Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Акань - коми кукла"
план-конспект занятия (старшая группа)

Короткая Светлана Владимировна

Данный материал предназначен для приобщения старших дошкольников к культуре коми народа через знакомство и игры с народной куклой Акань .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Акань-коми кула".142.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» г.Усинска

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

 старшего дошкольного возраста

Тема: «Акань – коми кукла»

Автор: Короткая Светлана Владимировна,

воспитатель первой категории

г.Усинск

2020 год

Цель: способствовать приобщению дошкольников к коми национальной культуре через игру с народной куклой.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с коми народной куклой – Акань;
  • расширять представления детей о коми (стойбище, чум, домашний скот, одежда);
  • закреплять представления детей о родном крае (название региона, тундра, растительности этой природной зоны, животный мир);
  • развивать познавательный интерес, внимание, мышление;
  • воспитывать умение договариваться, работать в команде.

Образовательная область познание (ознакомление с социальным миром).

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, речевое развитие, физическое.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр презентации «Коми народные куклы», рассматривание иллюстраций с изображением коми кукол, беседы о традициях и культуре коренного народа Республики Коми, экскурсия в коми керку.

Словарная работа: чум – дом, жилье оленевода, патко –сумка для перевозки и хранения ,оберег, тундра.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная.

Материал и оборудование: тряпичная кукла Акань, магнитная доска, схема для составления синквейна, сумка – патко, лист ватмана, картинки с изображением элементов коми орнаметна, клей, маска зайца, маска совы.

Ход занятия:

Дети проходят в зал.

Педагог: «Проходите, ребята, представьте, что мы с вами находимся в коми керке, т.е. находимся где?» Ответы детей (керка – дом, жилье народа коми).

Педагог:

 «Сядем рядышком на лавку.

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадку.

Кто подскажет - погляжу».

«Бывает пляжная и полевая,

Торба, планшет и авоська бывает.

Сшита из ткани она или кожи,

И даже из пластика может быть тоже». ( Сумка)

Педагог показывает детям патко: « Ребята, напомните мне, пожалуйста, что может храниться в этой сумке» Ответы детей (Сумка нужна коми народу при кочевье для перевозки и хранения одежды, обуви, материалов для рукоделия).

Педагог: « А вот, что лежит в моей патко».

Педагог демонстрирует детям куклу Акань: «Вы уже знакомы с этой куклой. Мне было бы интересно услышать все, что вам о ней запомнилось».

Дети сочиняют синквейны (Что? – Какая? – Что делает? – Предложения – Ассоциация). Например: Кукла - маленькая, игрушечная, тряпичная, народная,обереговая, яркая, красочная, выразительная- защищает, изображает, хранит, помогает, - « Куклу Акань делали своими руками. Кукла стоит в северном углу дома. Оберегает своих хозяев от бед и неудач. Акань помогает своим хозяевам справиться с напастями. Акань привлекает удачу и благополучие.Кукла похожа на веничек. У этой северной куклы голова из спирали белой ткани. Кукла состоит из 7 полосок ткани, каждая из которых является одним из её качеств. - помошница.

Педагог: «Как много вы успели узнать, ребята, об этой кукле! Все верно! Куклу сделать своими руками не трудно, но при этом надо постараться, делать ее с добрыми мыслями и желанием. Об этом нас учат пословицы: «Делай добро и жди добра, добра желаешь — добро и делай, без труда не вытянишь и рыбки из пруда; без работы ничего не добыть, где хотенье, там и уменье».(Педагог начинает, а дети продолжают пословицы)

 Педагог: «Ребята, а кто из вас любит слушать сказки и почему?» (Ответы детей).

Не зря люди, живущие на Коми земле говорят, что сказка – это добрые глаза и душа народа. Сегодня я хочу рассказать вам сказку про куклу Акань «О том, как Акань друга искала».

Педагог: «Я буду вам рассказывать сказку, а вы, чтобы лучше усвоить ход сказочных событий, будете ее моделировать при помощи элементов коми орнамента».

Перед детьми на столе разложены ватман, картинки с элементами орнамента, клей. По ходу знакомства со сказкой они наклеивают нужные картинки.

Жила была в чуме кукла Акань( C:\Users\Ромашка\Desktop\hello_html_m111a4942 — копия (4).pngC:\Users\Ромашка\Desktop\hello_html_m111a4942 — копия (7).png ).Все она умела делать : и на охоту ходила, рыбу ловила, ягодами и грибами запасалась( C:\Users\Ромашка\Desktop\hello_html_m111a4942 — копия (2).png C:\Users\Ромашка\Desktop\hello_html_m111a4942 — копия (5).png ).« Могу я и помочь, и от беды защитить, и с напастями справится. Да вот только живу одна – одинешенька, словом обмолвиться не с кем, -думает Акань,- пойду я друга искать». Надела она малицу и отправилась. Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц- Коч( C:\Users\Ромашка\Desktop\hello_html_a9016ac.jpg ). Увидел куклу, удивился, ушами захлопал. – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, оберегать, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит Заяц- Коч, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть. И научил куклу играть в очень интересную игру. Ребята, поиграем с куклой Акань и зайцем в игру Кон тэ, кочой, волiн? (Где ты, зайка, был?)

Дети встают вокруг «Зайца» , ходят  по кругу и поют:

 - Где ты, зайка, был?

- Где ты, серый, был?

- В огороде, деточки,

- В огороде, дорогие.

- Что ты, зайка, делал,  

- Что ты, зайка, делал?

- Я капусту грыз,

- Кочан я пообломал.

- Не обидели ведь тебя,

- Не побили ведь тебя?

- Побили, деточки,

- Побили, дорогие.

- Как же тебя били,

- Как же тебя колотили?

- Катерина – то метлой,

- А Марпушка – то кулаком.

- Еще как – то били,

- Еще как – то колотили?

- Да Дуняша пожурила,

- Меня за усы подергала.

- Плакал ли ты, заинька,

-Плакал ли ты, лисонька?

- Плакал, плакал, деточки,

- Плакал, плакал, дорогие.

- Как ты плакал, заинька,

- Как ты плакал, лисонька?

- Лапой утирал слезы

- И белого света не видел.

«Зайка» отвечает на вопросы детей и показывает все это им телодвижениями. Потом выбирает вместо себя одного игрока.

Так шумно Кочой жаловался, что разбудил сову (C:\Users\Ромашка\Desktop\screen18.jpg) . Испугался и убежал. Подумала Акань: « Зачем мне такой друг? Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь» – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? Спрашивает у неё сова. - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит сова. - Я буду твоим другом. Давай с тобой играть.

Детям предлагается коми – игра «Деревья»

 Считалкой дети выбирают водящего, ему завязывают глаза и ставят в угол. Остальные игроки разбегались по комнате и садятся на корточки. Водящий, досчитав до десяти, начинает поиск игроков. Наткнувшись на одного из них, водящий должен угадать и назвать его имя. Если он правильно называл его имя, то водящим становился опознанный игрок. Если же не угадывал, то продолжал водить.

Педагог: «Такая шумна игра получилось, что услышал их охотник. Испугалась полярная сова и улетела (C:\Users\Ромашка\Desktop\screen18 — копия.jpg).Подумала Акань: «Зачем мне такой друг? Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь» – Куда девица идёшь? Куда тропу ведешь? Спрашивает у неё охотник - Я Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться, оберегать, вместе с ним жить, да горя не знать. - А что далеко ходить? – говорит охотник, - Я буду твоим другом. Давай с тобой вместе жить, ты будешь детей наших в чуме растить, да за чумом следить. А. я на охоту ходить, рыбу ловить. Семью нашу кормить. Согласную семью и горе не берет. Понравился кукле приветливый охотник, согласилась жить она в его чуме. Так и повелось у них в семье. Муж на охоту ходил, оленей разводил (C:\Users\Ромашка\Desktop\screen18 (1).jpg), жена детишек растила (C:\Users\Ромашка\Desktop\screen18.jpg), одежду всем шила, ягоды собирала, с рыбалки мужа встречала. И всё у них гладко да ладно, ведь дружная семья не знает печали».

Дети демонстрируют смоделированный текст сказки.

Рефлексия.

- Ребята, о чем нам поведала эта сказка? Почему ни заяц, ни сова не стали друзьями Акань? Какие качества оценила Акань в охотнике? Какие коми пословицы вы можете вспомнить о семье?

Ответы детей (Где совет да любовь, там и благополучие. Без гнезда, одинокой, живет только кукушка. Где семья дружна, там беда не страшна). Вы были не только хорошими слушателями, но и активными участниками. Я хочу пожелать вам всего хорошего!

Используемая литература:

  1. Кукольный сундучок.Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011
  2. .Молотобарова О.С. « Кружок изготовление игрушек – сувениров» - М.: Просвещение, 1999. 4. Нагибина М.И.Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль. 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Физическое развитие" "Путешествие по Африке"

На протяжении всего занятия педагог описывает встречающихся животных в стихотворной форме, что позволяет поддерживать интерес детей к физическим упражнениям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, о формах и видах воды (океаны, моря, реки, озера, родники, осадки). Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде....