Познавательное комплексное занятие по теме: «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий данной образовательной деятельности из серии тематических занятий по теме «Путешествие в прошлое Заонежья», входит в систему работы по реализации программы «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья». Использование ИКТ –технологий позволяет педагогам в увлекательной познавательной форме сформировать у старших дошкольников представления об уникальности Заонежья – одной из достопримечательностей Карелии. По средствам «путешествий» во времени и пространстве дети знакомятся с природой старинного Заонежья, особенностями быта, местного диалекта, промыслов, традициями, фольклорным наследием народа, проживающего сотню лет назад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий познавательного занятия по национально-региональному компоненту | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное комплексное занятие
по теме: «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»
Автор: Орехова Анна Александровна
Направление развития: познавательно-речевое, национально –региональный компонент. Цель: сохранение и распространение родной уникальной культуры, фольклора, особенностей языка и традиций карельского народа на примере жителей Заонежья (Республика Карелия).
Задачи:
- Продолжить погружение детей в этнокультурную среду старинного Заонежья по средствам использования ИКТ – технологий и интеграции образовательных областей.
- Продолжить учить устанавливать сходства и различия между временными периодами настоящего и прошлого, между жителями города и деревни на примере элементов быта, фольклора, природы.
- Формировать положительное восприятие речи жителей Заонежья, интерес с историческому прошлому, к фольклорному наследию.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять сказки Заонежья и русские народные сказки.
Рекомендуемый возраст – подготовительная группа, дети 6-7 лет
Продолжительность занятия – 25 -30 минут
Место проведения: музыкальный зал
Вещный ряд: объекты нематериального наследия – скамьи, домотканые дорожки, лапти.
Методические приемы:
- Технологии: ИКТ – технологии, РТВ-ТРИЗ, игровые.
- Приемы: игровые, музыкальные движения, слушание, игры- хороводы,
- Формы работы с аудиторией – беседа
Научно-методические пособия: мультимедийный проектор, слайды с использованием фотографий с фонда музея – заповедника «Кижи», а также любительские фотографии. Фрагменты фильма «Тени исчезают в полдень» (1971 г., режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский), «Вечный зов» (1973 г., режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский).
Пояснительная записка:
Актуальность материала:
Сценарий данной образовательной деятельности из серии тематических занятий по теме «Путешествие в прошлое Заонежья», входит в систему работы по реализации программы «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья». Использование ИКТ –технологий позволяет педагогам в увлекательной познавательной форме сформировать у старших дошкольников представления об уникальности Заонежья – одной из достопримечательностей Карелии. По средствам «путешествий» во времени и пространстве дети знакомятся с природой старинного Заонежья, особенностями быта, местного диалекта, промыслов, традициями, фольклорным наследием народа, проживающего сотню лет назад. Отличительная особенность: в презентации, сопровождающей занятие, используются фрагменты из фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в прошлое». Благодаря данной задумке удалось наибольшим образом оживить впечатления детей, рассмотреть больше деталей и особенностей старины. И хотя события этих фильмов разворачиваются на примере жителей сибирской деревни с 1902, их быт сродни жителям старинного Заонежья начала 19 столетия. Еще одна наша «изюминка» - на каждое занятие мы вносим свои находки. В одних случаях –предметы старины, в других – это детские игры, песни, сказки, которые не печатались ни в одном сборнике, а были унаследованы от жителей п. Ламбасручей и с. Великая Губа Медвежьегорского района Республики Карелия в ходе реализации проекта «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья».
Вовлечение детей в проблемно –поисковую деятельность позволяют старшим дошкольникам наиболее полно погружаться в изучаемую тему, своими глазами «увидеть, почувствовать, услышать, прикоснуться» к историческому прошлому родного края.
Особенность проведения.
Данную образовательную деятельность проводят 3 педагога: первый - педагог группы, выполняющий роль воспитателя, сопровождающий детей «в прошлое», второй педагог – носитель заонежского диалекта - «жительница старинной деревни», третий - обеспечивает музыкальное сопровождение (фоновое, хороводы, игры, песни по содержанию сценария), переключает слайды в зависимости от заданного контекста. Виртуальное путешествие всегда начинается одинаково: дети входят в зал под знакомую мелодию и заводят хоровод. Затем отправляются в прошлое то на ковре-самолете, то на корабле, а на примере данного занятия – на дровнях. Детей в старинной деревне встречает хозяйка – «большуха» с дочкой (эту роль выполняет девочка подготовительной группы, её заранее познакомили с игрой, в которую она пригласит играть детей).
Сценарий занятия:
Дети с воспитателем заходят в зал и на уже знакомую мелодию заводят хоровод:
1. На лугу, у ворот, Где рябина растет, Мы тенёчке –холодочке Заведем хоровод. | Перемещаются «змейкой» по залу |
Проигрыш | Выходят в круг, перестраиваются в пары. |
2. Про Карелию поем, В гости всех позовем. И чернику, и бруснику Собирать в лес пойдём. | На 4 шага идут в круг На 4 шага идут из круга. «собирают» ягодки |
Проигрыш. | делают «лодочки» из пар |
3. Неспроста говорят, Что наш край богат: Здесь леса и озера Голубые блестят. | кружение в парах, руки «лодочкой» |
Проигрыш. | встают в круг |
4. Кто у нас побывал, Кто наш край повидал, Не забудет, не забудет Наш карельский край! | из круга ведущий выводит детей «змейкой» ведет детей в полукруг. |
В конце зала, на большом экране подготовлена презентация на слайдах к занятию «Путешествие в старинное Заонежье».
Содержание и номер слайда | Содержание беседы взрослого и детей |
№ 1 изображение детского сада . | Я знаю, что вам нравиться путешествовать в прошлое Заонежья, в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Хотели бы вы сегодня снова туда отправиться? На чем можно отправиться в прошлое? (ответы детей). Вспомните, в то далекое время не было ни машин, ни автобусов. На чем ездили и как перевозили грузы жители старинного Заонежья? (на дровнях) |
№ 2 -дровни № 3 – лошадь впрягли в дровни | Чтоб вы лучше могли понять, как жили давным – давно, предлагаю отправиться в путешествие на старинных дровнях, которые помогут перенести нас в далекое прошлое Заонежья (дети садятся на «дровни»). А что такое дровни? Для чего они предназначены? В старину дровни очень помогали в хозяйстве. На них ездили в другие деревни. На больших дровнях перевозили сено, к маленьким - цепляли спиленные для дров деревья и волокли к домам. |
№ 4 – поляна | - Итак, садитесь по удобнее, мы отправляемся в путь. дровней мы напросим овчину, чтоб в пути теплее было. Вот мы с вами на дровнях выехали за окраину Петрозаводска, дальше едем лесной дорогой напрямик. |
№ 5- 6 | Обратите внимание, чем дальше в глубину леса мы едем, тем больше снега. Как вы думаете, почему за городом, в лесу еще много снега? (солнце плохо проникает сквозь макушки деревьев, снег не вывозили как с тротуаров в городе, не посыпали песком). А разве не было гололеда в старину? Тогда как с гололедом боролись? Подумайте, чем хозяйка могла посыпать лед? Что в каждый день можно собирать в совок и выкидывать? (после сгорания дров образовывались угли и зола. Угли использовали для разжигания самовара, а золой посыпали скользкие дорожки и для быстрого таяния снега после заснеженной и затяжной зимы посыпали поля) |
№ 7 - 8 лес (с озвучкой) | - Давайте полюбуемся красотой леса. Что видите? Что слышите? (дятел стучит, снег скрипит под полозьями, ветка треснула). Вдохните глубоко. Ребята, почувствуйте, как пахнет весной в лесу. Какие запахи ощущаете? (запах сырости от таяния снега, запах гниющей листвы, коры разных деревьев) -- Перечислите, какие деревья растут в Заонежье (березы, осины, липы, хвойные –сосны, ели). |
№ 9 -10 - лес | - Ребята, а как понять поговорку: «Лес кормит и лечит человека»? (Летом жители деревни собирали в лесу целебную траву для чая, по осени – грибы и ягоды, зимой – заготавливали дрова, чтоб потом приготовить в печи еду, охотились, весной – березовый сок и почки. Из дерева и коры делали посуду для хранения продуктов). |
№ 11 -12 зимний лес | - Чем ближе мы приближаемся к старинному Заонежью, тем больше видим снега. Как вы думаете, почему? Вспомните мы рассматривали карту Заонежья, говорили про климат. Заонежье находится севернее Петрозаводска. Раньше погода была суровее, зимы морознее, весна затяжная. |
№ 13 -14 вид проезжающего на дровнях крестьянина | Мимо нас проезжает на дровнях мужчина, значит деревня недалеко. А для чего служили дровни ? (на них ездили в другие деревни, перевозили грузы) Какие грузы тогда могли перевозить? (дрова, мешки с зерном, сено для домашних животных) |
№ 15 – фрагмент видео – везут мешки | - Вот как раз мы и видим, мимо нас проезжает мужчина на дровнях и везет мешки, возможно с зерном. |
№ 16 –фрагмент видео – въезжают на санях в деревню | - А вот впереди нас въезжают в деревню на дровнях еще двое мужчин. Давайте и мы за ними въедем. |
№ 17 – вид заонежского дома с торца | - Вот мы едем по деревне к дому, в котором проживает наша знакомая хозяйка с большой семьей . |
№ 18 - старинный двор | - Устали сидеть? Затекли руки и ноги? Надо размяться. Выходите с дровней, распрягаем лошадь. А вот и Аннушка нас встречает. Здравствуй! Мы опять в гости к вам пожаловали. А: Давайте поиграем возле дома. |
Дети встают в круг. В центре –ребенок в роли бабушки. Дети: бабушка, бабушка, что ты делаешь? Б: Яму копаю. Д: бабушка, бабушка, зачем ты яму копаешь? Б: иголочку ищу. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе иголочка? Б: мешечек сшить. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе мешечек? Б: Денежки хранить. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе денежки? Б: часовеньку построить. Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе часовенька? Б: Богу молиться. Дети: бабушка, бабушка, пусти нас в часовеньку! Бабушка ловит одного из детей и тот выполняет роль бабушки. | |
№ 18 – вид дома | Выходит хозяйка дома – большуха (второй воспитатель) в одежде деревенской женщины 20 – 30 годов ХХ века. Хозяйка: Услышала детский смех. Вот вышла посмотреть. Проходьте, гости дорогие, замерзли поди? Так милости просим в избу к нам. |
№ 19 – вид старинного помещения избы возле печки | Присаживайтесь на лавки , гости дорогие. Садитесь ближе к печке, погрейтесь. А я позову других своих детей, да расскажу вам сказку. |
№ 20 - фрагмент видео (дети садятся на печь. У Веры в руках газета). | Хозяйка: Ванюшка да Верушка, подьте с ребятами слушать сказку. Залезайте на печь. Воспитатель: а мы для вашей Веры газету привезли, пусть читает. Х: Верушка, у мня умна, грамоте чуток обучена, может газету иль книгу почитать. А вот мы с бабушкой читать не умеем, а сказки по памяти рассказать можем. Воспитатель: Да ребята, в ту давнюю пору в деревнях школ не было и мало кто умел читать даже из взрослых. Вера и Ваня сказку будут на печи слушать, а мы рядом на лавки сядем. |
№ 21 – вид печки с другой стороны | Хозяйка рассказывает сказку на заонежском диалекте «Снежна внучка». В: Ребята, вспомните, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка? Что общего? Чем отличается? Аннушка: А давайте поиграем в «Гусачок»! |
4 девочки «пьют чай». Приходит 1-й мальчик, стучит каблучком. Девочки: Кто там? Мальчик первый: Ёрш-ершович, Иван Петрович! Девочки: Чё те надь? Мальчик: пришел поиграть, веселиться и плясать! Девочки: Чё тя есть? Мальчик: грошь Девочки: фу, парень не хорош! Мальчик второй: Ёрш-ершович, Иван Петрович! Девочки: Чё те надь? Мальчик: пришел поиграть, веселиться и плясать! Девочки: Чё тя есть? Мальчик: бубликов восемь! Девочки: Встают, делают поклон. Милости просим! Далее дети под музыку танцуют кадриль. | |
№ 22- вид двора | - В: Спасибо, хозяюшка, за гостеприимство, в обратную дорогу нам пора. Х: приезжайте к нам в мае, посадочных работ будет много, может поможете? В: конечно поможем! Правда, ребята? |
№ 23 – 24 лес | Воспитатель: Мы возвращаемся на дровнях обратно в современный Петрозаводск. Что нового узнали? (ответы детей) |
Приложение: сказка на диалекте Заонежья
«Снежна внучка»
В одной досюльной деревне, жили-были старик со своей старухой. Жизнь прожили, а робят не нажили. Зима пришла, да пошли они на двор, стали катать себе рабенка из снега. И глазья, рот и нос слепили, да их рабенок и ожил. Деувка красива вышла. Радуются старики. Все по дому ладит-метёт, моет, прядет. Вот и зиму прожили. Лето стало, она всё в тень пихается. Деувки стали в лес собираться по грибы, да по ягоды. Пошли звать. Стали уговаривать. И она пошла. А самой то жарко, она все к деревинам ближе. Потом сдумали костер росжечь, да рыгать над ним. Так их внучка и спалилась. Ну тут дедка с бабкой плакать бросились. Да ничёго не поделать.
Пояснение: ударный слог на заонежском диалекте выделен жирным шрифтом и подчеркнут курсивом.
Словарь:
- досюльной – старинной
- робят – ребят (детей)
- рабенка – ребенка
- глазья – глаза
- вышла – получилась
- ладит – делает
- стало – настало
- пихается – прячется.
- Деувки – девочки
- к деревинам – к деревьям
- сдумали – решили, придумали
- спалилась – испарилась
- бросились – начали, стали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
ЦеееПривлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделя...
Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....
занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)
Програм.задачи: познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека. ...
Открытое комплексное занятие на тему: “Путешествие по сказке “Цветик – семицветик” , младшая группа
Открытое комплексное занятие на тему: “Путешествие по сказке “Цветик – семицветик” , младшая группа...
Занятие на тему: "Путешествие в прошлое книги"
laquo;Путешествие в прошлое книги».Программное содержание:...
Конспект занятия на тему "Путешествие в прошлое одежды" в средней группе.
quot;Путешествие в прошлое одежды"....
Конспект познавательно- речевого занятия по теме «Путешествие в сказку» в подготовительной к школе группе.
Цель: развивать интерес к художественной литературе, расширять и углублять знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Задачи:Обучающие: формировать умение эмоционально воспринимать образное содержани...