конспект образовательной деятельности "В гости в кубанскую хату"
план-конспект занятия (средняя группа)
При проведении образовательной деятельности с региональным компонентом в средней группе. Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, подготовлен материал: пословицы, атрибуты убранства казачьей хаты, подобрана соответствующая музыка. При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект образовательной деятельности в средней группе | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Весёлый ручеёк»
муниципального образования Приморско – Ахтарский район
Конспект образовательной деятельности
в средней группе.
Подготовила:
Дармостук Г.В.
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы
Тема: «В гости в кубанскую хату».
Возраст детей: средняя группа (4 - 5лет)
Формы организации: подгруппа.
Цели: Дать представление, что нашими предками являются казаки. Познакомить детей с жизнью и бытом кубанских казаков. Показать, как жили в старину казаки, с их домашним обиходом.
Задачи.
Образовательные: закрепить представление о фольклоре, традициях, быте кубанских казаков. Формировать гражданское, патриотическое мышление у детей, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани. Формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей; развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение поддерживать беседу; обогащать словарный запас и музыкальные впечатления детей. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям. Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к взрослым.
Материал: атрибуты кубанского быта: прялка, чугунок, глэчик, самовар, люлька, кукла; муляжи и свежие овощи. Картинки русской печи, макитры, коромысла. Рукодельные изделия: рушники, салфетки, скатерти, прихватки.
Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок. Знакомства детей с народно–прикладным искусством Кубани, вышивкой, вязанием крючком, спицами.
Словарная работа: чугунок, глэчик, макитра, самовар, коромысло, хата.
Ход образовательной деятельности.
1 этап. Организационный момент.
В группу входит казачка.
Казачка: Здравствуйте, ребята. Я хозяйка из казачьего подворья, приглашаю вас к нам в гости. Проходите познакомиться с кубанским бытом и жизнью казаков.
Дети входят на импровизированное казачье подворье. Казачка встречает ребят хлебом с солью на рушнике.
2 этап. Основной.
Казачка: Милости просим. Добро пожаловать в хату. Только хозяина сейчас дома нет – он на военной службе.
Казачка: В казачьих семьях главный – казак. Он работает в поле, занимается скотоводством, земледелием, и охраняет нашу границу от врагов. А казачка, его жена, ему помогает: ведет хозяйство, воспитывает детей. Ваши мамы также и дома хозяйство ведут, вас воспитывают и ещё на работу ходят. Назовите профессии ваших мам.
Дети. Продавец, повар, учитель, медсестра.
Казачка: Давайте, хлопцы и девчата, вспомним, какие ещё есть профессии у мам.
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».
Наши мамы
Много мам на белом свете, (Разводят руки в стороны)
Всех их любят очень дети! (Крепко обхватывают себя за плечи)
Журналист и инженер, (Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца на обоих руках)
Повар и милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель.
Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны. (Разводят руки в стороны, ладошками вверх)
Дети рассматривают атрибуты кубанского быта.
Казачка: Ребята, я уже с утра и корову подоила, и хозяйство накормила, и на речку сходила, на коромысле воды принесла, чтобы можно было постирать грязную одежду.
Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моём доме украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка малыша, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара.
Игра «Накрой стол к чаю».
Казачка предлагает девочкам накрыть стол к чаю.
Казачка. Запомнили, название моей посуды?
Казачка: Вот овощей свеженьких с огорода принесла. Будем сейчас с вами настоящий кубанский борщ варить.
Игра: «Варим борщ».
Казачка на стол ставит чугун, муляжи и настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.
Казачка: сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.
Загадки:
1.Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (морковь).
2. Над землей трава, под землёй - алая голова (свекла).
3.Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла (картофель).
4.Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста)
5.Как на нашей грядке, выросли загадки-
Сочные, да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, осенью краснеют (помидоры)
6.А на этой грядке - горькие загадки.
33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает (лук)
Чугун с овощами ставит в печь.
Казачка: А вы знаем много кубанских традиций.
Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ребята вы знаете пословицы о казаках.
1-й ребенок: Конь казаку лучший друг.
2-й ребенок: Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
3-й ребенок: Казак сам не ест, а коня накормит.
4-й ребенок: Казак без коня, что солдат без ружья.
5-й ребенок: Сам погибай, а коня выручай.
6-й ребенок: Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Казачка: Ребятки, пока мы с вами играли, пришло время моего дитя спать уложить, я спою колыбельную, а вы послушайте тихонько.
Игра «Покачаем малыша».
Казачка качает куклу в люльке и поет, а дети держат воображаемого малыша на руках.
Ай ну-ну-ну, коток,
Засни маленький ребенок.
Ай, ну-ну-ну два кота,
Серенькие оба.
Идите к нам ночевать,
Нашу Катеньку качать.
А у нас Катя маленька,
Она спать раденька.
Казачка. Ребята, моя доченька заснула, давайте тихонечко выйдем на двор.
3 этап. Подведение итогов (рефлексия).
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я вам рассказывала? Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: В чем казаки варили кашу?
Дети: В чугунке.
Казачка: Из чего пили чай?
Дети: Из самовара.
Казачка: Как называется дом, где жили казаки?
Дети: Хата.
Казачка: Ну, молодцы настоящие казачата. На прощанье я хочу вам подарить вкусные сушки, которые я испекла из муки нового урожая. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков, помните о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ «КУБАНСКИЙ РУШНИЧОК»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!»Дети! Давайте встанем в кру...
Конспект образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Кубанский хоровод».
Неделя проходила под темой «Музыка родного края». На протяжении всей недели с детьми рассматривали одежду кубанских жителей их быт, предметы быта, играли в кубанские игры «Передай подкову» , «Ат...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Кубанские посиделки"
Конспект ОД "Кубанские посиделки" разработан для детей доготовительной группы, для закрепления знаний детей об истории Кубани и кубанских традициях....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе «Все мы дружно живем на кубанской земле». Подготовил: воспитатель Пономаренко Т.С., М АДОУ ЦРР-д/с № 14
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе«Все мы дружно живем на кубанской земле».Подготовил:воспитатель Пономаренко Т.С., М АДОУ ЦРР-д/с № 14...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор»
Развитие интереса у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, кубанскому фольклору; Воспитание любви и уважения к традициям родного края. ...
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Кубанский сундучок»
Пояснительная запискаДанное занятие знакомит детей с бытом и одеждой первых заселенцев станицы Старощербиновской- казаков.Дети узнают о жилище казаков, о том что хранили в кубанских сундуках –од...