План работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» на 2023 – 2024 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования. Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
План работы по самообразованию
на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
на 2023 – 2024 учебный год
Составила воспитатель:
Шматова Е.Р.
г. Мичуринск 2023 год
Индивидуальный план самообразования
ФИО: Шматова Екатерина Руслановна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Тема самообразования: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Работа начата: 01.09.2023 год
Предполагается закончить: 24.05. 2024 год
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования. Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель: формирование представления детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Задачи для педагога:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
- формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Задачи для родителей:
- создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Проблема
Тема моего самообразования – «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО», которую я обозначила для себя.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Методы и приемы
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации индивидуальные и групповые
- беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей (с использованием ИКТ).
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:
∙ обустройство патриотического уголка в группе;
∙ организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
∙ организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
∙ чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Ожидаемый результат.
Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем.
- Тесное сотрудничество с родителями.
Сроки | Содержание работы | Практические выходы | Результат |
Изучение методической литературы | |||
В течение года | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. 3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. 4.Подготовка и оформление проектов 5. Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по лексике и грамматике для интерактивной доски.Список литературы
| Изучение статей и опытов работы коллег по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» | Повышение компетентности. |
Участие в семинарах, курсах, вебинарах
В течение года | Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Участие с детьми в конкурсах | Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом. | Обобщение опыта работы по теме самообразования через конкурсы регионального и всероссийского уровня. |
Работа с детьми
Месяц | Вид деятельности | Форма отчета |
Сентябрь | Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС. Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала для работы с детьми по теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной деятельности | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы |
Экскурсия по детскому саду. Беседа «Кто работает в детском саду». Чтение пословиц и поговорок о дружбе. Беседа «Что такое доброта?» Проект детского сада «Эта русская сторонка». | Стенд «Моя Родина – Россия». Картотека игр. Оформление уголка детского сада «Моя малая Родина». Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | |
Октябрь | Беседа: «День отца» | Рисование «Мой папа» |
Экскурсии по родному городу Беседа по теме: «Моя малая Родина - Мичуринск - история родного города», «Улица, на которой я живу». Знакомство с символикой нашего города. Рисование «Герб Мичуринска». | Выставка рисунков «Улицы нашего города» Оформление альбома «Символы России», «Моя страна» | |
Ноябрь | Знакомство с праздниками «Всемирный день ребенка», «День матери». | Рисование «Моя мама» |
Экскурсия в музей Мини-проект «Моя семья» Беседа «Моя семья» Рисование «Моя семья». Составление рассказов о семье. | Выставка работ детского творчества. | |
Декабрь | Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. | Папка индивидуальной работы с детьми |
Знакомство с традициями празднования нового года. Знакомство с зимними забавами и развлечениями. Рисование «Наша нарядная елка». Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка». Чтение и заучивание новогодних стихотворений. | Выставка детского творчества. | |
Январь | Праздник «Рождество» | Развлечение «Русские святки». |
Ознакомление с обычаями и традициями эвенкийского народа Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес». Продуктивная изобразительная деятельность. | Выставка детского рисунка «Дом, в котором я живу». | |
Февраль | Подготовка праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящѐнный Дню защитника Отечества. Изготовление подарков для пап. |
Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». С/р игра «Мы солдаты» Знакомство с военными профессиями. Чтение художественной литературы. | Конкурс чтецов «Наша армия сильна». Выставка детского творчества. Оформление картотеки «Стихи о Родине» Оформление картотеки нравственно-патриотических игр. | |
Составление консультаций для родителей | Проведение родительского собрания | |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». Праздник «8 Марта». |
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа. Мини-проект «Профессии моих родителей» Беседа «Все работы хороши». Д/И «Кому что нужно». Чтение художественной литературы. | Выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства. Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос» | Викторина «Что вы знаете о космосе». |
Знакомство с достопримечательностями нашего города. Рассматривание фотографий. Беседа «Улица, на которой находится мой детский сад». | Рисование «Мой детский сад». | |
Май | Знакомство с праздником «День победы». | Утренник, посвященный Дню Победы. |
Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Экскурсия в парк «Гвардейский» (совместно с родителями) Изготовление открыток ко дню Победы. | Конкурс чтецов «Победный май». Выставка детского художественного-творчества «День победы» | |
В течение года | Самостоятельная игровая деятельность. Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях | Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности. Развитие творческой самостоятельности |
Самореализация
В течение года | Публикация на официальном сайте | Статьи по теме самообразования, мастер - класс. | |
В течение года | Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. | Распространение опыта на собственном сайте |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | Знакомство с особенностями образовательной работы на учебный год. Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребѐнком?» Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи» | Родительское собрание (групповое). Фотовыставка «Моѐ любимое село» |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ. Консультация для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье» | Анкетирование «Актуальность патриотического воспитания в семье». Оформление фотоальбома «Моя семья». |
Ноябрь | Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Моя семья». Оформление папки - передвижки для родителей «Азбука патриотизма». Альбом» Моѐ любимое село» | Оформление альбома «Моѐ любимое село». |
Декабрь | Привлечь к совместной творческой деятельности. Консультация для родителей «Маленький гражданин России». Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника». | Творческий конкурс «Рождественский серпантин». |
Январь | Привлечение к участию в конкурсе чтецов. | |
Февраль | Дать советы по формированию патриотических чувств в семье. Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». |
Март | Тематическое мероприятие «Маму сильно я люблю ей стихи читать хочу». Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Профессии моих родителей». | Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей». |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина». | Акция «Посади дерево». |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». Привлечь родителей к совместной творческой деятельности. Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах». Подведение итога работы | Выставка рисунков «Мы – наследники Победы». |
Взаимодействие с коллегами
Октябрь – ноябрь | Оформление листовок «Актуальные вопросы патриотического воспитания в ДОУ. |
Декабрь | Совместная деятельность над педагогической практикой «Литературная гостиная Деда Мороза». |
Февраль | Разработка и реализация совместного инфраструктурного проекта «Наша армия сильна!» |
Апрель | Консультация «Разговоры о важном с дошкольниками» |
Май - | подготовка и организация митинга для детей старшего дошкольного возраста у стелы в парке «Гвардейский» |
Выход темы:
- Оформление папки-передвижки на темы: «Азбука патриотизма», «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина», «Это радость со слезами на глазах».
- Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи». «Маленький гражданин России»
- Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.
- Подведение итогов самообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-333052-1636821230.jpg)
План работы по самообразованию на тему "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"
Использование ИКТ при ведении и оформлении документации группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/05/picture-1041052-1533499865.png)
План работы по самообразованию на тему: «Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям». на 2018 – 2019 учебный год.
План работы по самообразованию на тему:«Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям». на 2018 – 2019 учебный год....
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972435-1510502806.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг
План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/04/picture-1503911-1704381889.jpg)
План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/19/picture-1298490-1713522590.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ И СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГКН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР на 2023 – 2024 учебный год.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ И СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГКН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРна 2023 – 2024 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/26/picture-1525304-1716699472.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». Цель...