы с детьми (рисунки, аппликации, альбомы, макеты, фотоколлажи…).
Формы подведения итогов:
- Видео и фотоматериалы.
- Выставки, экспозиции
- Проведение итоговой игры - викторины «Ямал- удивительный край»
- Размещение информации на сайт МБДОУ «Брусничка»
- Отзывы родителей, педагогов ДОУ
Перспективный план работы мини-музея «Сенгакоця»
Сентябрь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «История нашего города Губкинский» | «Самый молодой город России» | «Наша Родина – Ямал» | «Наша Родина – Россия» |
Музейная познавательная НОД | Беседа о городе. О его достопримечательностях, о жителях. Обобщить знания о прошлом и настоящем родного края, городе, о людях труда. Воспитывать реалистические представления об окружающей действительности. | Продолжаем ознакомление с историей возникновения и развития города, расширение кругозора в области многонациональности и геральдических символов города. | Беседа о Ямале: города, реки, растительный и животный мир. | Беседа о нашей Родине -России, её народах, областях. Пословицы и поговорки о Родине. Формирование чувства причастности к истории Родины. |
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Экскурсия к памятнику М.И. Губкина. | |||
Выставка Экспозиции | Выставка рисунков «С днём рождения, любимый город» | Выставка рисунков по ПДД «Будь внимательным» | ||
Взаимодействие с родителями | Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини- музей в детском саду. | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Создание совета мини- музея ДОУ. |
Октябрь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «Наш музей – машина времени» | «Какие бывают музеи» | «Осень на Ямале» | |
Музейная познавательная НОД | Беседа о том, какие бывают музеи. Музейные профессии.Правила поведения в музее. Уметь высказать свои впечатления о посещении музея. Понятие «экскурсия», «экскурсовод» Уметь проводить экскурсию, заинтересовать слушателей. | Познакомить детей со знаменитыми музеями России и мира. | Создание «Красной Книги Ямала» (животные). | |
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Экскурсия в музей «Освоения Севера» (по плану ДОУ) | |||
Выставка Экспозиции | Выставка рисунков «Царица Осень» | Выставка творческих работ из природного материала «Краски осени» | ||
Взаимодействие с родителями | Включение детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея ДОУ. | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Разработка и подбор материала ко дню рождения ДОУ «Наш первый юбилей» |
Ноябрь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «Коренные жители Ямала» | «Наша маленькая история» | «Наш первый юбилей» | |
Музейная познавательная НОД | Формировать представление детей о жизни коренных жителей Ямала. Воспитывать дружественное отношение к другим народам. Познакомить детей с коренным народом –ненцы. | Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | ||
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Экскурсия «Наш детский сад» | |||
Выставка Экспозиции | Экспозиция кукол в национальной одежде: «Национальные костюмы России» | Фотовыставка к юбилею ДОУ «Наша маленькая история» | ||
Взаимодействие с родителями | Пополнение фонда музея предметами | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Консультация для педагогов ДОУ «Музеи и музейная педагогика». |
Декабрь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «Одежда коренных народов Крайнего Севера» | «Традиционное переносное жилище - чум» | ||
Музейная познавательная НОД | Познакомить детей с национальной одеждой ненцев, хантов и манси. С некоторыми видами орнамента, которыми украшают свою одежду, обувь, предметы быта. Развивать художественное восприятие посредством сказки «Первая ягушка», «Малица» М. Приходько. Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов Ямала. | Формировать представление о жилых постройках коренных народностей нашего края. Показать последовательность установки чума, особенность его конструкции, порядок расположения семьи в чуме. | ||
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Экскурсия «Наш музей – хранитель культуры и истории родного края» | |||
Выставка Экспозиции | Конкурс - выставка творческих работ «Игрушка для ёлочки» | |||
Взаимодействие с родителями | Анкетирование родителей «Коллекционирование в семье» | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Консультация для педагогов ДОУ «Специфика детских музеев». |
Январь
2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «Сыра ер*яля» - середина зимы. | «Зима в тайге» | «Природные богатства нашего края» |
Музейная познавательная НОД | Знакомство с исчислением времени и календарем ненцев. Названия месяцев, бытовавшие у ненцев до недавнего прошлого, связаны с наиболее важными событиями в их хозяйственной жизни или явлениями природы.Календарный год у ненцев разбивался на два: один охватывал зимний период, другой — летний. Это не исключало таких понятий, и соответствующих им терминов, как зима (сыра: это же слово обозначает снег), весна (нара — ранняя, до ледохода; януй, венуй — поздняя), лето (та`), осень (нэрё). | Создание «Красной книги Ямала» (растения). | Расширять и обогащать знания детей о родном крае. Дать элементарные представления о полезных ископаемых - нефти и газе. Рассказать детям о свойствах нефти и газа. |
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Встреча с представителем коренных народов Сергеевой Раисой. | ||
Выставка Экспозиции | Выставка рисунков «Рождественский вернисаж» | Экспозиция «Такие разные матрешки» | |
Взаимодействие с родителями | Предоставить возможность родителям посещать мини-музей ДОУ | ||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Консультация для педагогов «Мини-музеи в детском саду» |
Февраль
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «Промыслы Ямала» | «Мужские ремесла. Охота и рыбалка» | «Олень в жизни коренных народов Ямала» | |
Музейная познавательная НОД | Беседа о традиционных промыслах коренных народов Ямала. Чтение сказки «Гордый карась» М. Приходько | Рассказ о традиционной хозяйственной деятельности коренных народов – оленеводстве. Отражение отношения к оленю в экспонатах мини-музея. Чтение сказки «Каслание» М. Приходько. | ||
Экскурсии, встречи с интересными людьми | «Музей приходит в гости» | |||
Выставка Экспозиции | Выставка «Открытка – хранительница прошлого» | Выставка фотоколлажей ко Дню Защитника Отечества «Наша армия родная» | ||
Взаимодействие с родителями | Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами. | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Организация выставки детской книги к 250-летию со дня рождения И.А.Крылова |
Март
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «Хозяйка чума» | «Вечера долгие – руки умелые» | «Весна в тайге» | |
Музейная познавательная НОД | Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных народов Севера. Чтение сказки «Куклы, идолы и хозяйка чума» М.Приходько | Беседа о женских ремеслах. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Создание «Красной книги Ямала» (птицы). | |
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Виртуальная экскурсия в музей им. Шимановского | |||
Выставка Экспозиции | Выставка рисунков «Как на масленой неделе…». | Экспозиция «Разноцветные россыпи России» (гжель, хохлома, жёстов, дымка) | ||
Взаимодействие с родителями | Консультация «Значение музейной педагогики в дошкольном возрасте» | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Посещение праздника «День оленевода» с целью пополнения фонда музея. |
Апрель
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Тема | «День Ворона –Харнаяля» | «Моя страна, мой город, моя семья» | ||
Музейная познавательная НОД | День ворона издревле празднуют коренные народы Севера, они считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Ворон одним из первых прилетает на Север, и для коренных народов эта птица – символ возрождения природы и жизни. | Ко дню основания города продолжаем ознакомление с историей возникновения и развития города, расширение кругозора в области многонациональности и геральдических символов страны, города, Ямала. | ||
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Экскурсия в МБОУ СОШ №7 | |||
Выставка Экспозиции | Выставка творческих работ «Этот таинственный космос» | Выставка рисунков «Герб семьи» | ||
Взаимодействие с родителями | Совместная деятельность с ребенком по созданию герба семьи. | |||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Организация выставки творческих работ кружка по тестопластике«Фантазия» и бумагоконструированию «Радуга» |
Май
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | 5-я неделя | |
Тема | «Праздник рождения оленят» | «Семейный альбом» | «Рассвет северной земли» - обряд «Прилёт птиц» | ||
Музейная познавательная НОД | Май - самый ответственный месяц. Май год кормит, потому что от того, сколько оленят удастся сохранить от тундровых хищников и майской непогоды, зависит и благополучие оленеводов в последующие месяцы года. Олень для ненца - это символ жизни, а рождение СУ"ЛЯКО (олененок) означает, что жизнь продолжается! Опытные оленеводы заранее выбирают место для выпаса важенок (оленьих, будущих мам). Там должно быть много проталин, чтобы оленята не рождались на снег, и много ягеля, чтобы стадо не разбредалось в поисках корма. | Дать понятие «семейный альбом», формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Расширять познание о роли взрослых и детей в семье, воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и желание заботиться о близких. Дать понятие «семейный фотоальбом», формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; | Знакомство с традиционным праздником народа селькупы. Обряд является главным годовым праздником, символизирующим переход от одного времени года к другому. Он давал возможность встретиться всем семи родам селькупов на одном священном месте для проведения совместных обрядовых действий. | ||
Экскурсии, встречи с интересными людьми | Экскурсия в Центральную Детскую Библиотеку | ||||
Выставка Экспозиции | Выставка рисунков «Этот День Победы». Экспозиция «Мы помним о войне» | ||||
Взаимодействие с родителями | Консультация «Всё начинается с детства» | ||||
Взаимодействие с педагогами ДОУ | Подведение итогов работы музея. |
Учебный план.
Месяц | Тема занятий | Количество занятий |
Сентябрь | «История нашего города Губкинский» | 4 |
«Самый молодой город России» | ||
«Наша Родина – Ямал» | ||
«Наша Родина – Россия» | ||
Октябрь | «Наш музей – машина времени» | 4 |
«Какие бывают музеи» | ||
«Осень на Ямале» | ||
Ноябрь | «Коренные жители Ямала» | 4 |
«Наша маленькая история» | ||
«Наш первый юбилей» | ||
Декабрь | «Одежда коренных народов Крайнего Севера» | 4 |
«Традиционное переносное жилище - чум» | ||
Январь | «Сыра ер*яля» - середина зимы. | 3 |
«Зима в тайге» | ||
«Природные богатства нашего края» | ||
Февраль | «Промыслы Ямала» | 4 |
«Мужские ремесла. Охота и рыбалка» | ||
«Олень в жизни коренных народов Ямала» | ||
Март | «Хозяйка чума» | 4 |
«Вечера долгие – руки умелые» | ||
«Весна в тайге» | ||
Апрель | «День Ворона –Харнаяля» | 4 |
«Моя страна, мой город, моя семья» | ||
Май | «Праздник рождения оленят» | 5 |
«Семейный альбом» | ||
«Рассвет северной земли» - обряд «Прилёт птиц» | ||
36 |
Приложение.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! У нас с Вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином своей страны.
1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
• Семья
• Нравственность
• Родина
• Здоровье
• Образование
• Дружба
• Творчество
• Карьера
• Другое (допишите).
2. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети участвовали в создании экспонатов музея?
- Да
- Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Коллекции?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Посещаете ли Вы музеи, выставки?
- да
- нет
- иногда
5. Знакомите ли Вы своего ребёнка с памятными местами нашего города?
- Да (какие)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нет 1. Вырастет, сам узнает. 2. У меня нет времени. 3. Буду знакомить в школьном возрасте (нужное подчеркнуть).
- Частично
6. Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
- Да
- Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ходите ли Вы на парад 9 мая вместе с ребёнком?
- Да
- Нет
9. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Считаете ли Вы правильным, знакомить детей с коренными народами Крайнего Севера?
- Да
- Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за Ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовать работу музея в детском саду.
Литература:
- Журнал «Ямальскиймеридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
- Прядко А.А. проект «Наш Северный край»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
План работы по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...
План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...
План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». Цель...
План работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» на 2023 – 2024 учебный год
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически це...