Познавательное комплексное занятие по теме: «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Орехова Анна Александровна

    Сценарий данной образовательной деятельности из серии тематических занятий по теме «Путешествие в прошлое Заонежья», входит в систему работы по реализации программы  «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья». Использование ИКТ –технологий позволяет педагогам в увлекательной познавательной форме сформировать у старших дошкольников представления об уникальности Заонежья – одной из достопримечательностей Карелии. По средствам «путешествий» во времени и пространстве дети знакомятся с природой старинного Заонежья, особенностями быта, местного диалекта, промыслов, традициями, фольклорным наследием  народа, проживающего сотню лет назад. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное комплексное занятие

по теме: «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»

Автор: Орехова Анна Александровна

Направление развития: познавательно-речевое, национально –региональный компонент. Цель:  сохранение и распространение  родной уникальной культуры, фольклора, особенностей языка и традиций  карельского народа на примере жителей Заонежья (Республика Карелия).

Задачи:

  1. Продолжить  погружение детей в этнокультурную среду  старинного Заонежья по средствам использования ИКТ – технологий и  интеграции образовательных областей.
  2. Продолжить учить устанавливать сходства и различия  между временными периодами настоящего и прошлого,  между  жителями города и деревни  на примере  элементов быта,  фольклора, природы.
  3. Формировать положительное восприятие  речи жителей Заонежья, интерес с историческому прошлому, к фольклорному наследию.
  4. Развивать умение анализировать, сопоставлять  сказки  Заонежья и русские  народные сказки.

 Рекомендуемый возраст –  подготовительная группа, дети 6-7 лет

Продолжительность занятия – 25 -30 минут

Место проведения:  музыкальный зал

Вещный ряд: объекты нематериального наследия – скамьи, домотканые дорожки,  лапти.

Методические приемы: 

- Технологии:  ИКТ – технологии, РТВ-ТРИЗ, игровые.

- Приемы:  игровые, музыкальные движения, слушание, игры- хороводы,

- Формы работы с аудиторией – беседа

Научно-методические пособия:  мультимедийный проектор, слайды с использованием  фотографий с фонда музея – заповедника  «Кижи», а также  любительские фотографии. Фрагменты фильма «Тени исчезают в полдень» (1971 г., режиссеры  Валерий Усков и Владимир Краснопольский),  «Вечный зов» (1973 г., режиссеры  Валерий Усков и Владимир Краснопольский).

Пояснительная записка:

Актуальность материала:

    Сценарий данной образовательной деятельности из серии тематических занятий по теме «Путешествие в прошлое Заонежья», входит в систему работы по реализации программы  «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья». Использование ИКТ –технологий позволяет педагогам в увлекательной познавательной форме сформировать у старших дошкольников представления об уникальности Заонежья – одной из достопримечательностей Карелии. По средствам «путешествий» во времени и пространстве дети знакомятся с природой старинного Заонежья, особенностями быта, местного диалекта, промыслов, традициями, фольклорным наследием  народа, проживающего сотню лет назад. Отличительная особенность:  в презентации, сопровождающей  занятие, используются  фрагменты из фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в прошлое». Благодаря данной задумке удалось наибольшим образом оживить впечатления детей, рассмотреть больше деталей и особенностей старины.   И хотя события этих фильмов   разворачиваются на примере  жителей сибирской деревни с 1902,  их быт сродни жителям  старинного Заонежья начала 19 столетия. Еще одна  наша «изюминка» - на каждое занятие мы вносим свои находки. В одних случаях –предметы старины, в других –  это детские игры, песни, сказки, которые не печатались ни в одном сборнике, а были унаследованы от жителей  п. Ламбасручей и с. Великая Губа Медвежьегорского района Республики Карелия в ходе реализации проекта «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья».  

    Вовлечение детей в проблемно –поисковую деятельность  позволяют  старшим дошкольникам  наиболее полно погружаться в изучаемую тему, своими глазами «увидеть, почувствовать, услышать, прикоснуться» к историческому прошлому родного края.

Особенность проведения. 

    Данную образовательную деятельность проводят 3 педагога: первый - педагог группы, выполняющий роль воспитателя, сопровождающий детей «в прошлое», второй педагог – носитель заонежского диалекта - «жительница старинной деревни», третий - обеспечивает  музыкальное сопровождение (фоновое, хороводы, игры, песни по содержанию сценария), переключает слайды в зависимости от заданного  контекста.  Виртуальное путешествие всегда начинается одинаково: дети входят в зал под знакомую мелодию и заводят хоровод. Затем отправляются в прошлое то на ковре-самолете, то на корабле, а на примере данного занятия – на дровнях. Детей в старинной деревне встречает хозяйка – «большуха» с дочкой (эту роль выполняет девочка подготовительной группы, её заранее познакомили с игрой, в которую она пригласит играть детей).

Сценарий занятия:

Дети  с воспитателем   заходят в зал  и на  уже знакомую мелодию заводят  хоровод:

1. На лугу, у ворот,

Где рябина растет,

Мы тенёчке –холодочке

Заведем хоровод.

Перемещаются «змейкой» по залу

Проигрыш

Выходят в круг,

перестраиваются в пары.

2. Про Карелию поем,

В гости всех позовем.

И чернику, и бруснику

Собирать в лес пойдём.

На 4 шага идут в круг

На 4 шага идут из круга.

«собирают» ягодки

Проигрыш.

делают «лодочки» из пар

3. Неспроста говорят,

Что наш край богат:

Здесь леса и озера

Голубые блестят.

кружение в парах,

руки «лодочкой»

Проигрыш.

встают в круг

4. Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Наш карельский край!

из круга ведущий

выводит детей «змейкой»

ведет детей в полукруг.

   

       В конце зала, на большом экране подготовлена презентация  на слайдах к занятию «Путешествие  в старинное Заонежье».

Содержание и номер слайда

Содержание  беседы взрослого и детей

№ 1 изображение детского сада .

Я знаю, что вам нравиться путешествовать в прошлое Заонежья, в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Хотели бы вы сегодня  снова туда отправиться?

На чем  можно отправиться в прошлое? (ответы детей). Вспомните, в то далекое время не было ни машин, ни автобусов. На чем ездили и как перевозили грузы жители старинного Заонежья? (на дровнях)

№ 2  -дровни

№ 3 – лошадь впрягли в дровни

Чтоб вы лучше могли понять, как жили давным – давно, предлагаю отправиться в путешествие на старинных дровнях, которые помогут перенести нас  в далекое прошлое Заонежья (дети садятся на «дровни»). А что такое дровни? Для чего они предназначены? В старину дровни очень помогали в хозяйстве. На них ездили в другие деревни. На больших дровнях перевозили сено, к маленьким - цепляли спиленные для дров деревья и волокли к домам.  

№  4 – поляна

- Итак, садитесь по удобнее, мы отправляемся  в путь. дровней  мы напросим овчину, чтоб в пути теплее было. Вот мы с вами на дровнях выехали за окраину Петрозаводска,   дальше едем лесной дорогой напрямик.

№  5- 6

Обратите внимание, чем дальше в глубину леса мы едем, тем больше снега.   Как вы думаете, почему за городом, в лесу еще много снега? (солнце плохо проникает сквозь макушки деревьев, снег не вывозили как с тротуаров  в городе, не посыпали песком). А разве не было гололеда в старину? Тогда как с гололедом боролись? Подумайте, чем хозяйка могла посыпать лед? Что в каждый день можно собирать в совок и выкидывать? (после сгорания дров образовывались угли и зола. Угли использовали для разжигания самовара, а золой посыпали скользкие дорожки и для быстрого таяния снега после заснеженной и затяжной  зимы посыпали поля)

№ 7   - 8 лес (с озвучкой)

- Давайте полюбуемся красотой леса. Что видите? Что слышите? (дятел стучит, снег скрипит под полозьями, ветка треснула). Вдохните глубоко. Ребята, почувствуйте, как пахнет весной в лесу.  Какие запахи ощущаете? (запах сырости от таяния снега, запах гниющей листвы, коры разных деревьев)

-- Перечислите, какие деревья  растут в Заонежье (березы, осины, липы, хвойные –сосны, ели).

№ 9 -10  - лес

- Ребята, а как понять поговорку: «Лес кормит и лечит человека»? (Летом жители деревни собирали в лесу целебную траву для чая, по осени – грибы и ягоды, зимой – заготавливали дрова, чтоб потом приготовить в печи еду, охотились, весной – березовый сок и почки. Из дерева и коры  делали посуду для хранения продуктов).

№  11 -12 зимний лес

- Чем ближе мы приближаемся к старинному Заонежью, тем больше видим снега. Как вы думаете, почему? Вспомните мы рассматривали карту Заонежья, говорили про климат. Заонежье находится севернее Петрозаводска. Раньше  погода была суровее, зимы морознее, весна затяжная.

№  13 -14 вид  проезжающего на дровнях крестьянина

Мимо нас проезжает на дровнях  мужчина, значит деревня недалеко.  А для чего  служили дровни ? (на них ездили в другие деревни, перевозили грузы)

Какие грузы тогда могли перевозить? (дрова, мешки с зерном, сено для домашних животных)

№ 15 – фрагмент видео – везут мешки

- Вот как раз мы и видим, мимо нас проезжает мужчина на дровнях и везет мешки, возможно с зерном.

№ 16 –фрагмент видео – въезжают на санях в деревню

- А вот впереди нас въезжают в деревню на дровнях еще двое мужчин. Давайте и мы за ними въедем.

№ 17 – вид заонежского дома с торца

- Вот мы едем по деревне к дому, в котором проживает наша знакомая хозяйка с большой семьей .

№ 18 -  старинный двор

- Устали сидеть? Затекли руки и ноги? Надо размяться.

Выходите с дровней, распрягаем лошадь. А вот и Аннушка нас встречает. Здравствуй!  Мы опять в гости к вам пожаловали.

А: Давайте  поиграем  возле дома.

Дети встают в круг. В центре –ребенок в роли бабушки.

Дети: бабушка, бабушка, что ты делаешь? Б: Яму копаю. Д: бабушка, бабушка, зачем ты яму копаешь? Б: иголочку ищу. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе иголочка? Б: мешечек сшить.  Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе мешечек? Б: Денежки хранить. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе денежки? Б: часовеньку построить. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе часовенька? Б: Богу молиться.

Дети: бабушка, бабушка, пусти нас в часовеньку!

Бабушка ловит одного из детей и тот выполняет роль бабушки.

№ 18  –  вид дома  

Выходит хозяйка  дома – большуха (второй воспитатель) в одежде деревенской женщины  20 – 30 годов   ХХ века.

Хозяйка: Услышала  детский смех. Вот вышла посмотреть. Проходьте,  гости дорогие, замерзли поди?  Так милости просим в избу к нам.

№ 19 – вид старинного помещения избы возле  печки

Присаживайтесь на лавки , гости дорогие. Садитесь ближе к печке, погрейтесь. А я позову других своих детей, да расскажу  вам  сказку.

№ 20 -  фрагмент видео (дети садятся на печь. У Веры в руках газета).

Хозяйка: Ванюшка да Верушка, подьте с ребятами слушать сказку. Залезайте на печь.

Воспитатель: а мы  для  вашей Веры  газету привезли, пусть читает.

Х:  Верушка, у мня умна, грамоте чуток обучена, может газету иль книгу почитать. А вот мы с бабушкой читать не умеем, а сказки по памяти рассказать можем.

Воспитатель: Да ребята, в ту давнюю пору в деревнях школ не было и мало кто умел читать даже из взрослых.

Вера и Ваня сказку будут на печи слушать, а мы рядом на лавки сядем.

№ 21 – вид печки с другой стороны

 Хозяйка  рассказывает сказку на заонежском диалекте «Снежна внучка».

В: Ребята, вспомните, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка? Что общего? Чем отличается?

Аннушка: А давайте поиграем  в «Гусачок»!

4 девочки «пьют чай». Приходит 1-й мальчик, стучит каблучком.

Девочки: Кто там?

Мальчик первый: Ёрш-ершович, Иван Петрович!

Девочки: Чё те надь?

Мальчик: пришел поиграть, веселиться и плясать!

Девочки: Чё  тя есть?

Мальчик: грошь

Девочки: фу, парень не хорош!

Мальчик второй: Ёрш-ершович, Иван Петрович!

Девочки: Чё те надь?

Мальчик: пришел поиграть, веселиться и плясать!

Девочки: Чё  тя есть?

Мальчик: бубликов восемь!

Девочки: Встают, делают поклон. Милости просим!

Далее дети под музыку танцуют кадриль.

№ 22- вид двора

- В: Спасибо, хозяюшка, за гостеприимство, в обратную дорогу нам пора.

Х: приезжайте к нам в мае, посадочных работ будет много, может поможете?

В: конечно поможем! Правда, ребята?

№ 23 – 24 лес

Воспитатель: Мы возвращаемся на дровнях обратно в современный Петрозаводск.   Что нового узнали? (ответы детей)

Приложение: сказка на диалекте Заонежья

«Снежна внучка»

В одной досюльной деревне, жили-были старик со своей старухой. Жизнь прожили, а робят не нажили. Зима пришла, да пошли они на двор, стали катать себе рабенка из снега. И глазья, рот и нос слепили, да их рабенок и ожил. Деувка красива вышла. Радуются старики. Все по дому ладит-метёт, моет, прядет. Вот и зиму  прожили. Лето стало, она всё в тень пихается. Деувки  стали в лес собираться по грибы, да по ягоды. Пошли звать. Стали уговаривать. И она пошла. А самой то жарко, она  все к деревинам ближе. Потом сдумали костер росжечь, да рыгать над ним. Так их внучка и спалилась. Ну тут дедка с бабкой плакать бросились. Да ничёго не поделать.

Пояснение: ударный слог на заонежском диалекте выделен жирным шрифтом и подчеркнут курсивом.

Словарь:

  1. досюльной – старинной
  2. робят – ребят (детей)
  3. рабенка – ребенка
  4. глазья – глаза
  5. вышла – получилась
  6. ладит – делает
  7. стало – настало
  8. пихается – прячется.
  9. Деувки – девочки
  10.  к деревинам – к деревьям 
  11.  сдумали – решили, придумали
  12. спалилась – испарилась
  13. бросились – начали, стали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....

занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)

Програм.задачи:   познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека.         ...

Открытое комплексное занятие на тему: “Путешествие по сказке “Цветик – семицветик” , младшая группа

Открытое комплексное занятие на тему: “Путешествие по сказке “Цветик – семицветик” , младшая группа...

Занятие на тему: "Путешествие в прошлое книги"

laquo;Путешествие в прошлое книги».Программное содержание:...

Конспект познавательно- речевого занятия по теме «Путешествие в сказку» в подготовительной к школе группе.

Цель: развивать интерес к художественной литературе, расширять и углублять знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Задачи:Обучающие: формировать умение эмоционально воспринимать образное содержани...