Педагогический проект во второй группе раннего возраста по теме: «Широкая Масленица!»
проект (младшая группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Данная тема помогает детям и родителям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание детей и родителей методом проектной деятельности и вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maslenitsa_yasli_20_-_kopiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района   Ростовской области

Педагогический проект во второй группе раннего возраста

по теме:

«Широкая Масленица!»

Руководитель проекта

 воспитатель МБДОУ №3
Колиниченко Елена Николаевна

Февраль – март 2020г

Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг - успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.» Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Данная тема помогает детям и родителям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

                                             ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип: познавательно - творческий краткосрочный

Вид - краткосрочный

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста 2-3 лет,

 родители воспитанников, воспитатели группы

Сроки реализации проекта – февраль - март 2020

Проблема, на решение которой направлен проект – это отсутствие интереса у родителей к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).      Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити, связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей. 

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание детей и родителей методом проектной деятельности и вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада


Задачи:

-Образовательные:
 - Учить бережно относиться к народным традициям и обычаям.

-  Обогащать знания детей о традициях русского народа, духовный мир детей
Развивающие: 

- Развивать в детях любовь к традициям русского народа, элементарное понимание названия праздника

-Формирование у детей начал национального самосознания
Воспитательные:
-  Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях
-  Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздника и развлечений.

- Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей     детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».

Интеграция образовательных областей

Речевое – развитие:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.

Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, 
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетной игры; 

Художественно-эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.
3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку. 

Физическое развитие:
1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с правилами.

    Реализация проекта (методы и приемы): разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение урока обрядовой культуры для родителей по изготовлению Масленичной куклы

Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети и родители приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного праздника Масленица.  Развитие детских - родительских отношений

Этапы проекта:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


-консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы
-разучивание русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины
-подборка музыкального материала для праздника
-подготовка атрибутов и костюмов для развлечения

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

Совместная деятельность

Развивающая игровая среда

Взаимодействие с семьёй

ООД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Познавательное развитие-Ознакомление с окружающим миром.

«Здравствуй, Масленица! Веселые блины и свистульки» Рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписи, прослушивание аудиозаписи песни: «Масленица»

Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа.

Конструирование: «Ворота к солнышку»

Цель: закрепление умения строить постройку по образцу.

- Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

- Изготовление куклы- скрутки Масленицы.

- Знакомство с Масленицей. Создать условия для театрализованной игры в Масленицу: катание с горки, выпекание блинов, игры со свистульками

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Чтение потешек: «Села птичка», «Колпачок», «Мы печем оладушки».

- Пальчиковая гимнастика: «Я пеку».

- Подготовка презентаций народных потешек, русских сказок.

- Вывесить картинки, иллюстрации по теме.

- Сбор материала (видеотека с русскими народными сказками, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)

- В уголок ряженья вывесить платочки.

- В музыкальный уголок выложить: Свистульки, бубны, деревянные ложки, молоточки.

- В книжный уголок выставить вместе с детьми книжки.

 - В речевой уголок вывесить картинки по теме.

- Скачать аудиозапись «Платочек аленький»

- Вынести на улицу палки-лошадки.

- В ИЗО уголок выложить заготовки солнышкаиз цветной бумаги и картона, клей карандаш.

- Урок обрядовой культуры «Кукла Масленица – оберег на проводы Зимы и счастливый год»

- Помощь в пополнении среды в группе.

- Принести иллюстрации по теме.

- Папка-передвижка  на тему «Масленица широкая» в родительский уголок

- Буклет «Масленичная неделя»

Речевое развитие

«Ай, да масленица»

Рассматривание иллюстраций, проговариваем, что изображено на картинке. Заучивание потешки: «Карусели»

Цель:  развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.

- Дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

- Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу.

- Игровая ситуация «Накорми куклу Катю»;

- Чтение русской народной сказки «Колобок»; инициировать обыгрывание сюжета русской народной сказки «Колобок» с помощью игрушек и пальчикового театра

- Пальчиковая игра «Семья»;

- Дыхательная гимнастика: «Прощай, масленица!»

- Дидактическая игра «Картинки-половинки».

- Чтение художественной литературы по заданной теме.

- Обмен в группе рецептами выпечки блинов.

- Родители вместе с детьми выпекают дома блины.

- Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику.

 - Изготовление простейшей куклы - скрутки

- Изготовить дидактическую игру: «Картинки половинки».

- предложить принять участие в творческом конкурсе сувенирных масленичных кукол «Ай-да, Масленица!»

-

Художественно-эстетическое развитие

ЛЕПКА «Солнышко – колоколнышко» Цель - Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия Рисование: «Блинчики»

Цель: закреплять умение рисовать с помощью губки, методом примакивания. Формировать умение рисовать не заходя за края.

- Самостоятельное художественное творчество «Мы печём оладушки».

- Словесная игра «Ладушки - оладушки».

- Разучивание поговорок про Масленицу и блины.

- Динамическая пауза «Платочек аленький»

- Сюжетно-дидактическая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли».

- Хороводная игра «Выпал беленький снежок».

- Пальчиковая игра «Согревалка».

- Импровизация на детских музыкальных инструментах-самоделках «Шумелки-коробочки».

- Хороводная игра «Ручки в бок, ножкой топ»;

- Пляска «Мишка с куклой»

- Самостоятельные игры с куклами-скрутками.

Физическое развитие Подвижная игра «Мы в кружок вставали».

Обыгрывание потешек «Еду, еду к бабе, к деду»

Катание на лопате.

 Игра в снежки.

Хороводная игра «Карусель».

Рисуем блины.

Подвижная игра «Игра в лошадки», «С горки на горку», «Зайки».

Прослушивание песни «Бабушка, испеки оладушки».

- Испечь блины.

- предложить принять участие и принести фотографии с районного праздника: «Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся».

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Электронная презентация «Здравствуй Масленица»;        

2. Проведение развлечения для детей родителей «Как блинчики солнышко будили»

3. Проведение творческого конкурса сувенирных масленичных кукол «Ай-да, Масленица!»

4. Участие в 3 районном конкурсе «Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся»  

5. Публикация проектной деятельности в СМИ.

Литература

  1.  О.А.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПБ: Детство-Пресс. 2004
  2. И.А. Лыкова «Приобщаем малышей к народной культуре. Третий год жизни»
  3. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней Ю.А. Афонькина, Е.М.Омельченко. - Волгоград: Учитель 2012
  4. Интернет- ресуры


             

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста на тему «Осень разноцветная»

Познавательно-творческий проект для  детей второй группы раннего возраста, родителй.Цель проекта: воспитывать интерес к природе, обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатл...

Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Праздник мам и бабушек – 8 марта».

Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Праздник мам и бабушек – 8 марта».Вид проекта: творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный (две  недели) – 20.02...

Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Чистюли»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества....

Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Мир сенсорики»

Проект "Мир сенсорики"Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования      представлений о свойствах предметов: ...

Педагогический проект во второй группе раннего возраста «Осень золотая!»

Педагогический проект во второй группе раннего возраста «Осень золотая!»Тема проекта: «Осень золотая!»Длительность проекта: вторая - третья недели октября 2019 года.Участники п...

Педагогический проект. Во второй группе младшего возраста «Бабочка » Тема: « Посуда »

Педагогический проект.  Во второй группе младшего возраста «Бабочка » Тема: « Посуда »...

Педагогический проект во второй группе раннего возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуре"

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истории – национальной культуре. Именно сейчас, возникает необход...