«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
методическая разработка (подготовительная группа)
Описание опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
И.Н.Кириченко
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №99 «Топ-топ»
Воспитатель 1 квалификационной категории
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.
В концепции дошкольного воспитания ставится задача- приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:
- развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности.
- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов и различных видов детской деятельности.
Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
- В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к русской культуре.
- Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации.
Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.
Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить, как о достойном участнике игры.
В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.
Все педагоги нашего ДОУ через различные формы работы знакомят детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Для этого в детском саду и группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
В каждой группе созданы уголки краеведения (альбомы и дидактические папки: «Моя семья», «Я люблю Норильск», «Государственная символика России», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», флаг, герб, гимн России, мини-музей «Русская изба» и др. ); сделаны подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.
Наряду с непосредственно-организованной деятельностью мы все вместе организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.
В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха, Зимние святки и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа планируется совместно с музыкальными руководителями, воспитателями. При разработке сценария народного праздника, особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений, обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр.
Особое внимание уделяем укреплению взаимоотношений с родителями воспитанников. В настоящее время эта работа особенно актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:
- Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.
- Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.
- Каждый ребенок – активный участник игры.
- При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.
- Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.
- При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.
- Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).
- Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.
- С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.
- Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.
- Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.
- Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.
- Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.
- Игры должны способствовать развитию детей.
- Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.
- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Сбор детей на игру
В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
- В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
- Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр
- Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.
- Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.
Основные требования к атрибутам игры и инвентарю
- Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.
- Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.
- Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.
- Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
- Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).
Организация играющих, проведение игры и руководство ею
- Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен
стоять так, чтобы его видели все участники игры.
- В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.
- В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:
- название игры;
- роли играющих и их расположение на площадке;
- содержание игры;
- цель игры;
- правила игры.
- Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;
- Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;
- В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.
- Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на аудиалов, визуалов и кинестетиков, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например, подает команды или звуковые (для аудиалов) и зрительные сигналы (для визуалов) к началу игры.
- Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.
- Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.
- Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
- Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.
- Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
- Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.
Окончание игры и подведение итогов
- В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
- В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры): дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.
- Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
- Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
- К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Список литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.составитель Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7.Методические рекомендации к программе социально личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М.: Баласс, 2007.
8.Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-247979-1366814610.jpg)
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-140633-1480952666.jpg)
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-348263-1385190625.jpg)
Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/21/picture-1047392-1532194798.jpg)
Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1076351-1541661625.jpg)
Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1076351-1541661625.jpg)
Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ» П.Ф. ЛЕСГАФТ...