Конспект занятия "Города-герои"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соловьева Светлана Николаевна

Занятие посвящено таким городам-героям, как г.Москва, г.Ленинград, Бресткая крепость, г.Смоленск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Города-герои"24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

 «Города-герои»

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 28 «Надежда», г.Смоленск

 Соловьева С.Н.

Цель: Познакомить детей с городами-героями, Брестской крепостью, Москвой, Ленинградом (Санкт-Петербургом) и Смоленском.

Задачи:

  1. Формировать интерес к героическому прошлому своего народа.
  2. Расширить понятие «Родина», «страна», «столица».
  3. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов.    
  4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиги русского народа, своих земляков.
  5. Объяснить, почему народ с благодарностью чтит память о защитниках Отечества.
  6. Познакомить с памятниками ВОВ.

 

Словарная работа: пополнить словарный запас словами: оборона, городиться, сражаться, фашисты, таран, блокада, окопы, траншеи, орден, героическая народная война, главнокомандующий.

Развивающая среда: Выставка детских рисунков, слайды героев, плакаты, иллюстрации, запись песни из к/ф «Офицеры», кусочки черного хлеба на блюдце, прикрытые салфеткой, карта, чтение гимна г. Смоленска, запись стихотворения Р. Рождественского «Помните», запись метронома.

Методы и приемы:

Беседа, просмотр презентации «Смоленск в годы войны», рассматривание фотографий, прослушивание военных песен.

 

Ход занятия: 

Сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне и познакомиться с городами-героями.

- Как вы думаете, могут города быть героями? (ответы детей).

- Что значит город-герой? (ответы детей). В годы Великой Отечественной войны не только военные, но и мирные жители городов и даже дети сражались с врагами, напавшими на нашу Родину. После войны такие города были награждены высокой наградой страны – золотой Звездой Героя, и стали носить гордое звание город-герой.

- Какие города-герои вы знаете? (ответы).

- Сегодня о некоторых великих городах – героях наш рассказ.

- Расскажите, чьи прадеды воевали? (рассказы детей).

- Скажите, за что воевали ваши прадеды и другие воины? (ответы детей).

- Верно, они сражались за Родину.

- А что такое Родина? (ответы детей).

- Верно, Родина – это наш город Смоленск, наша страна Россия.

- Это то место, где нам все родное и близкое, где люди говорят на родном нам русском языке.

(Дети читают стихи о Родине).

  1. У каждого листочка, у каждого ручья есть главное на свете – есть Родина своя.
  2. Для ивушки плакучей нет реченьки милей, для беленькой березки опушки нет родней.
  3. Есть ветка у листочка, овражек у ручья. У каждого на свете есть Родина своя.
  4. А там, где мы родились, где радостно живем, края свои родные мы Родиной зовём.

- Кто скажет, сколько лет прошло после войны? (ответы).

- Верно, 75 лет.

- что такое война? (ответы детей).

- Верно, летом 22 июня, в 4 часа утра фашистские войска внезапно напали на нашу страну. Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе. Прочитайте, что там написано?

- Верно, «Родина – мать зовёт!». Как вы думаете, к чему она всех призывает?

- Верно, защищать родину. Эта женщина – мать зовёт своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии, быть честными, храбрыми бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу.

1) Брестская крепость.

- Первыми встретили врагов бойцы Брестской крепости, которая стояла на границе нашей Родины. Фашисты рассчитывали захватить Брест за несколько часов стремительным ударом.

- Как вы думаете, почему им это не удалось?

- Верно, защитники крепости не сдавались, они истекали кровью, но ни одно полковое знамя не попало фашистам в руки. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Обстрелы и бомбёжки крепости продолжались днем и ночью, от огня плавился кирпич. Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была полностью разрушена. Уже после войны на стене одной из казарм нашли нацарапанную запись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!  20 VII 1941 г.».  В ознаменование 20-летия Победы Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой». На месте Брестской крепости-героя построен большой мемориал (показ иллюстраций). Здесь  можно увидеть руины крепости и огромные скульптуры – памятники бойцам – пограничникам. (На карте отмечаем флажком г. Брест).

Физ. пауза:

На одной ноге постой-ка, если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди, да смотри – не упади.

А теперь постой на левой будто ты солдатик смелый.

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

2) г.Москва.

- Высокое звание «Город-герой» с гордостью носит столица нашей Родины – Москва. Битва под Москвой была самой тяжелой в Великой Отечественной войне.

- Как вы думаете, почему немецкие захватчики хотели захватить Москву? (ответы детей).

- Захватить столицу страны для фашистов означало победить, но они не дошли до Москвы 30 км.

- Кто стал на защиту своего города? (ответы, показ слайдов).

- Верно, москвичи от мала до велика, встали на защиту родного города.

- Что они делали? (ответы).

- Верно, они рыли траншеи, окопы, заваливали дороги, строили баррикады. Под Москвой завязался жаркий бой. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая ее врагам: «Велика Россия – а отступать некуда – позади Москва» - эти слова стали символом московской битвы. Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы.

- Как вы думаете, что делали на заводах?

- Верно, на заводах днем и ночью выпускали снаряды, орудие для фронта.

Стойко сражались защитники Москвы. Имена многих героев, оборонявших город, помнит вся страна.  Героем первого ночного тарана был Виктор Тололихин. Произошло это 7 августа 1941 года. Сбив немецкий бомбардировщик, летчик приземлился на парашюте. Этот подвиг повторили 600 наших летчиков.

        Сотни героев лежат под Москвой. Фронтом и обороной Москвы руководил главнокомандующий Георгий Константинович Жуков, четырежды герой советского союза. «Все мы городимся нашей страной. Наша столица – город-герой!».

        

3) г.Ленинград.

- Тяжелейшие испытания выпали на долю северной столицы России, города Санкт-Петербурга, тогда носившего имя Ленинград. Враги окружили Ленинград, стремясь захватить его и полностью уничтожить.

- Кто знает, как поступили фашисты, чтобы захватить Ленинград? (ответы).

- Верно, они взяли его в кольцо, началась блокада. Что такое блокада? (ответы детей).

- Это, когда город полностью отрезан от других городов, закончилось продовольствие, не было тепла, электричества, воды.

- Как повели себя жители Ленинграда? (ответы детей).

- Верно, они готовы были умереть, но не сдаваться фашистам. Особенно тяжело пришлось ленинградцам в холодную, лютую зиму 1941-1942 годов. Ленинградцы получали лишь крошечные кусочки хлеба на целый день (125 грамм для тех, кто не работал (старики и дети) и 225 грамм для работающих). Единственная связь была со страной через Ладожское озеро.

- Кто знает, как называлась эта дорога? (ответы).

- Верно, «дорогой жизни». На грузовиках, телегах по льду озера везли продукты, но их не хватало для большого города.

- Куда ходили ленинградцы за водой? (ответы). За водой приходилось ходить под обстрелом зимой к реке Неве, к специально прорубленным полыньям. После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Она писала «Сегодня умер дедушка, сегодня умерла мама, сегодня умер брат». Вся семья, шесть человек погибли от голода, осталась одна Таня, её спасли от голода, но она все же умерла.

- Как вы думаете, почему умерла Таня? (ответы).

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (ответы). Верно, 900 дней. Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. Несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, мины, гранаты и другое оружие. «Все для фронта, все для победы!» Гитлеровская армия не смогла сломить  ленинградцев. Ленинграду присвоено звание «Город-герой».  (отметить на карте флажком).

4) г.Смоленск.

- Ребята, а теперь послушайте рассказ о нашей родине Смоленщине.

Война обрушилась и на нашу Смоленщину уже 24 июня 1941 года. В это время на город упали первые фашистские бомбы. А в ночь на 29 июня вражеская авиация подвергла Смоленск варварской бомбардировке. На город были сброшены тяжелые фугасы и около 2 тысяч зажигательных бомб. Выгорела вся центральная часть города. В одну ночь сгорело 600 жилых домов. Кровавое зарево над Смоленском было видно за 40 километров от него. Жертвами этой бомбардировки стали 200 мирных жителей, в основном женщины и дети.

А на фронте разгорелись суровые бои за каждую пядь родной земли.

В июле 1941 года началось знаменитое Смоленское сражение. Оно имело историческое значение. Великий полководец Георгий  Константинович Жуков сказал о нем так: «Задержка вражеского наступления на главном направлении явилась крупным стратегическим успехом. В результате его мы выиграли время для подготовки стратегических резервов и проведения оборонительных мероприятий на московском направлении. Под Смоленском родилась советская гвардия. Здесь 14 июля 1941 года в боях под Оршей батарея капитана Флерова впервые применила установки реактивных минометов - легендарные «катюши»…»

Осенью 1941 года под напором превосходящих сил противника наши войска вынуждены были оставить пределы Смоленской области. Более двух лет здесь хозяйничали фашисты. Немецкие солдаты отбирали у населения хлеб, скот, одежду. В городах и селах людей арестовывали и казнили, ссылали в концлагеря, где заставляли работать  или использовали для опытов.

Жители городов, сел, деревень уходили в леса, объединялись в партизанские отряды. Более 120 партизанских отрядов и соединений действовали на Смоленщине. Смоленская земля превратилась в партизанский край. Партизаны перерезали военные коммуникации, уничтожали вражеские гарнизоны, пускали под откос эшелоны с оружием и военной техникой противника, громили склады неприятеля.

Грозой для оккупантов  стали партизанские отряды Бати, соединение «13» Гришина, отряд имени С. Лазо, первая партизанская стрелковая дивизия «Дедушка».

В годы войны рядом со взрослыми сражались дети. Они были санитарами, партизанами и разведчиками.

Вся страна узнала имя 17-летнего школьника Володи Куриленко. Вместе с боевыми товарищами он за полтора месяца отправил под откос четыре фашистских поезда, похоронив под обломками сотни гитлеровцев. Володя погиб в бою с немецкими захватчиками и посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В центре города Смоленска, рядом с Дворцом творчества детей и юношества, установлен памятник юному партизану.

В партизанском отряде «Победа» другой юноша, Петр Галецкий, бросился с миной под эшелон с горючим. За этот подвиг ему посмертно присвоено звание Героя  Советского Союза.

Фашисты зверствовали, но они не могли сломить гордый дух смолян, потомков никогда не покорявшихся кривичей.

Именно на смоленской земле под славным старинным городом Ельней родилась Гвардия. Гвардией в русской армии всегда называли самые умелые, бесстрашные, лучшие части. Город Ельня уже в наше время за заслуги в Великой Отечественной войне получил орден Отечественной войны 1 степени.

Осенью 1943 года наша армия начала большое наступление на смоленском направлении. Бойцам приходилось штурмом брать многочисленные укрепления врага. Особенно мощными они были на территории нашей области, где враг рассчитывал задержаться надолго.

В сентябре 1943 года наши войска подошли к Смоленску. Несколько дней здесь шли упорные, кровопролитные бои. Наши самолеты сбрасывали на врага сотни бомб. Артиллерия сравнивала с землей вражеские блиндажи и окопы.

На улицах Смоленска (Студенческой, Большой  Советской) бой разгорелся с новой силой. Враг цеплялся за каждую улицу, за каждый дом. Но ничто не остановило наших солдат.

Одним из первых ворвались в центральную часть города воины батальона под командованием Прокопия Клепача. Он с группой разведчиков водрузил на здании нынешней гостиницы «Смоленск» (площадь Победы) красное знамя. Впоследствии капитан Клепач стал Почетным гражданином Смоленска.

Старинный русский город, более двух лет томившийся под властью фашистов, стал снова свободным. А еще через две недели вся Смоленская область была очищена от гитлеровских захватчиков.

Освобождение Смоленщины было большим праздником всего народа. Вечером 25 сентября 1943 года залпы артиллерийских орудий салютовали об освобождении Смоленска. Этот день мы и до сих пор отмечаем всем городом и всем народом, а салют в этот день еще и напоминает нам о тех страшных годах войны.

 В 1985 году нашему городу было присвоено великое и почетное звание «Город-герой» и вручена медаль «Золотая звезда»

Презентация фотоснимков «Смоленск в годы ВОВ»

Дорогие ребята, прошло уже много лет с тех пор как закончилась эта страшная война, которая изранила не только нашу родную землю, но и души смолян. Ведь почти каждый из наших земляков потерял на войне своих родных и близких. Поэтому мы никогда не сможем забыть их подвига, ведь они защитили нашу Родину от страшного врага и подарили нам мирную и счастливую жизнь.

Давайте посмотрим фотографии военных лет, чтобы хоть немного почувствовать то, как это было.

Заключение

Давайте будем всегда помнить подвиг нашего народа.

Гимн Смоленска.

Тогда еще не было русской державы.

Дымились леса на заре.

И прежде чем встали московские главы,

Смоленск  возвели на Днепре.

Не раз было небу от пламени жарко:

Ключ-город в осаде пылал.

И прежде чем выступил Минин с Пожарским,

Атаки Смоленск отбивал.

Не раз и не два заслонял он собою

Просторы великой страны.

И прежде чем быть Бородинскому бою,

Был бой у смоленской стены.

Мы знаем, как с ним тяжело расставаться,-

Дрались мы на каждой горе.

И прежде чем к Волге фашистам прорваться,

Их много легло на Днепре.

От каждого камня здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины.

И если ты хочешь быть духом сильнее,

Побудь у смоленской стены.

(А.М.Бодренков)

Итак, ребята!

- Почему наш народ победил врага? (ответы). Благодаря мужеству, стойкости, отваге и большой любви к своей земле наш народ прогнал фашистов.

- Кто знает, сколько людей погибло в войне? (ответы).

- Верно, 20 миллионов. Память жертвам почтим минутой молчания (слушание метронома).

- Что мы сегодня узнали нового?

- Что больше всего запомнилось?

- Что бы вы хотели рассказать дома своим близким, друзьям?

- Слушание записи отрывка из стихотворения Р.И. Рождественского «Помните».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....