«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».
рабочая программа (младшая группа)

Харьковская Алина Игоревна

Цель - Формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре русского народа и людей разных национальностей, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС  в ДОУ».

Составитель: Харьковская А.И.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Цель - Формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре русского народа и людей разных национальностей, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи:

  • Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
  • Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях(честь,семья,любовь,добро,состродание,милосердие,терпение,послушание).
  • Создание условий для воспитания детей на традициях народной и православной педагогики;
  • Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков;
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  • Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
  • Введение регионального компонента с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого(дом, семья) к менее близкому-культурно-историческим фактам.
  • Деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города , когда дети сами выбирают деятельность ,в которой они хотели бы участвовать , чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);
  • Обобщение педагогического опыта, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • Использование программ и технологий по краеведению;

  • Комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
  • Создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

  • Учет специфики организации и построения педагогического процесса;

  • Использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

  • Изучение национальных традиций и обычаев;
  • Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • Уважения к прошлому своего народа;
  • Воспитание любви к родному языку;
  • Преодоление социальной незрелости;
  • Формирование толерантного отношения.

Сегодня я хочу поделиться опытом о том, как в нашем детском саду строиться работа по реализации национально-регионального компонента.

На этих занятиях дети знакомятся с историей, достопримечательностями, выдающимися людьми, обогащают знания о животных и растительности  России, Воронежского края и Нововоронежа.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Педагоги нашего  Доу взаимодействуют с родителями, по этому вопросу, которые участвуют в праздниках, шьют костюмы, оформляют развивающую среду. Необходимо чтобы процесс воспитания любви к России, Воронежскому краю и Нововоронежу был двусторонним.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в глубокое человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Вывод: Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ региональной направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ.

Программа «Оренбуржье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с  учетом национально-культурных условий, многонац...

«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают ...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО

Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...

Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...