Ознакомление с чувашским языком "Домашние животные"
план-конспект занятия (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_chuvashskim_yazykom.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
в старшей группе.
Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)
(ознакомление с чувашским языком)
Программное содержание.
Познакомить детей с новыми лексическими единицами : кукамай, чĕрчун, вăкăр,сурăх,сысна.
Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах.
Развивать диалогическую речь.
Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.
Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильного
призношения звуков «ă», «ĕ».
Материал : игрушки- домашние животные, картинки, в названиях которых есть звуки «ă», «ĕ»,пластилин, картон.
Ход занятия.
1.Игровой прием. Приход Анюк с телеграммой от бабушки.
Воспитатель. Эту телеграмму прислала бабушка Анюк. Она живет в далекой чувашской деревне и приглашает нас к себе в гости. Ребята, мы поедем к ней на поезде.
2.Поездка в деревню на поезде. Дети встают и имитируют движение. Фонетическое упражнение с движе ниями: «Чаш-чаш».
(Младший воспитатель с Анюк сопровождают детей, а воспитатель переодевается в национальную одежду. Воспитатель – бабушка).
3.Приветствие.
Кукамай :
- Добрый день, дети! (Ыра кун, ачасем!)
- Добрый день, бабушка! (Ыра кун, кукамай!)
4. Знакомство. Диалог между бабушкой и детьми.
Кукамай :
- Эсе мен ятла? (Как тебя зовут?)
- Эпе Дима ятла. (Меня зовут Дима)
Каждый ребенок называет свое имя.
5. Рассказ бабушки.
Кукамай :
-Ребята, скажите мне пожалуйста ,где мы живём ,в городе или в деревне?
( Дети отвечают).
Кукамай :
-А кто же живёт в деревне?
(Дети отвечают).
Кукамай :
-А как по-вашему звучит слово, бабушка на чувашском языке?
(Дети отвечают).
Кукамай :
-Правильно ребята. Бабушка- это кукамай или асанне. (хором, индивидуально).
Ребята , уменя во дворе живет много домашних животных. Я хочу вас с ними познакомить. А кто из вас знает, как звучит на чувашском языке слово - домашнее животное.
(Ответы детей).
Кукамай :
-Правильно, килти чĕрчун.(хором, индивидуально).
-О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их.
(Ответы детей).
Кукамай :
-Ребята, проходите во двор и посмотрите кто у меня живет
Кукамай :
-Ку мĕн? (показывает на собаку).
-Ку йытă.Йытă -килти чĕрчун. Килти чĕрчун - домашнее животное.
- Килти чĕрчун. (хором, индивидуально).
Кукамай :
-Мĕн тĕслĕ? И т.д.
Кукамай обращает внимание на знакомых животных : кушак, ĕне, качака, лаша, потом показывает быка:
-Ку вăкăр. Вăкăр. Ку мĕн?
-Вăкăр. (хором, индивидуально).
-Артём, ку вăкăр-и?
-Вăкăр мĕн тĕслĕ?
-Вăкăр мĕн тăвать?
-Вăкăр пысăк е пĕчĕк?
-Вăкăр ăçта?
Таким же образом вводятся слова: сурăх, сысна.
Кукамай :
-Ребята на фотографии сколько животных?(Миçĕ чĕрчун?)
(Ответы детей).
Кукамай :
-Какие знакомые чувашские звуки вы услышите в этих словах: вăкăр, ĕне, сурăх. А в каких ещё словах живут эти звуки: йытă, чĕрчун.
(При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки), затем дети за воспитателем проговаривают чистоговорки: ăр-ăр-ăр- вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх, ăр-ăр-ăр-вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх.
6.Физкультминутка:
Пĕррĕ, иккĕ, виççĕ-аллисене çĕклĕр,
Тваттă,пиллĕк-аллисене сарăр,
Унтан антарăр,
Шăппăн ларăр.
7. Итог .
-Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?
(Дети отвечают).
-Каких домашних животных вы знаете, но вы мне должны ответить только на чувашском языке.
(Дети отвечают).
-А кто из вас мне хочет рассказать стих о домашних животных?
«Качака»
Икĕ шĕвĕр мăйрака,
Ланчашка кăна сухал.
«Мекек!»- тет качака.
Тен, пуласшăн манн тус халь?
«Мăрăл- мăрăл мăрăлкка»
Мăрăл- мăрăл мăрăлкка,
Пирĕн кушак хăмăркка.
Чее унăн куçĕсем,
Çивчĕ унăн чĕрнисем.
Пĕр сасăсăр вăл утать,
Шăши курсан кап! Тытать.
-Ребята, какие вы молодцы! Маттур ачасем! А сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские узоры, обозначающие животных ( рассматривание узора и называние животного).
А теперь мы попробуем любой из узоров вылепить из пластилина и выложить его на картон.
Самостоятельная работа детей.
Сывă пулăр, ачасем!
8. Отъезд детей в детский сад на поезде. Фонетическое упражнение «Чаш-чаш-чаш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детеныши»
Занятие способствует воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко - тихо;закрепляет знания детей о домашних животных,использ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Дикие животные наших лесов"
Закрепление знаний о диких животных. Рассказ "Кака зайчонку маму искали"....
Опыт работы. Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром».
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Первые элемен...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем») (ознакомление с чувашским языком)
Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)(ознакомление с чувашским языком)...