Рабочая программа дополнительного образования "Колесо истории"
рабочая программа

Анна Викторовна Фёдорова

Рабочая программа дополнительного образования "Колесо истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_istorii.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка 

«Колесо истории»

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Целью кружковой работы является формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через осмысление своего опыта, использование различных видов деятельности.

Основными задачами деятельности являются:

1. развитие познавательно – исследовательской деятельности;

2. расширение и закрепление представлений детей о предметном и социальном окружении;

3. создание максимально благоприятных условий для выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка;

4. развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

 Формы деятельности:

1. фронтальная работа с демонстрационным материалом.

2. самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3. постановка и разрешение проблемных ситуаций.

4. экспериментирование.

Особенностью кружка является интегрированный подход к деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей, ее реализация в непосредственно образовательной деятельности. Освоение содержания образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» осуществляется в процессе организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности в объеме до 30 минут в неделю. Общее количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в учебном году – 37, из них 4  - диагностические, 3  - являются резервными, предполагающими обобщение, повторение материала в форме развлечений, конкурсов, викторин. Выбор форм и методов деятельности по реализации и освоению работы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» обусловлен принципом развивающего обучения и теорией деятельностного подхода, согласно которому основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Известно, что одна из характерных и ярких черт дошкольников -  любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Поэтому очень важно поддерживать интерес и любознательность дошкольников, учить их искать и находить ответы на них.

 Сентябрь

«Происхождение Земли»

Задачи:

- познакомить детей с историей происхождения Земли;

- дать представление о первых растениях и животных. 1. Рождение Земли. Жизнь зародилась в океане (первые растения и животные). Стр. 8-14 (№1)

Стр. 16-32 (№1)

2. Эра динозавров. Стр. 40-64 (№1)

• Рассматривание макета Земли (в разрезе);

• Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»;

• Игра «Живая – неживая природа» (например: цветок – живая природа, камень – неживая природа).

Октябрь

«Первобытный человек»

Задачи:

- продолжать формировать представления о первобытном человеке, его образе жизни, жилище,орудиях труда и их совершенствовании:

- совершенствовать связную речь в процессе активных действий по установлению причинно-следственных связей. 1. Первобытный человек (образ жизни, внешность, поведение). Стр. 130-138 (№1)

См. №3

2. Инструменты и их совершенствование. Роль огня в жизни человека. Стр. 142-144 (№1)

Стр. 148-150 (№1)

См. №3

• Игра «Что нам рассказал бивень мамонта?»;

• Рассматривание макета «Стоянка первобытных людей»;

• Игра «От пещеры до небоскребов»;

• Игра «Разложи по порядку» (орудия труда – от древних до современных).

Ноябрь

Продолжение темы:

«Первобытный человек»

Задачи:

- дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях, о развитии пещерного искусства, возникновении религиозных предпосылок;

приручение животных.

1. Охота.Использование продуктов охоты: шкуры, кости, мясо, жир. Стр. 152 (№1)

Стр. 160-161 (№1)

См. №3

2. Пещерное искусство. Религия. Стр. 154-155 (№1)

Стр. 160-164 (№1)

См. №3

• Творческая деятельность (рисование в технике ТРИЗ «свеча») «Наскальные рисунки»;

• Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда;

• Игра «Что сначала – что потом?» (орудия труда);

• Изготовление украшений древних людей с использованием природного и бросового материала.

Декабрь

«Древний Египет. Греция. Мифы и легенды древней Греции»

Задачи:

- познакомить с Древним Египтом, дать представление о развитии труда, о возникновении профессий, письменности, книгоиздания;

- знакомить с легендами и мифами Древней Греции.

1. Древний Египет. Профессии древних египтян. Воины. Письменность, книгопечатание, иероглифы. Стр. 39-40 (№4)

Стр. 62 (№4)

Стр. 41-45 (№4)

Стр. 80 (№4)

См. №3

2. Религия (фараоны, храмы, гробницы).

Мифы и легенды Древней Греции. Стр. 43-45 (№4)

См. №3

Стр. 102 (№5)

Стр. 14 (№5)

Примечание: знакомство с мифами и легендами Древней Греции проходит в течение декабря.

• Рассматривание иллюстраций книги «Чудеса древнего мира»;

• Настольная игра «Олимпийские игры»;

• Задания «Расшифруй слово» (иероглифы заменяются соответствующими буквами, прочтение полученных слов);

• Лабиринт «Пройди к фараону».

Январь

«История Отечества»

Задачи:

- формировать у детей представления об истории Отечества;

- древние славяне – их религия, ремесла;

- дать представления о возникновении первых городов.

1. Древние славяне – наши предки. Верования древних славян Стр. 5-11 (№2)

Стр. 17-31 (№2)

2. Славяне – ремесленники и творцы. От поселков к славянским городам. Стр. 31-41 (№2)

Стр. 41-45 (№2)

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где в традициях древних славян изображены предметы быта («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и др.);

Раскрашивание контурных изображений нарядов древних славян:

- Головные уборы

- Сарафаны;

- Обувь и т. д. (самостоятельно или по предложенному образцу);

• Задание «Сравни бабушек» (№15 стр. 4, 9);

• «2 колобка» (стр. 5, 13);

• «Куда спрятался колобок?» (стр. 6, 19);

• Изготовление изображений древнеславянских божеств («Солнце», «Леший» и т. д.).

Февраль

Продолжение темы:

«История Отечества»

Задачи:

- формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания, любовь и уважение к истории своего города, его героическому прошлому;

- Великая Отечественная война: «Сталинградская битва». 1. Великая Отечественная война. Стр. 8-14 (№2)

Стр. 166-168 (№10)

2. Сталинградская битва Стр. 15 (№11)

Стр. 339-347 (№2)

• Рассматривание альбома «Волгоград – город-герой»;

• Дидактические игры из серии «Люби и знай свой край»;

• Авторские игры «Прогулка по Волгограду», «Царицын-Сталинград-Волгоград» и др. ;

• Разрезные картинки «Мой город»;

Рисование на тему: «Волгоград – город-красавец», «Дети на войне», «Мир на земле» и т. д. ;

• Разучивание стихов волгоградских авторов о городе, о мире и войне;

• Изготовление поделок ко 2 февраля, к 23 февраля.

Март

«Технический прогресс»

Задачи:

- развивать представления детей о техническом прогрессе: развитие мореплавания, строительство, возникновение электричества.

1. От лодок до кораблей.

2. От пещер до небоскребов. Стр. 195 (№12)

Стр. 95-97 (№6)

Стр. 37 (№11)

Стр. 166-168 (№10)

См. №3

Стр. 120-123 (№6)

Стр. 58 (№11)

См. №3

3. Электричество было не всегда. Стр. 56-57 (№6)

Стр. 128-130 (№10)

Стр. 74-76 (№2)

Стр. 42 (№10)

См. №3

Примечание: знакомство с достижениями технического прогресса идет во взаимосвязи с профессиями

• Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение изображений жилищ, плавательных средств);

• Разрезные картинки «Что было раньше»;

• Раскрашивание контурных изображений из серии «История мореплавания»;

• Игра «Что не так?» (нарушение хронологии событий).

Апрель

Продолжение темы:

«Технический прогресс»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с письменностью, книгами, искусством, профессиями и современными достижениями.

1. Письменность и книги. Искусство (музыка, театр, танцы и др.)

Стр. 113-116 (№6)

Стр. 80-82 (№6)

Стр. 183 (№12)

Стр. 185 (№12)

Стр. 82-88 (№3)

Стр. 75-77 (№3)

Стр. 77-78 (№3)

2. Современные профессии и достижения (радио, компьютер, телевидение и т. д.). Стр. 100-122 (№6)

Стр. 97-103 (№6)

Стр. 12(№11)

Стр. 26 (№11)

См. №3

• Рассматривание иллюстраций «Древнегреческий театр»;

• Игра «Угадай выражение лица» (№16, стр. 20);

• Игра «Гладиаторы» (Древний Рим) (№16, стр. 21);

• Игра «Угадай знак» (Древний Египет - иероглифы);

• Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение первых книг, папирус и т. д.);

Рассматривание иллюстраций «Современные достижения» - энциклопедия «РОСМЭН»;

• Игра «Угадай профессию» (№16, стр. 3);

• Рассматривание альбома «История одежды».

Май

«История в литературе»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей на основе художественного слова; посредством литературы расширять представления детей об историиразвития человека и человеческого общества: былины, мифы, сказки.

1. Устное народное творчество –былины: «Илья Муромец»

«Илья Муромец и соловей разбойник»

«Добрыня Никитич» и др.

См. №8

2. Сказки народов мира. См. №9

Примечание: при ознакомлении детей с былинами, сказками и их героями, для наглядности, рекомендуется использовать репродукции картин Васнецова («Богатыри», «Алёнушка» и др.).

Чтение былин, сказок можно использовать в течение всего года, а также в летний период.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края: возникновение стойкого интереса к прошлому,настоящему и будущему родного города,любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

В результате освоения программы дети должны знать:
- названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин;

- основные исторические понятия и термины

-уметь ориентироваться в различного рода исторической информации

- работать с иллюстрациями.

Используемая литература:

1. Алёшина. Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст). 

2. Галигузова. Л. Н. «Чудеса древнего мира».

3. Дыбина.О. В. «Что было до…».

4. Детская энциклопедия «РОСМЭН».

5. Справочник дошкольника «История».

6. Сказки народов мира.

7. Толстой. Л.Н. «Былины».

8. Успенский. В.В. «Легенды м мифы Древней Греции».

9. Ушакова. О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».

10. Энциклопедия «Что было до нашей эры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

Рабочая программа  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...