Проект "Сергиевская слобода"
проект (подготовительная группа)
Разработка проекта для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s.sloboda_.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Пересвет»
Проект«Сергиевская слобода-
ты частичка православной России великой»
Составители:
Воспитатель Курюмова О.Б.
Старший воспитатель Евстифеева Н.Ф.
Аннотация: в проекте раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программы и в развитии личности ребенка-дошкольника. Авторы описывают реализацию метода проекта в работы с детьми, педагогами и родителями по реализации задач духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, социализация, условия в ДОУ, технология проектирования
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации направлен на решение ряда задач, в том числе:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Наше дошкольное учреждение находится на территории музейно-просветительского православного комплекса Всероссийского значения «Сергиевская слобода», что в большей степени определило направление нашей работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, что было поддержано и родителями, и педагогами.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
В учреждении создаются необходимые условия для образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, зимний сад, изостудия, спортивная площадка и др.
Реализуя задачи духовно-нравственного воспитания детей, педагоги подбирают наиболее эффективные формы по всем направлениям образовательного процесса: познавательному, речевому, художественно-эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях, такие условия естественным образом создаются в коллективных формах организации детской активности.
Особо эффективна проектно-исследовательская деятельность, которая связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Одним из способов введения детей в тему проекта является использование модели «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную.
Технология проектной деятельности реализуется через совместную и организованную деятельность педагога с детьми, которая имеют определённую структуру: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Цель работы МАДОУ направлена на:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;
- развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр.;
- привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка.
Работа строится в соответствии с принципами:
Интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентричесности: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологическим принципом: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего города и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческим принципом: используя местное окружение, проводятся экскурсии по городу, на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и МАДОУ на основе сотрудничества.
Обогатить знания детей по теме «Сергиевская слобода- ты частичка
православной России великой» позволяет специально организованная развивающая предметно- пространственная среда в группах, мини – музеи, где размещены документы, книги, различные атрибуты, энциклопедии, доступные для их понимания.
Тесная взаимосвязь с социальными партнерами: детской библиотекой, краеведческим музеем, музеем Николо-Знаменского храма, православной гимназией; создание коллективных работ: рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т.п.; участие в выставках детских рисунков и поделок, организуемых епархией; реализация проектов: «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела», «Моя страна», «Мой город Бор», «Моя семья», «Традиции и обычаи родного края» и др, позволяет систематизировать знания детей о традициях русского народа и истории родного края.
Педагоги учреждения разрабатывают проекты в соответствии с основной общеобразовательной программой и годовым планом МАДОУ по утвержденной структуре. Ниже приводим пример одного из проектов, реализуемых в МАДОУ.
Тема проекта: «Ознакомление старших дошкольников с Сергиевской Слободой».
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный.
Вид: групповой.
Цель проекта: Содействовать всестороннему развитию детей и воспитанию нравственных качеств через приобщение их к миру святынь родного края. Расширять представление о православной культуре, православии как религии, которая сопровождала жизнь наших предков
Актуальность темы: «Человеку важно знать свои корни, свою историю, место, где его малая Родина – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».
Василий Песков.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление детей через знакомство с ближайшим окружением - Сергиевской слободой, как о всеобщей ценности; приобщать детей к православной религиозной культуре, дать представления о внешнем виде и устройстве православных храмов, о произведениях изобразительного искусства (иконопись).
- Познакомить детей с поэтическими произведениями В. Бородиной……
Развивающие:
- Развивать восприятие, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Развитие свободной, творческой, духовно-насыщенной личности ребёнка.
Воспитательные:
- Формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения о православной культуре.
- Формировать правильную модель поведения в храме и на территории Сергиевской слободы.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), педагогический коллектив детского сада и родители воспитанников.
Продолжительность проекта: средней продолжительности – 6 месяцев.
Взаимодействие с Местной религиозной организацией «Православный Приход церкви в честь Знамения Божией Матери г.Бор Нижегородской области»:
Организация:
- экскурсии по Сергиевской слободе, храмам;
- бесед с родителями;
- бесед с воспитанниками;
- посещения музея Сергия Радонежского.
Взаимодействие с родителями:
Просвещение родителей через тематические беседы: «Что я знаю о Сергии Радонежском», «Традиции и обычаи русского народа», «Православные традиции нашей семьи».
Активное включение родителей в совместную практическую деятельность – праздники: «Под Рождественской звездой», «Праздник весны – Благовещенье», «Пасха Красная»; творческие выставки: «Любимый уголок города», фотовыставка «Сергиевская слобода».
Совместный вечер-гостиная: «Помни день субботний».
Совместное посещение храмов: «Экскурсии выходного дня».
Посещение музея Сергия Радонежского.
Результат: у детей сформируются первоначальные представления о православной культуре, православии как религии, которая сопровождала жизнь наших предков на всём протяжении истории нашего Отечества; появится представление о храме, как всеобщей ценности, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников на территории Сергиевской Слободы и в храме.
Дети и их родители:
- познакомились с православной культурой города;
- посетили храмы Сергиевской слободы;
- узнали, что такое иконы;
- познакомились с убранством храмов и назначении предметов;
- познакомились с традициями православных праздников (Рождество, Крещение, Сретенье, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха…);
- познакомились с «Детской Библией».
План-схема реализации проекта:
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта | Материал и средства реализации проекта |
1 этап Подготовительный (разработка проекта) - декабрь | Создание проблемной ситуации. На сенсорной доске появляется иллюстрация карты России, с гербом города Бор и фотографией нашего детского сада. Звучит колокольный звон. Детям предлагается выяснить, откуда может исходить этот звук? Меняется слайд – изображение различных зданий (храмы, театры, школы, больницы, магазины) нашего и других городов. Дети входят в проблемную ситуацию и пытаются разобраться, откуда может исходить звук. Формируются задачи, позволяющие выяснить, все ли фотографии принадлежат нашему городу, и почему видя некоторые фотографии, не услышишь колокольного звука. Планируем возможные мероприятия для распутывания сюжета: рассматривание карты города, экскурсии по Сергиевской Слободы, иллюстраций, походы в церковь, музей. Выбираем участников проекта - родителей, бабушек и дедушек, святых отцов, тех, кто бы мог рассказать о храмах, православии. С целью раскрытия всех возможных знаний о городе, о православном компоненте определяемся с чего начать исследование. Предлагаем диагностическое обследование детей по теме «Знаешь ли ты свой родной край». Для родителей предлагается анкета на тему «Духовно – нравственное развитие детей». | Альбомы "Мой город Бор", "Сергиевская слободка", (фото совместных мероприятий, праздников, сбор материала с родителями). Работа с участниками проекта: Местной религиозной организацией «Православный Приход церкви в честь Знамения Божией Матери г.Бор Нижегородской области» и родителями. |
2 этап Основной – январь - май. | Подбор методической и научно – популярной литературы по данному проекту. Разработка конспектов НОД с использованием методов развивающего обучения. Создание развивающей предметно пространственной среды. Реализация плана работы с родителями. Реализация проекта через основные разделы: 1 раздел «Сергиевская Слобода – духовный центр Бора»; 2 раздел «Бор – край благословенный»; 3 раздел «Архитектурные ансамбли Сергиевской Слободы»; 4 раздел «Природа Сергиевской Слободы»; 5 раздел «Сергиевская Слобода – культурное наследие Бора». Организация работы с родителями. *Просвещение родителей через тематические беседы: «Что я знаю о Сергии Радонежском», «Традиции и обычаи русского народа», «Православные традиции нашей семьи». *Активное включение родителей в совместную практическую деятельность – праздники: «Под Рождественской звездой», «Праздник весны – Благовещенье», «Пасха Красная»; творческие выставки: «Любимый уголок города», фотовыставка «Сергиевская слобода». *Совместный вечер-гостиная: «Помни день субботний». *Совместное посещение храмов: «Экскурсии выходного дня». *Посещение музея Сергия Радонежского. *Изготовление фотоматериалов. | 1раздел. *Пособие «Река времени» - старые фотографии Бора с изображением храмов, фотографии Бора без них, фотографии современного Бора с изображением храмов. *ТРИЗ игра «Хорошо – плохо», обсуждается восстановление церквей на территории нашего города. *Экскурсия по Сергиевской Слободе – ознакомление с объектами. *Поход в краеведческий музей и проведение там беседы «Бор раньше и теперь». *Д/И «Юный архитектор» - построй храм; познакомить с названием частей храма. * Рассматривание фотоальбома «Всё повторяется», где собраны фотографии проведения ярмарок на территории Сергиевской Слободы в прошлом и настоящим. 2 раздел. *НОД «Русь православная» с целью продолжать формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности; познакомить с историей принятия христианства на Руси. *Познакомить детей с поэтическими произведениями В.А. Бородиной «Божий мир», «Облака», «Дети в храме», «С утра», «С мамой». *Рассматривание фотоматериалов о посещении и благословении Сергиевской Слободы митрополитом Кириллом. Ситуативная беседа. *Рассматривание схемы расположения объектов Сергиевской Слободы. *Экскурсия по Сергиевской Слободе с целью расширения представлений о церквях, как всеобщей ценности. *Рассматривание фотоальбомов с объектами Сергиевской Слободы. * Сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод». *ХТИ «Дорисуй вторую половину храма» с целью развития мышления, уточнения названий частей храма. 3 раздел. *НОД игра - путешествие «Вот эта улица, вот этот дом…» с целью закрепления знаний о своём детском саде, его расположении. Познакомить с понятиями «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец». *НОД ознакомительная беседа «Храмы нашего города» с целью ознакомления детей со спецификой храмовой архитектуры и интерьером храма. * Экскурсия по Сергиевской Слободе, посещение Сергиевской церкви с целью закрепления знаний о специфике храмовой архитектуры и интерьером церкви. *Экскурсия по Знаменской церкви с целью закрепления знаний о специфике храмовой архитектуры и интерьером церкви. *Посещение музея в Знаменской церкви с целью ознакомления с объектами музея. * НОД беседа «Мы склонились низко – низко у подножья обелиска» с целью ознакомления с монументальной архитектурой. *Посещение памятника игумену земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, краткий рассказ воспитателя о нём, вопросы поискового характера об особенностях памятника. *Д/И «Найди два одинаковых храма», «Найди какая тень подходит к храму» с целью развития внимания. *Д/И «Укрась храм декоративными элементами» с целью закрепления знаний с названием частей храма, архитектурными украшениями. *Д/И «Найди сходства и отличия» с целью развития умения выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. *И/У «Юный архитектор» с целью воссоздания архитектурных объектов Сергиевской Слободы. *Загадывание загадок В. А.Бородиной с православной тематикой. *Рисование, аппликация «Храмы нашего города» с целью передачи в рисунке впечатления от окружающей жизни. 4 раздел. *Экскурсия в природу Сергиевской Слободы с целью уточнения знаний об объектах живой природы. *Исследовательская деятельность «Что нужно растениям для роста?» *Наблюдения за растениями Сергиевской Слободы с целью развития наблюдательности. *Д/И «Где куст, где дерево?» *Д/И «Природа», «Рукотворный и нерукотворный мир» с целью умения различать предметы рукотворного и нерукотворного мира. *Создание альбома «Природа Сергиевской Слободы» с целью закрепления знаний о живой природе, названиях растений, о заботливом отношении к ним. 5 раздел. *Рассматривание презентации «Сергиевская Слобода – культурное наследие Бора» с целью воспитания чувства гордости за свою малую Родину. *Беседа «Правила и нормы поведения на территории Сергиевской Слободы» с целью расширения представлений о правилах поведения в общественных местах. * Создание ситуаций, обсуждение поступков – правили норм поведения с целью оценки поступков сверстников и взрослых. * Акция «Чистое сердце». *Конструирование «Детский сад моей мечты», «Сергиевская Слобода в будущем» с целью закрепления знаний об архитектуре; учить конструировать по заданной теме. *Рисование «Детский сад моей мечты», «Город мой, любимейшей на свете» с целью развития творческого воображения. |
3 этап Заключительный – май. | Творческая работа «Я горжусь тобой, мой любимый православный город Бор!» - коллаж совместных фотографий, полученных в результате проекта. *Совместное с родителями мероприятие «Юный экскурсовод Сергиевской слободы» |
Введение и реализация данного проекта обеспечило:
-возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе;
-духовную безопасность личности, семьи и общества;
-консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.
Планируя воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, мы заметили, что значительно повысилась эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, компетентность педагогов, родителей, расширилось воспитательное пространство.
Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный процесс.
Своим опытом по духовно-нравственному направлению мы делимся через средства массовой информации, методические объединения для педагогов городского округа город Бор и Нижегородской области:
- «Модель образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе ФГОС по духовно-нравственному воспитанию»
- «Программно – методическое обеспечение ОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; программа А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
- «Вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования по духовно- нравственному дошкольному образованию и воспитанию».
Углубленная работа по духовно-нравственному направлению позволяет создать реально функционирующую систему духовно-нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенную на ценностях отечественной культуры и отвечающую потребностям развития целостной личности ребенка, которая надежно позитивной социализации дошкольников.
Литература:
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.: УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.
- Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России).
- Комратова Н.Г., Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников. Дошкольное воспитание.2010 №8.
- Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2012. Вып. 3 (26) с.43-67.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. Дошкольная педагогика. 2010 №1.
- Интернет-ресурс http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod33.htm
- И. С. Гоголева «Борское Отечество моё».
- Л.М. Добролюбова «Церковная летопись Знаменской церкви села Бор Семёновского уезда».
- Л. М. Добролюбова, М. А. Мужиченкова «Борская азбука».
Альбомы «Моя малая Родина», «Сергиевская Слобода», созданные воспитателями совместно с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие в Дымковскую слободу"
Интегрированная образовательная деятельность в средней группе...
"Путешествие в Дымковскую слободу" комплексное занятие в подготовительной группе
Образовательные области "Познание" (познавательно - исследовательская деятельность), "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"...
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « ВЕСЁЛАЯ СЛОБОДА»
Описание работы: в разработке представлен сценарий досуга «Весёлая слобода», посвящённый празднику масленицы, в котором участвуют сказочные персонажи, имеются разнообразные виды деятельнос...
В Дымковской слободе
Если в работе с дошкольниками для развития познавательно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эс...
ОО " Художественно- эстетическое развитие" Рисование на тему:"Дымковская слобода"
Закреплять знания о дымковских игрушках,о дымковский росписи;эмоционально положительное отношение к народному , декоративному искусству. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композ...
Публикация в газете Слобода
Публикация в газете Слобода...
непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему " Дымковская слобода"
закреплять знания о дымковской росписи, воспитывать интерес к народным промыслам...