Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Коваленкова Флорида Газнавиевна.

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

http://xn----8sbhizifehb5q.xn--p1ai/images/post-435307-1346766192.png

В настоящее время воспитание нравственных начал становится актуальным, которое подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же можно отнести воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к младшим, старшим; умения помогать им. Развитие волевых качеств - таких как умение, ограничивать свои желания, преодолевать трудности, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные в обществе нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это критерии нравственного воспитания.

Важным условием всестороннего воспитания личности ребенка - является формирование нравственно-волевой сферы. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции в дальнейшем.

        Прекрасным средством  воспитания нравственных  начал является игра, где   ребенок учится проявлять чуткое отношение к сверстникам, быть справедливым, соблюдать правила, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.  Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально используемых для воспитания и обучения детей, которые направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное влияние игровой деятельности. В дидактических играх  можно привить ребенку этнокультурные ценности, познакомиться с элементами    культуры. Дети 5-7лет приобретают первые знания (фрагментарные, несистематические)  о своей этнической принадлежности. В этом возрасте можно предложить  им  дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару». Так же  можно использовать игры «Путешествие в страну вещей», « Из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках можно проводить  с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «Деревья  нашего города», «С какого дерева ветка» и другие. Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Путешествие по городу», (достопримечательности  города), «Где находится памятник?»,  «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родному городу, принадлежности к своему народу. Много словесных игр  можно использовать при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару),  «Кто больше скажет?» (волшебных слов), «Поделись улыбкой», «Меняемся местами» (те, кто маму, папу любит; кто бабушке, дедушке помогает и т.д.), «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Посредством дидактических игр с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, дидактические игры раскрывают большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям приобщиться культуре разных народов.
 Воспитание на народных традициях способствует формированию межнациональной толерантности, что на сегодняшний день является актуальным. 
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников, которые  вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, умение   проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Народные (подвижные)  игры включаются в разные виды деятельности детей и оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности, прежде всего игры соревновательного характера, с определенными правилами,       где каждый играющий учится: к совместным и согласованным действиям,  уважению всеми принятых условий игры, справедливо оценивать собственные результаты и результаты сверстников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируется   уважительное отношение к культуре людей разных национальностей,  проживающих в стране.  По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку, сочетающие в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. В игре дети знакомятся с особенностью её проведения, с народным фольклором: песенки, считалки т.д.,             с обычаями, традициями, праздниками, особенностью народных костюмов. Например,
использование  русских народных игр позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. В повседневной жизни, особенно на прогулках, можно играть  с детьми в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».  Перед проведением игр разных народов  мы  рассказываем о культуре и быте того или иного народа.  В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Уважаемы родители! Помните о том, что нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или выполнять математические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Наиболее эффективной является игра,  формируя не только представления о должном поведении или коммуникативные  навыки,  а прежде всего нравственные чувства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании дошкольников"

Консультации для воспитателей«Использование дидактических и народных игрв нравственном  воспитании» Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешн...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....

Использование народных игр в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно - нравственное воспитание влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром....