Образовательная программа по краеведению для детей «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа «Родные тропинки» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.docx | 98.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОДНЫЕ ТРОПИНКИ»
Образовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 «ТЕРЕМОК»
ГОРОД СЕМИЛУКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор-составитель:
Воспитатель ВКК Литвишко М.Н.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
РАЗДЕЛ I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
I. Пояснительная записка
Введение
Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине – эта мысль прослеживается как одна из главных задач нашего дошкольного учреждения. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным краем.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
- настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей ― малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Работа по воспитанию настоящего гражданина своей страны начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к природе родного края, окружающему миру в целом. Одной из главных задач дополнительного образования дошкольников является воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордится им, надо знать его историю. Знания и любовь к родному краю позволят сохранить и развить лучшие его традиции.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Воронежская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников
Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.
Направление – экологическое краеведение.
Уровень – общекультурный (базовый).
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что она выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения, ранней социализации детей. Изучение окружающего мира своего края необходимо, как и в воспитательном, так и
- познавательном отношении. Особая эмоциональность детей, восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру являются основополагающими факторами для успешного воспитания гражданственно ответственной личности.
Программа «Родные тропинки» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств.
Методологической основой для разработки данной Программы
послужила ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.)
Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке обучающихся, заключающегося в поэтапном изучении разделов эколого-краеведческого материала дополнительной программы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования.
Новизна и теоретическая значимость Программы заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у старших дошкольников
Отличительная особенность Программы состоит в её практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение обучающихся в игровую и экскурсионную деятельность. В процессе обучения дошкольники знакомятся с историей родного края, памятниками истории и культуры, с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Дети могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, принять участие в природоохранных акциях и трудовых десантах.
Принципы разработки Программы:
• принцип историзма (сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего). Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
• принцип единства эмоций, действий, интеллекта (все что ребенок получает в ходе проведения образовательной деятельности должно быть «пропущено через сердце, руки и голову», т. е. ребенок это должен запомнить на всю жизнь; • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия (ребенок,
как полноправный партнер, гражданин);
• принцип самореализации (учет индивидуального накопления
опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и
эмоциональной сферы каждого воспитанника);
• принцип интегрирования (организация различных видов
деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем).
Адресат программы - программный материал рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет), проявляющих интерес к естествознанию. Он предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.
Наполняемость групп - количественный состав возрастной группы.
Условия приёма - изучение программного материала не требует никакой специальной подготовки.
Объём программы – Курс программы рассчитан на 2 года обучения, объём каждого года составляет 72 час
Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю (36 недель в год), по 1 академическому часу.
Цель и задачи программы
Цель Программы - расширение у старших дошкольников
о родном городе и родном крае – Воронежской области, истории возникновения, социально-экономической значимости, символике родного края;
возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему
родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- Образовательные:
- формировать систему знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
- формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- обогатить знания старших дошкольников о городах Воронеж и Семилуки, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
- Развивающие:
- комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка;
- развивать познавательный интерес к изучению родного города, области;
- способствовать социализации воспитанников;
- развивать творческие способности детей.
- Воспитательные:
- комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка;
- развивать познавательный интерес к изучению родного города, области;
- способствовать социализации воспитанников;
- развивать творческие способности детей.
Реализация Программы предусматривает нестандартность форм
организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника:
- организованная -образовательная деятельность:
- целевые прогулки по городу;
- экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
- работа в мини-музеи детского сада «Комната Русского быта».
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проектирование;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование;
- коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
Учитывая психологические особенности старших дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной. Информативная часть Программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.
- Содержание программы
Учебный план 1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, | Количество часов | Программное содержание. Формы выявления | ||||
темы | результатов усвоения программного материала. | ||||||
всего | теория | практика | |||||
1. | Введение | 2 | Проведение мониторинга. | ||||
Определение первичного уровня знаний детей. | |||||||
1.1 | Давайте познакомимся | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседы с детьми, игры. Наблюдение за | ||
Взаимоотношения и детей в группе. Анкетирование родителей. | |||||||
1.2 | Родные тропинки | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщающая беседа | ||
2. | Моя родина – Воронежский край | 12 | Познакомить детей с картой воронежской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Воронежского края. | ||||
2.1. | История Воронежского края. | 2 | 1 | 1 | Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край». | ||
2.2. | Мы – Семилукцы! | 2 | 1 | 1 | Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина» | ||
2.3. | Моя родная улица. | 3 | 1 | 2 | Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. Экскурсия к памятнику «Три самолета». | ||
2.4. | Путешествие в прошлое Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края А. Н. Корольковой. | 3 | 2 | 1 | Обобщающая беседа | ||
Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить со сказительницей воронежского края А. Н. Корольковой. | |||||||
2.5. | Милые сердцу родные просторы. Природа родного края. Река Дон. | 2 | 1 | 1 | Игра – викторина | ||
3. | Природа – мой дом | 21 | |||
3.1. | Животный мир Воронежской области. | 2 | 1 | 1 | Беседы о животных Воронежской области. |
Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. | |||||
3.2. | Времена года. Что делали в старину осенью? Наблюдение за погодой на метеостанции «Ветерок» | 2 | 1 | 1 | Заполнение дневника |
Наблюдений. Рассказ воспитателя. Рисование на тему «Что можно делать осенью?». Рассматривание сюжетных картин. | |||||
3.3. | Такие разные растения. Какой урожай собирают в нашем крае? | 7 | 4 | 3 | Беседы о сборе урожая в семьях детей. Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов. Загадывание загадок об овощах и фруктах. Работа по сбору урожая в мини-огороде ДОУ в зоне наблюдения. Викторина о |
Растениях | |||||
3.4. | Все животные нужны. Красная книга России. | 7 | 4 | 3 | Формировать основы экологического мировоззрения. Игра «Что? Где? |
Когда? | |||||
3.5. | Птицы Воронежской области. | 3 | 1 | 2 | Викторина. |
Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами». | |||||
Рассматривание фотоальбомов с различными птицами. | |||||
4. | С кем я живу | 12 | |||
4.1. | Человек без роду, что дерево без корней. | 2 | 1 | 1 | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. Рисование: «Мои бабушка и дедушка». |
4.2. | Я и моя семья. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
Составление генеалогического древа. Фотовыставка: «Моя семья». | |||||
4.3. | Семейные праздники и традиции | 3 | 1 | 2 | Творческая работа, |
выставка рисунков | |||||
4.4. | «Красна изба углами» | 2 | 1 | 1 | Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина». Рисование и конструирование. |
4.5. | «Щи да каша пища наша» | 2 | - | 2 | Знакомство с разнообразными крупами. Рассматривание посуды для приготовления пищи. |
5. | Традиции и культура края | 14 | |||
5.1. | Музыкальная жизнь края. | 5 | 3 | 2 | Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни. Прослушивание народных песен в исполнении государственного академического Воронежского русского народного хора. |
Музыкальное развлечение: «Уж вы гуси, мои гуси». | |||||
5.2. | Народный костюм Воронежской губернии. | 2 | 1 | 1 | Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Воронежской губернии. |
5.3. | Вслед за солнышком. | 3 | 1 | 2 | Рассматривание календаря. |
Беседы о необходимости слежения за погодой. Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём. Знакомить детей с народными приметами и поверьями. | |||||
5.4. | Воронежские игрушки. | 4 | 1 | 3 | Знакомить с игрушками воронежских мастеров: свистульками, керамическими игрушками. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край?», Знакомство с медиопрезентацией «Игрушки нашего края». |
6. | Экскурсии | 10 | |||
6.1 | Экологические маршруты по тропинкам ДОУ | 2 | - | 2 | Заполнение дневника |
наблюдений | |||||
6.2 | Видео-экскурсия по улицам города | 2 | - | 2 | Экскурсии, целевые прогулки. |
Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. | |||||
6.3 | Островки памяти - «И помнит мир спасённый…» | 3 | - | 3 | Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов. Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города. Рисование на тему «Война и память о ней». |
6.4 | Жемчужины родных мест. Дон – наша река. | 3 | - | 3 | Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Дон. Чтение литературы, решение экологических задач. |
7. | Итоговое занятие «Всезнайки» | 1 | 1 | ||
Праздник «Наша Родина». Выставка детских работ. Фотовыставка «Наш город». | |||||
ИТОГО: | 72 | 27 | 45 | ||
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Название раздела, | Количество часов | Формы | ||||
темы | выявления | ||||||
всего | теория | практика | |||||
результатов усвоения | |||||||
программного | |||||||
материала. | |||||||
1. | Введение. | 2 | |||||
1.1 | Прогулка на воздушном шаре | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
дидактическая игра | |||||||
1.2 | Я юный эколог - краевед | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщающая | ||
беседа | |||||||
2. | Мой край родной | 12 | |||||
2.1. | С чего начинается Родина | 2 | 1 | 1 | Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад» Викторина | ||
2.2. | Моя малая Родина на карте | 2 | 1 | 1 | Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край». Интеллектуальная | ||
викторина | |||||||
2.3. | Мой город Семилуки. Памятные места города. | 3 | 1 | 2 | Обобщающая | ||
Беседа. Знакомство с презентацией «Памятные места нашего города» | |||||||
2.4. | Путешествие в прошлое | 3 | 2 | 1 | Игра - | ||
Викторина. Знакомство с презентацией «Транспорт наших предков». Чтение литературы о развитии транспорта. | |||||||
2.5. | Родные тропинки | 2 | - | 2 | Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии, о его истории и назначении. Экскурсия к памятнику «Три самолета». Заседание | ||
юного краеведа | |||||||
3. | Природа – мой дом | 21 | |||||
3.1. | Земля — наш общий дом | 2 | 1 | 1 | Обобщающая | ||
беседа | |||||
3.2. | Кладовые природы. | 2 | 1 | 1 | Беседы о сборе урожая в семьях детей. |
Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов. | |||||
Загадывание загадок об овощах и фруктах. | |||||
3.3. | Такие разные растения. | 7 | 3 | 4 | Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». Викторина о |
растениях | |||||
3.4. | Все животные нужны. | 7 | 3 | 4 | Беседы о животных Воронежской области. Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию». Игра |
«Зоологическое | |||||
лото» | |||||
3.5. | Будь природе другом | 3 | 1 | 2 | Игра «Что? Где? |
Когда? Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами». Рассматривание фотоальбомов с различными птицами. Беседы о зимующих и перелётных птицах. Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц. | |||||
4. | С кем я живу | 12 | |||
4.1. | Дом, в котором я живу | 2 | 1 | 1 | Обобщающая |
беседа | |||||
4.2. | Родословная моей семьи | 3 | 2 | 1 | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. |
Фотовыставка: «Моя семья». | |||||
4.3. | Семейные праздники и традиции | 3 | 2 | 1 | Беседы о самом важном предмете дома – печке. |
Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари. | |||||
Беседы о самом важном предмете дома – печке. | |||||
4.4. | Бабушкин сундук | 2 | 1 | 1 | Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина». Рисование и конструирование. |
4.5. | Загляните в семейный альбом | 2 | - | 2 | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. |
Фотовыставка: «Моя семья». | |||||
5. | Знаменитые люди нашего края. | 14 | |||
5.1. | Сказки воронежских сказительниц и собирателя воронежского фольклора Афанасьева А. Н. | 5 | 1 | 4 | Дидактическая игра «Узнай сказку» Беседы по содержанию любимых сказок. Рисование иллюстраций к любимым сказкам. Выставка рисунков – иллюстраций. |
5.2. | Чтение сказок А.Н. Корольковой «Домашние животные», «Добрый совет» | 3 | 1 | 2 | Рассматривание иллюстраций к произведению. |
Беседы по содержанию. | |||||
5.3. | Знакомство с обрядовыми песнями Воронежской губернии. | 2 | 1 | 1 | Заучивание весенних закличек. |
5.4. | Чтение сказки А. Н. Афанасьева «Летучий корабль». | 4 | 2 | 2 | Рассматривание иллюстраций к произведению. |
Чтение сказки А. Н. Афанасьева «Звери в яме». | Беседы по содержанию. | ||||
6. | Экскурсии | 10 | |||
6.1 | Экскурсия в музей | 2 | - | 2 | |
Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край». | |||||
6.2 | Экологические маршруты | 2 | - | 2 | Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Дон. Чтение литературы, решение экологических задач. |
6.3 | Островки памяти | 3 | - | 3 | Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с изображением парусных кораблей. Беседы. Чтение художественных произведений и защитниках Родины. Рисование на тему «Наши Защитники». Рисование парусников. |
Кораблестроение | |||||
6.4 | Жемчужины родных мест | 3 | - | 3 | Рассматривание фотографий Воронежского заповедника. Знакомство с презентацией на тему «Заповедник». Рисование животных, обитающих в заповеднике. Выставка |
рисунков | |||||
7. | Итоговое занятие «Мой край родной» | 1 | 1 | Итоговое | |
занятие | |||||
Викторина | |||||
«Мой край» | |||||
ИТОГО: | 72 | 25 | 47 | ||
РАЗДЕЛ 2.
Комплекс организационно-педагогических условий:
- Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | Режим работы |
Начало учебного года: | Режим работы объединения |
15 сентября | по расписанию |
Окончание учебного года: | Продолжительность занятий |
31 мая | 30 минут |
Продолжительность перемен | |
10 минут | |
Регламентирование образовательного | Занятия проходят согласно утвержденному |
процесса на учебный год: 36 недель | расписанию |
Режим работы в период каникул:
- период осенних, и весенних каникул занятия проводятся по расписанию.
- период зимних каникул с1 января по10 января занятия не проводятся.
В период летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия проводятся согласно составленному плану летних спортивно-оздоровительных мероприятий.
- Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение:
Специально оборудованный кабинет, магнитная доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, фотоаппарат, спортивный и садовый инвентарь, стенд для выставки. Демонстрационные материалы, канцелярские принадлежности - по количеству обучающихся, материал для творчества по количеству обучающихся, материал для проведения опытов; учебная и художественная литература по краеведению и туризму. Видеосюжеты по темам, презентации к занятиям, энциклопедии, справочники. Исторические и современные фотографии села, карта области и города (со спутника).
- Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:
-психологом
-родителями
- воспитателем и музыкальным руководителем.
- Кадровое обеспечение:
При реализации данной программы осуществляется сетевое взаимодействие со специалистами городского музея, городской детской библиотеки, ОУ.
III Формы выявления результатов усвоения программы, их фиксации и предъявления.
Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.
Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.
Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», и т. д.
Формами подведения итогов на сезонных праздниках могут быть игры, конкурсы.
- конце изучения программы, на последнем занятии проводится экологический праздник в форме конкурсно - игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) временам года, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов.
Воспитанники могут продемонстрировать образовательные результаты на итоговом праздничном интегрированном занятии «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» в присутствии родителей, которое готовят все педагоги, работающие в объединении. Выставляются творческие работы. Ребята в игровой форме показывают полученные знания по экологии и сформированные навыки правильного поведения в природе.
3.1. Оценочные материалы. При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.
Оценка эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностики (май).
Оценка осуществляется по 5-ти бальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.
Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить
- какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):
Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%) Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%) Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)
№ | ФИО ребенка | Критерии оценки | Итого: | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||
12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | ||||||
Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май
Критерии оценки:
- Владение элементарными экологическими понятиями и знаниями.
Знает основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы; знает представителей животного и растительного мира (более 20), животных и растений РФ и Воронежского края, роль человека в природе; умеет различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Знает строение растений, отличительные признаки насекомых, птиц. Знает экологические праздники: "День птиц", "День Земли".
- Владение элементарными умениями и навыками.
Составляет простейшие пищевые цепи; видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разнообразие, выполняет познавательные и творческие задания педагога, решать простейшие экологические задачи.
- Развитие навыков работы и поведения в природе.
Знает основы и владеет навыками правильного поведения в природе (на экскурсии, в походе). Проявляет бережное, заботливое отношение к отдельным природным объектам и к природе в целом.
- Развитие познавательно-творческой деятельности
Проявляет активность в познании и творчестве, наблюдательность, добросердечность. Сохраняет интерес к изучению экологии через изобразительное и декоративно – прикладное творчество. Активно работает с семенами, плодами, листьями растений. Проявляет интерес к нетрадиционным изобразительным средствам. Умение видеть, отображать и ценить красоту природы.
- Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.
Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения.
Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок.
- Методическое обеспечение программы
Методы обучения
При изучении программного материала, согласно возрастным особенностям обучающихся, используются словесные, наглядные и практические методы: беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражнения, работа по образцу.
формы организации занятия: групповая, индивидуальная, фронтальная.
формы деятельности детей: традиционные занятия; игровые и сюжетно-ролевые; интегрированные занятия; экскурсии, экспедиции, турпоходы; презентации, защита проекта; занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины.
педагогические технологии:
психолого-педагогические; технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Дидактические материалы:
дидактические игра и упражнения «Живое – неживое»;
д/и «Цветочный магазин», «Первоцветы», «Деревья наших мест»;
д/у «Посмотри и назови», «Что такое хорошо?», «Профессии», «Правила поведения воспитанных детей», «Экологические пирамиды», «Моё родное село», и т. п.
Комплект рабочих листов для занятий «Занимательная экология», «Экология в картинках», «Что задумал художник», д/и «Зоологическое лото», «Дикие и домашние животные», «Животные Красной книги»;
набор раздаточных карточек «Правила поведения юных туристов –краеведов», и т. д.
IV. Список литературы
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании»
- Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – г. Москва, ФЦДЮТиК, 2006 г. -600 с.
- Белавина И. Н. «Планета – наш дом», М., 1995 г.
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.
- Николаева С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе», М., 1995 г.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.
- Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
- «Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Н. В. Алёшина
- «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004
- Электронные образовательные ресурсы
Раздел | Адрес | |
1. | Кружковая работа в детском саду | https://dohcolonoc.ru/ |
2. | Родина, родной край, город. | http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya- rodnoj-kraj |
3. | С чего начинается Родина | https://infourok.ru/viktorina-s-chego- |
nachinaetsya-rodina-1345038.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"
Краеведение — предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...
Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»
Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошколь...
Образовательная программа по краеведению "Тоонто нютаг"
Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошколь...
Программа по краеведению для дошкольников "Родничок"
Программа по краеведению для дошкольников "Родничок" для организации кружковой работы в библиотеке и детском саду....
Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»
Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного в...
Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»
Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного в...
Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»
Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, па...