Выступление на областном семинаре «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей» на тему: «Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родит
учебно-методический материал
Если человек утвердился в желании стать приёмным родителем, спешить все же не стоит – необходимо ещё раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребёнка и готовностью сделать все, чтобы ребёнок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств. Принятие ребёнка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишённому родительской заботы ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_oblastnom_seminare.docx | 797.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на областном семинаре
«Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей»
на тему:
«Представление о потребностях
развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей»
Определение понятий «мотивация», «потребности»
В самом общем виде потребность определяется как ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врождённые потребности, которые являются общими для всех людей (по-другому – первичные потребности) получили название – нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретённые (или вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, обществе, носят более персонифицированный характер и формируются под Мотивация (от lat. "movere") – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Процесс мотивации (мотивирования) основывается на потребностях человека, которые и выступают воздействием среды. Например, потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.
Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности (то есть снять стресс). Устранённая (или же удовлетворённая) потребность исчезает, но только на время. Большинство потребностей могут возобновляться, меняя при этом форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей.
Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.
Мотив – это то, что вызывает определённые действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.
Один и тот же мотив может быть порождён в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порождён природный любопытством и/или умелыми действиями другого человека.
Выделяют следующие виды мотивации:
- внешняя (не связана с содержанием определённой деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами) и внутренняя мотивация (связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности);
- положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной;
- устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к какому-либо действию. Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.
Мотивационные аспекты приёмных родителей
Изучив понятие "мотивация" и выяснив, от чего она может зависеть, перейдём к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят принять в семью ребёнка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребёнка и любить его, как родного. Успешность или не успешность существования приёмной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая её. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.
Деструктивные аспекты мотивации
Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители ещё не готовы к принятию ребёнка. Что же к ним относят.
Очень часто, среди приёмных родителей бытует мнение, что ребёнок может спасти распадающийся брачный союз. Однако, это далеко ошибочное представление. Родители нередко заблуждаются, думая, что ребёнок, станет своеобразным "ключиком", который наладит супружеские отношения. Но появление ребёнка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад семьи с самыми негативными последствиями для супругов и ребёнка. Ребёнок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребёнка. И очень часто родители возвращают не подошедший "ключик" обратно в приют.
Следующий мотив – это жалость. Часто, посмотрев, передачи о детских домах и детях - сиротах, проживающих в них, родители испытывают импульсивное желание спасти ребёнка от этого ужаса. Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о возможностях своего здоровья на перспективу, о том, кто сможет поддержать в трудный момент, и как они будут справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает также представить, что делать в случае развода, возможного выявления у ребёнка серьёзного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Вероятно, что с возрастом отношения будут становиться более конфликтными.
Если принять в семью ребёнка хочет только один из супругов, а второй идёт у него на поводу, то это не принесёт радости ни супругам, ни ребёнку. Если муж (или жена) не сможет полюбить ребёнка и привязаться к нему, то второй супруг будет постоянно испытывать двойственные чувства, разрываясь между супругом и ребёнком. Увы, часто такие семьи приходят к разводу.
К деструктивной мотивации также относится попытка заменить приёмным родного, недавно умершего, ребёнка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребёнка на приёмного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой. Однако нередко родители забывают, что приёмный ребёнок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновлённого ребёнка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребёнка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений.
Иногда ребёнка принимают в семью из страха одиночества. Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом, или же вообще никого рядом нет. Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, принятие в семью ребёнка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и всё-таки остаться в старости одинокими.
Некоторые женщины боятся испортить фигуру вынашиванием ребёнка и родами, поэтому хотят взять в семью приёмного ребёнка, избавляя себя тем самым от этих "проблем". Однако ребёнку нужна любящая его мама, а не мама, которая заботится только о своей фигуре.
Сюда можно также отнести желание самоутвердится за счёт ребенка, совершить "подвиг", услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу". Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершён и даже оценён. Что теперь делать с ребёнком родители не всегда понимают, ведь это живой человечек, который требует любви и заботы, а если рассматривать его только как средство самоутверждения, то счастья это ни ребёнку, ни родителям не принесёт.
Не часто, но бывают случаи, когда приёмная семья создаётся лишь по той причине, что не сложились эмоционально тёплые отношения с собственным ребёнком, а поэтому возникает желание исправить положение с помощью приёмного ребёнка. Следует сказать, что причина таких нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребёнка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приёмным ребёнком, которого он не знает, и который будет иметь не меньше, а может даже и больше поведенческих проблем. Отношения со своим ребёнком всегда можно наладить, если искренне этого желать. Появление же приёмного ребёнка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье. Кроме того, приёмный ребёнок нуждается в помощи и поддержке, и никак не может укрепить несостоявшуюся мать в её войне со своим ребёнком. Этим мотивом при создании приёмной семьи лучше не руководствоваться.
Мотив "обретение смысла жизни" подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами. Это может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье, а также плохо сформированные коммуникативные навыки, или одиночество, за которым иногда стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Создание приёмной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребёнком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.
Бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности, мучить себя: "начинаешь замечать, что тебе больно смотреть на беременных женщин, счастливых мам с колясочками, на маленьких детей в песочнице". Желание "быть как все", стать "настоящей" семьёй, становится непреодолимым, и иметь ребёнка – уже смысл существования семьи.
Относительно новым мотивом принятия в семью ребёнка является стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Семьи, принявшие на воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд социальных гарантий и льгот. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребёнке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь. К большому сожалению, данный мотив у некоторых приёмных родителей может выступать в качестве основного.
К созданию приёмной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребёнка - инвалида. Они руководствуются желанием приобрести своему ребёнку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что приёмный ребёнок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, раз его взяли в семью. Он не обязан быть родителям благодарным и "отрабатывать" их добрый поступок, поскольку решение взять его в семью приняли родители. Кроме того, не чувствуя себя любимым и принятым, не освоив роль равноправного члена семьи, приёмный ребёнок не станет "братом" ("сестрой") собственному ребёнку. Желание родителей облегчить жизнь своему ребёнку приветствуется, но не должно осуществляться за счет другого ребёнка, также нуждающегося в помощи и поддержке.
Ещё одним негативным мотивом создания приёмной семьи выступает желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты". Некоторая категория женщин, пришедшая с возрастом к Богу, начинает испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение "жертв", чтобы отработать вину. То есть в данном случае, воспитание ребёнка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребёнка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним. Воспитание ребёнка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни и больше не на чем. Иначе, вреда от такого воспитания больше, чем пользы. Существует достаточно способов "искупления вины" без того, чтобы создавать приёмную семью. Например, денежные пожертвования в адрес детских домов, уход за больными детьми в специализированных домах - интернатах и другие.
Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся, так как ребёнок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких, а если он становится лишь средством достижения каких-либо родительских целей, то счастье это ни ребёнку, ни родителям не принесёт. Принятие чужого ребёнка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведённых выше мотивах.
Конструктивные аспекты мотивации
Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приёмная семья лучше детского дома только тогда, когда ребёнок желанный, и принятие ребёнка в семью происходит в результате позитивной мотивации приёмных родителей.
Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив в продолжении рода. Здесь важным моментом является желание обоих супругов принять ребёнка. Именно оба супруга должны прийти к этому процессу, ведь если взять в семью ребёнка хочет только один из супругов, это, несомненно, приведёт к разногласиям в будущем, если что-то пойдёт не так, один супруг может упрекать другого в принятом им решении. А если оба родителя готовы и хотят воспитывать ребёнка, пусть даже и чужого, если они готовы подарить ребёнку тепло и любовь семейного очага, воспитывать его с заботой, воспринимать как отдельную личность, то приёмная семья станет для ребёнка родной.
Мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя" подготовить ребёнка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребёнка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением "хочу реализоваться как родитель" стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребёнка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жёсткий образ того, каким должен быть "его" ребёнок и будет стремиться подгонять ребёнка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны – и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребёнок, который не чувствует себя принятым.
Если же, родители готовы любить своего приёмного ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут озираться на прошлое (например, на своего родного погибшего ребёнка) или же на других детей (например, на детей свои родных и знакомых), если не будут сравнивать приёмного ребёнка с другими детьми, а воспринимать его как отдельного человечка, тогда усыновление будет позитивным. Если же нет – спешить не стоит.
Если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребёнок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления. Здесь не должно быть мыслей позаботиться о себе в старости, страха остаться одиноким и никому не нужным стариком, здесь человек хочет позаботиться о ребёнке, лишённым любви, подарить ему семью.
Также принятие в семью ребёнка является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребёнка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью, то это единственно возможный путь. Женщина хочет реализовать свой материнский потенциал, и поэтому ей будет неважно, что ребёнка родила не она, ведь как говорится "Не та мать, что родила, та мать, что воспитала". Очень вероятно, что она будет любить ребёнка больше, чем его биологическая мать, будет дарить ему радость, тепло, заботу, которой его лишили, и оба будут счастливы.
Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью. Если у приёмных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приёмные родители рассуждают так: "Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребёнка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приёмной семьёй?". Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приёмных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приёмная семья, способная заменить ребёнку его биологическую. Она будет таковой, как для родителей, которые реализуют свои желания и возможности, так и для детей, которые реализуют свои потребности в большой и любящей семье. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.
Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приёмного ребёнка также является мотивом, который можно отнести к конструктивной мотивации. Здесь приёмными родителями выступают люди, детство которых не было счастливым. Это могут быть дети, родители которых пили, употребляли наркотики или просто не занимались детьми, также это могут быть и дети, проведшие детство в детском доме.
Иногда мотив "обретение смысла жизни" принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, но он не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если у родителей присутствует способность любить ребёнка, и личности приёмных родителей патологически не деформированы, создание приёмной семьи на самом деле поможет устранить проблему во взаимоотношениях.
Неоднозначным является мотив "оставить нажитые материальные ценности". Он может возникать как из позитивных побуждений (таких, например, как благородство, желание осчастливить другого человека), так и негативных мотивов (таких, например, как неверие, что можно любить просто так и благодарность надо покупать).
В качестве конструктивного мотива также может выступать желание взять ребёнка семьёй, которая недавно потеряла собственного ребёнка, выше отнесённый нами к деструктивным. Стать приёмными родителями возможно, если семья прожила своё горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребёнка. Здесь очень важным является понимание того, что приёмный ребёнок, это совсем другой ребёнок, со своими собственными характеристиками и потребностями. Именно в этом понимании заключается условие успешного воспитания приёмного ребёнка. Родители также должны чётко осознать, что ребёнок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.
Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приёмной семьи в случаях, когда родители берут ребёнка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребёнка и готовностью сделать все, чтобы ребёнок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.
Теперь перейдём к потребностям приёмного ребёнка.
Основные потребности ребёнка
* безопасность;
* здоровье;
* образование;
* умственное развитие;
* привязанность;
* эмоциональное развитие;
* идентичность;
* социальная адаптация;
* стабильные отношения в приёмной семье
Потребность ребёнка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным. И тогда он пытается удовлетворить потребность в безопасности путём выбора определённой стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребёнка.
Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте — нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения.
Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идёт о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей. Под формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, психогииена и здоровая жизнедеятельность, психопрофилактика, профилактика вредных привычек и половое созревание.
Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определённое представление и получать соответствующее образование. Необходимо отметь, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребёнок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!
Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фалберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность даёт ребёнку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребёнку и от качества их отношения к нему.
Эмоциональные потребности – это потребности ребёнка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врождённых. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Учёные предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена – ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищён, значит, я доволен); с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3х лет, когда ребёнок уже начинает осознавать себя как личность, он ждёт от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.
Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье.
Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.
Сумма знаний о себе эмоционально питает и защищает ребёнка.
У ребёнка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.
Принадлежность к семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но отношение к этому знанию, принятие себя, возникает благодаря соотнесению с системой социальных координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живёт человек.
Под потребностью социальной адаптации понимается социализация ребёнка в обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.
Примерно после 3х-4х лет у ребёнка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.
Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением так же является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием психики. Важно и качество родительского отношения к ребёнку. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жёсткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребёнка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. В новой семье нарушенность родительского (материнского и отцовского) отношения к ребёнку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств и непосредственно определять успешность адаптации ребёнка, поэтому установление тёплых, принимающих и стабильных отношений между ребёнком и патронатными воспитателями также можно рассматривать как механизм адаптации.
К чему приводят нереализованные потребности?
Неудовлетворённая потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребёнка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.
Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадёт под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учёбу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации тёплого человеческого общения.
Неудовлетворённые познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.
Принимающая семья способна дать ребёнку «путёвку в жизнь». Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.
Личностные качества необходимые приёмным родителям
Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребёнка значительное влияние оказывают личностные качества родителей.
Благополучно ребёнок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.
Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребёнка и адекватно на них реагировать.
Открытость родителя в общении с ребёнком формирует между ними неформальные доверительные отношения.
Эмоциональность родителя позволяет ребёнку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.
Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребёнка межличностную связь.
Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребёнка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.
Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребёнка.
Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.
Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счёт ребёнка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.
Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Если человек утвердился в желании стать приёмным родителем, спешить все же не стоит – необходимо ещё раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.
Принятие ребёнка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишённому родительской заботы ребёнку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого процесса.Семья явля...
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...
Применение методики Макото Шичида, адаптированной для детей-сирот до года и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах содействия семейному воспитанию. Почему это важно?
Рассматривается развитие эмоций до года у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях такого типа, по средствам методики Макото Шичида, японского профессора, доктора педагоги...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к адаптации в замещающей семье
Ключевой проблемой социального сиротства выступает отсутствие навыков семейного общения и социального опыта: дети, ставшие социальными сиротами имели опыт первоначального проживания в ди...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приемную семью через театрализованную деятельность
Дети, воспитывающиеся вне семьи, – это противоестественное явление. Тем не менее, в современном обществе, к большому сожалению, проблема сиротства, в том числе социального, актуальна...
О психолого-педагогическом сопровождении родителей (законных представителей), а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей
Консультационный центр является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся Консультационный центр, ...
Выступление на методическом объединении "Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях".
Выступление на методическом объединении "Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях". 2023...