Педагогический проект во второй группе раннего возраста по теме: «Широкая Масленица!»
проект (младшая группа)
Данная тема помогает детям и родителям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание детей и родителей методом проектной деятельности и вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa_yasli_20_-_kopiya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Педагогический проект во второй группе раннего возраста
по теме:
«Широкая Масленица!»
Руководитель проекта
воспитатель МБДОУ №3
Колиниченко Елена Николаевна
Февраль – март 2020г
Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг - успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.» Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Данная тема помогает детям и родителям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип: познавательно - творческий краткосрочный
Вид - краткосрочный
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста 2-3 лет,
родители воспитанников, воспитатели группы
Сроки реализации проекта – февраль - март 2020
Проблема, на решение которой направлен проект – это отсутствие интереса у родителей к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити, связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.
Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание детей и родителей методом проектной деятельности и вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада
Задачи:
-Образовательные:
- Учить бережно относиться к народным традициям и обычаям.
- Обогащать знания детей о традициях русского народа, духовный мир детей
Развивающие:
- Развивать в детях любовь к традициям русского народа, элементарное понимание названия праздника
-Формирование у детей начал национального самосознания
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях
- Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздника и развлечений.
- Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».
Интеграция образовательных областей
Речевое – развитие:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетной игры;
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.
3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
Физическое развитие:
1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с правилами.
Реализация проекта (методы и приемы): разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение урока обрядовой культуры для родителей по изготовлению Масленичной куклы
Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети и родители приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного праздника Масленица. Развитие детских - родительских отношений
Этапы проекта:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
-консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы
-разучивание русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины
-подборка музыкального материала для праздника
-подготовка атрибутов и костюмов для развлечения
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
Совместная деятельность | Развивающая игровая среда | Взаимодействие с семьёй | |
ООД | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Познавательное развитие-Ознакомление с окружающим миром. «Здравствуй, Масленица! Веселые блины и свистульки» Рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписи, прослушивание аудиозаписи песни: «Масленица» Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа. Конструирование: «Ворота к солнышку» Цель: закрепление умения строить постройку по образцу. | - Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. - Изготовление куклы- скрутки Масленицы. - Знакомство с Масленицей. Создать условия для театрализованной игры в Масленицу: катание с горки, выпекание блинов, игры со свистульками - Рассматривание иллюстраций по теме. - Чтение потешек: «Села птичка», «Колпачок», «Мы печем оладушки». - Пальчиковая гимнастика: «Я пеку». | - Подготовка презентаций народных потешек, русских сказок. - Вывесить картинки, иллюстрации по теме. - Сбор материала (видеотека с русскими народными сказками, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.) - В уголок ряженья вывесить платочки. - В музыкальный уголок выложить: Свистульки, бубны, деревянные ложки, молоточки. - В книжный уголок выставить вместе с детьми книжки. - В речевой уголок вывесить картинки по теме. - Скачать аудиозапись «Платочек аленький» - Вынести на улицу палки-лошадки. - В ИЗО уголок выложить заготовки солнышкаиз цветной бумаги и картона, клей карандаш. | - Урок обрядовой культуры «Кукла Масленица – оберег на проводы Зимы и счастливый год» - Помощь в пополнении среды в группе. - Принести иллюстрации по теме. - Папка-передвижка на тему «Масленица широкая» в родительский уголок - Буклет «Масленичная неделя» |
Речевое развитие «Ай, да масленица» Рассматривание иллюстраций, проговариваем, что изображено на картинке. Заучивание потешки: «Карусели» Цель: развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором. | - Дидактическая игра «Волшебный мешочек»; - Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. - Игровая ситуация «Накорми куклу Катю»; - Чтение русской народной сказки «Колобок»; инициировать обыгрывание сюжета русской народной сказки «Колобок» с помощью игрушек и пальчикового театра - Пальчиковая игра «Семья»; - Дыхательная гимнастика: «Прощай, масленица!» - Дидактическая игра «Картинки-половинки». | - Чтение художественной литературы по заданной теме. - Обмен в группе рецептами выпечки блинов. - Родители вместе с детьми выпекают дома блины. - Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику. - Изготовление простейшей куклы - скрутки - Изготовить дидактическую игру: «Картинки половинки». - предложить принять участие в творческом конкурсе сувенирных масленичных кукол «Ай-да, Масленица!» - | |
Художественно-эстетическое развитие ЛЕПКА «Солнышко – колоколнышко» Цель - Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия Рисование: «Блинчики» Цель: закреплять умение рисовать с помощью губки, методом примакивания. Формировать умение рисовать не заходя за края. | - Самостоятельное художественное творчество «Мы печём оладушки». - Словесная игра «Ладушки - оладушки». - Разучивание поговорок про Масленицу и блины. - Динамическая пауза «Платочек аленький» - Сюжетно-дидактическая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли». - Хороводная игра «Выпал беленький снежок». - Пальчиковая игра «Согревалка». - Импровизация на детских музыкальных инструментах-самоделках «Шумелки-коробочки». - Хороводная игра «Ручки в бок, ножкой топ»; - Пляска «Мишка с куклой» - Самостоятельные игры с куклами-скрутками. | ||
Физическое развитие Подвижная игра «Мы в кружок вставали». Обыгрывание потешек «Еду, еду к бабе, к деду» | Катание на лопате. Игра в снежки. Хороводная игра «Карусель». Рисуем блины. Подвижная игра «Игра в лошадки», «С горки на горку», «Зайки». Прослушивание песни «Бабушка, испеки оладушки». | - Испечь блины. - предложить принять участие и принести фотографии с районного праздника: «Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся». |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Электронная презентация «Здравствуй Масленица»;
2. Проведение развлечения для детей родителей «Как блинчики солнышко будили»
3. Проведение творческого конкурса сувенирных масленичных кукол «Ай-да, Масленица!»
4. Участие в 3 районном конкурсе «Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся»
5. Публикация проектной деятельности в СМИ.
Литература
- О.А.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПБ: Детство-Пресс. 2004
- И.А. Лыкова «Приобщаем малышей к народной культуре. Третий год жизни»
- Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней Ю.А. Афонькина, Е.М.Омельченко. - Волгоград: Учитель 2012
- Интернет- ресуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста на тему «Осень разноцветная»
Познавательно-творческий проект для детей второй группы раннего возраста, родителй.Цель проекта: воспитывать интерес к природе, обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатл...
Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Праздник мам и бабушек – 8 марта».
Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Праздник мам и бабушек – 8 марта».Вид проекта: творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели) – 20.02...
Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Чистюли»
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества....
Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Мир сенсорики»
Проект "Мир сенсорики"Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: ...
Педагогический проект во второй группе раннего возраста «Осень золотая!»
Педагогический проект во второй группе раннего возраста «Осень золотая!»Тема проекта: «Осень золотая!»Длительность проекта: вторая - третья недели октября 2019 года.Участники п...
Педагогический проект. Во второй группе младшего возраста «Бабочка » Тема: « Посуда »
Педагогический проект. Во второй группе младшего возраста «Бабочка » Тема: « Посуда »...
Педагогический проект во второй группе раннего возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуре"
Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истории – национальной культуре. Именно сейчас, возникает необход...