Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Акань - коми кукла"
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный материал предназначен для приобщения старших дошкольников к культуре коми народа через знакомство и игры с народной куклой Акань .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Акань-коми кула". | 142.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7» г.Усинска
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста
Тема: «Акань – коми кукла»
Автор: Короткая Светлана Владимировна,
воспитатель первой категории
г.Усинск
2020 год
Цель: способствовать приобщению дошкольников к коми национальной культуре через игру с народной куклой.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с коми народной куклой – Акань;
- расширять представления детей о коми (стойбище, чум, домашний скот, одежда);
- закреплять представления детей о родном крае (название региона, тундра, растительности этой природной зоны, животный мир);
- развивать познавательный интерес, внимание, мышление;
- воспитывать умение договариваться, работать в команде.
Образовательная область познание (ознакомление с социальным миром).
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, речевое развитие, физическое.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр презентации «Коми народные куклы», рассматривание иллюстраций с изображением коми кукол, беседы о традициях и культуре коренного народа Республики Коми, экскурсия в коми керку.
Словарная работа: чум – дом, жилье оленевода, патко –сумка для перевозки и хранения ,оберег, тундра.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная.
Материал и оборудование: тряпичная кукла Акань, магнитная доска, схема для составления синквейна, сумка – патко, лист ватмана, картинки с изображением элементов коми орнаметна, клей, маска зайца, маска совы.
Ход занятия:
Дети проходят в зал.
Педагог: «Проходите, ребята, представьте, что мы с вами находимся в коми керке, т.е. находимся где?» Ответы детей (керка – дом, жилье народа коми).
Педагог:
«Сядем рядышком на лавку.
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадку.
Кто подскажет - погляжу».
«Бывает пляжная и полевая,
Торба, планшет и авоська бывает.
Сшита из ткани она или кожи,
И даже из пластика может быть тоже». ( Сумка)
Педагог показывает детям патко: « Ребята, напомните мне, пожалуйста, что может храниться в этой сумке» Ответы детей (Сумка нужна коми народу при кочевье для перевозки и хранения одежды, обуви, материалов для рукоделия).
Педагог: « А вот, что лежит в моей патко».
Педагог демонстрирует детям куклу Акань: «Вы уже знакомы с этой куклой. Мне было бы интересно услышать все, что вам о ней запомнилось».
Дети сочиняют синквейны (Что? – Какая? – Что делает? – Предложения – Ассоциация). Например: Кукла - маленькая, игрушечная, тряпичная, народная,обереговая, яркая, красочная, выразительная- защищает, изображает, хранит, помогает, - « Куклу Акань делали своими руками. Кукла стоит в северном углу дома. Оберегает своих хозяев от бед и неудач. Акань помогает своим хозяевам справиться с напастями. Акань привлекает удачу и благополучие.Кукла похожа на веничек. У этой северной куклы голова из спирали белой ткани. Кукла состоит из 7 полосок ткани, каждая из которых является одним из её качеств. - помошница.
Педагог: «Как много вы успели узнать, ребята, об этой кукле! Все верно! Куклу сделать своими руками не трудно, но при этом надо постараться, делать ее с добрыми мыслями и желанием. Об этом нас учат пословицы: «Делай добро и жди добра, добра желаешь — добро и делай, без труда не вытянишь и рыбки из пруда; без работы ничего не добыть, где хотенье, там и уменье».(Педагог начинает, а дети продолжают пословицы)
Педагог: «Ребята, а кто из вас любит слушать сказки и почему?» (Ответы детей).
Не зря люди, живущие на Коми земле говорят, что сказка – это добрые глаза и душа народа. Сегодня я хочу рассказать вам сказку про куклу Акань «О том, как Акань друга искала».
Педагог: «Я буду вам рассказывать сказку, а вы, чтобы лучше усвоить ход сказочных событий, будете ее моделировать при помощи элементов коми орнамента».
Перед детьми на столе разложены ватман, картинки с элементами орнамента, клей. По ходу знакомства со сказкой они наклеивают нужные картинки.
Жила была в чуме кукла Акань( ).Все она умела делать : и на охоту ходила, рыбу ловила, ягодами и грибами запасалась( ).« Могу я и помочь, и от беды защитить, и с напастями справится. Да вот только живу одна – одинешенька, словом обмолвиться не с кем, -думает Акань,- пойду я друга искать». Надела она малицу и отправилась. Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц- Коч( ). Увидел куклу, удивился, ушами захлопал. – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, оберегать, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит Заяц- Коч, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть. И научил куклу играть в очень интересную игру. Ребята, поиграем с куклой Акань и зайцем в игру Кон тэ, кочой, волiн? (Где ты, зайка, был?)
Дети встают вокруг «Зайца» , ходят по кругу и поют:
- Где ты, зайка, был?
- Где ты, серый, был?
- В огороде, деточки,
- В огороде, дорогие.
- Что ты, зайка, делал,
- Что ты, зайка, делал?
- Я капусту грыз,
- Кочан я пообломал.
- Не обидели ведь тебя,
- Не побили ведь тебя?
- Побили, деточки,
- Побили, дорогие.
- Как же тебя били,
- Как же тебя колотили?
- Катерина – то метлой,
- А Марпушка – то кулаком.
- Еще как – то били,
- Еще как – то колотили?
- Да Дуняша пожурила,
- Меня за усы подергала.
- Плакал ли ты, заинька,
-Плакал ли ты, лисонька?
- Плакал, плакал, деточки,
- Плакал, плакал, дорогие.
- Как ты плакал, заинька,
- Как ты плакал, лисонька?
- Лапой утирал слезы
- И белого света не видел.
«Зайка» отвечает на вопросы детей и показывает все это им телодвижениями. Потом выбирает вместо себя одного игрока.
Так шумно Кочой жаловался, что разбудил сову () . Испугался и убежал. Подумала Акань: « Зачем мне такой друг? Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь» – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? Спрашивает у неё сова. - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит сова. - Я буду твоим другом. Давай с тобой играть.
Детям предлагается коми – игра «Деревья»
Считалкой дети выбирают водящего, ему завязывают глаза и ставят в угол. Остальные игроки разбегались по комнате и садятся на корточки. Водящий, досчитав до десяти, начинает поиск игроков. Наткнувшись на одного из них, водящий должен угадать и назвать его имя. Если он правильно называл его имя, то водящим становился опознанный игрок. Если же не угадывал, то продолжал водить.
Педагог: «Такая шумна игра получилось, что услышал их охотник. Испугалась полярная сова и улетела ().Подумала Акань: «Зачем мне такой друг? Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь» – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? Спрашивает у неё охотник - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, оберегать, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит охотник, - Я буду твоим другом. Давай с тобой вместе жить, ты будешь детей наших в чуме растить, да за чумом следить. А. я на охоту ходить, рыбу ловить. Семью нашу кормить. Согласную семью и горе не берет. Понравился кукле приветливый охотник, согласилась жить она в его чуме. Так и повелось у них в семье. Муж на охоту ходил, оленей разводил (), жена детишек растила (), одежду всем шила, ягоды собирала, с рыбалки мужа встречала. И всё у них гладко да ладно, ведь дружная семья не знает печали».
Дети демонстрируют смоделированный текст сказки.
Рефлексия.
- Ребята, о чем нам поведала эта сказка? Почему ни заяц, ни сова не стали друзьями Акань? Какие качества оценила Акань в охотнике? Какие коми пословицы вы можете вспомнить о семье?
Ответы детей (Где совет да любовь, там и благополучие. Без гнезда, одинокой, живет только кукушка. Где семья дружна, там беда не страшна). Вы были не только хорошими слушателями, но и активными участниками. Я хочу пожелать вам всего хорошего!
Используемая литература:
- Кукольный сундучок.Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011
- .Молотобарова О.С. « Кружок изготовление игрушек – сувениров» - М.: Просвещение, 1999. 4. Нагибина М.И.Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Физическое развитие" "Путешествие по Африке"
На протяжении всего занятия педагог описывает встречающихся животных в стихотворной форме, что позволяет поддерживать интерес детей к физическим упражнениям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кому нужна вода?»
Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, о формах и видах воды (океаны, моря, реки, озера, родники, осадки). Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде....