Дополнительная общеразвивающая программа «Ханты ясан»
рабочая программа

Батманова Олеся Олеговна

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине и родному языку, необходимо - воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об истории и языке, формировать стремление знать свой родной язык. Родной язык является залогом осознанного успешного обучения. К.Д.Ушинский писал: «Родной язык – это наследие народа, накапливавшееся веками и тысячелетиями, он позволяет ребенку в кратчайший срок подняться на уровень умственной и культурной жизни своего времени. Таким образом, изучая родной язык детьми в детском саду, воспитывается патриотизм, высокая нравственность, толерантное отношение ко всем людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_dop.programma_hanty_yasan_smirnova.docx60.34 КБ

Предварительный просмотр:

      УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МБДОУ

 «Детский сад «Теремок»  

                                                          Н.А.Попова  

Принята на заседании

                                                                                   педагогического совета

                                                                               протокол №     от     .     .20     г.                                 

                                

                                                                           

Дополнительная общеразвивающая программа

«Ханты ясан»

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

 « Детский сад «Теремок»

 (возраст 5-6 лет)

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

старший воспитатель

Смирнова Олеся Олеговна

с.Овгорт, 2015г.

Пояснительная записка

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине и родному языку, необходимо - воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об истории и языке, формировать стремление знать свой родной язык.

Родной язык является залогом осознанного успешного обучения. К.Д.Ушинский писал: «Родной язык – это наследие народа, накапливавшееся веками и тысячелетиями, он позволяет ребенку в кратчайший срок подняться на уровень умственной и культурной жизни своего времени.

         Таким образом, изучая родной язык детьми в детском саду, воспитывается патриотизм, высокая нравственность, толерантное отношение ко всем людям.

         Детский сад «Теремок» расположен в национальном селе Овгорт, где 70% населения – коренной народ - ханты. Но, большинство семей не владеют родным языком, исходя из этого, разговорной речью населения является русский язык. Родным языком владеют только небольшой процент населения, и то этот процент составляют люди пожилого возраста. Сегодня, когда растет национальное самосознание, возрождается духовность, важно воспитывать в подрастающем поколении  черты подлинного хозяина  своей земли, гармонически развитого человека. Поэтому, задачей  детского сада является создать у детей  запас наиболее  употребительных слов  и развивать  связанную хантыйскую речь.

При изучении хантыйского языка в детском саду трудность заключается в том, что дети совсем не владеют разговорной хантыйской речью, так как обучение идет на русском языке, также дети в быту мало говорят на родном языке и соответственно язык забывается.

Актуальность программы.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Одним из источников патриотического воспитания дошкольников является родной язык. В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к  народному языку. Каждый человек должен знать свой язык, язык предков. К сожалению, что в современном мире представления детей дошкольного возраста о родном языке поверхностны и отрывочны. Конечно, у детей уже школьного возраста есть знания о хантыйском языке, но они элементарны, например, не все дети знают как переводятся на родной язык элементарные слова – мама, папа, сестра, брат, бабушка и дедушка. В наше время, дети с раннего возраста увлечены новыми компьютерными технологиями, играми, сотовыми телефонами, зарубежными мультфильмами, различными детскими планшетами, и забывают о жизни и развитие родного языка, поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю и усвоению языка своего народа  уже с дошкольного возраста. Ведь усвоение родного языка является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира.

Понимание данной проблемы и явилось ведущим мотивом программы «Ханты ясан» по усвоению детьми родного языка, программа предназначена для работы дополнительного бесплатного образования в кружке дошкольного учреждения детского сада «Теремок». В содержании программы большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории, народам, творчеству родного края через родной хантыйский язык. В процессе занятий у детей сформируются психические процессы, будут развиваться речевые, умственные и  творческие способности. Формирование разнообразных навыков и умений будет происходить в едином процессе ознакомления детей с языком. В разработке программы опиралась на программу Серасховой Э.П. по развитию хантыйской речи детей старшего дошкольного возраста «Рут ясан», которая создана на основе «Пособия по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком» С.А.Попова, Р.Г.Решетникова, под редакцией Е.И.Ромбандеева.

Новизна заключается в том, что в воспитательно-образовательную работу кружка «Ханты ясан» включены познавательно-речевые знания, которые будут реализованы через игровую, творческую, познавательную, двигательную детскую деятельность, путем реализации образовательного стандарта.

Достоинством данной программы будет являться  то, что для достижения целей обучения будет применим широкий спектр форм работы: теоретические занятия, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, практические и самостоятельные занятия, информационно-коммуникативные технологии, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и развлечения, национальные праздники, участие в мероприятиях района и села. В программе большое место уделяется художественно - эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками, мастерами народа ханты.

Цель данной программы заключается в ознакомлении и приобщении детей дошкольного возраста с родной культурой, в развитии и осознании теоретическому и практическому усвоению родного языка у дошкольников, через реализацию образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

- формировать у дошкольников  желание в будущем самостоятельно  изучать родной язык;

- воспитывать патриотические чувства путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- приобщать детей к устному народному творчеству, фольклору. Формировать и развивать у детей художественный вкус и любовь к прекрасному, развитие творческих способностей; 

- использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку

Ожидаемые результаты

В результате годичного обучения хантыйскому языку дети должны иметь: 

  • представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной нации;
  • уметь слышать и понимать речь воспитателя, уметь рассказать на родном (ханты) языке о своей семье, об игрушках;
  • знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов,
  • уметь создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края.

Отслеживание результатов в виде наблюдений, викторин, выставок, поделок, целевых ориентиров, творческих отчетов руководителя кружка, участия в конкурсах различного уровня.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод – используется во время:

  • Наблюдений.
  • Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
  • Экскурсий по родному поселку, экскурсии в краеведческий музей, целевых прогулок.
  • Проведения дидактических игр.
  • Моделирования сказок.

Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:

  • Чтения литературных произведений.
  • Бесед с элементами диалога.
  • Рассказа воспитателя.
  • Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
  • Загадывания загадок.
  • Рассматривания наглядного материала.
  • Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод – используется, когда необходимо:

  • Организовать продуктивную деятельность.
  • Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
  • Оформить коллекцию из природного материала.
  • Изготовить персонажи к сказкам.
  • Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
  • Провести экскурсии различной направленности.

Учебно-тематический план

Месяц

Неделя

Наименование раздела, цель НОД

Всего часов

СЕНТЯБРЬ

Первый блок: «Ознакомление с окружающим и развитие речи» 

1 раздел: «Знакомство с языком»

Расширять знания об окружающей действительности, воспитание любви к родному краю. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке.

1 неделя

НОД №1

Цель: расширять знания детей об окружающей действительности, воспитание любви к родной земле, своему народу. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке.

25 минут

2 неделя

НОД №2

Цель: усвоение детьми слов обращений; формирование навыка произношение слов в единственном и множественном числе; продолжать учить воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке.

25 минут

3 неделя

НОД №3

Цель: усвоение детьми слов-обращений (продолжение).

25 минут

4 неделя

НОД №4

Цель: усвоение детьми вопросительных слов. Привитие навыков правильной постановки простейших вопросов.

25 минут

ОКТЯБРЬ

1 неделя

НОД №5

Цель: усвоение простейших вопросительных предложений с вопросительным словом. Привитие навыка давать полный ответ на поставленный вопрос.

25 минут

2 неделя

НОД №6

Цель: усвоение простейших вопросительных предложений с вопросительным словом. Учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.

25 минут

3 неделя  

НОД №7, итоговое по разделу «Знакомство с языком», тема НОД:  «Мы – Овгортчане».

Цель: продолжать учить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке; вызвать интерес к изучению истории родного селения - Овгорт, познакомить с гербом, закреплять умение работать сообща при создании единой композиции.

25 минут

2 раздел «Моя семья»

Развитие речевых навыков. Усвоение детьми слов родственной терминологии. Правильное употребление детьми лично-притяжательных форм имен существительных в родственной терминологии

4 неделя

НОД №8
Цель: развитие речевых навыков хантыйской речи. Усвоение детьми слов родственной терминологии.

25 минут

НОЯБРЬ

1 неделя

НОД №9

Цель: усвоение детьми слов родственной терминологии (продолжение).

25 минут

2 неделя

НОД №10

Цель: усвоение и правильное употребление детьми лично-притяжательных форм имен существительных в родственной терминологии.

25 минут

3 неделя

НОД №11

Цель: закрепление ранее изученных и усвоение новых слов и конструкций предложений по родственной терминологии.

25 минут

4 неделя

НОД №12, итоговое по разделу «Моя семья»

Цель: закрепить у детей правильное произношение слов в хантыйской речи; совершенствовать хантыйскую диалоговую речь. 

25 минут

3 раздел «Одежда»

Знакомство с национальной одеждой народа ханты. Уточнить представления детей о женской, детской и мужской одежде. Работать над произношением спец. звуков хантыйского языка н, л,.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

НОД №13

Цель: продолжать совершенствовать хантыйскую речь детей. Обогащать словарный запас новыми словами.

25 минут

2 неделя

НОД №14

Цель: введение в активный словарь новых слов и выражений, закрепление пройденной лексики в игре.

25 минут

3 неделя

НОД №15

Трудовое воспитание. Тема: «Хантыйский платок»
Цель: учить детей изготавливать из лёгкой ткани (ситец, сатин) платок. Продолжать вырезать из ткани квадрат и прямоугольные полоски для оформления краёв платка. Развивать у детей глазомер, привить детям желание изготовлять хантыйский платок для куклы.

25минут

4 неделя

НОД №16
Цель: познакомить детей с нагрудным украшением – сак лопас – из бисера. Учить детей нанизывать на леску, сочетая каждый ряд по цвету. Воспитывать у детей чувство цвета, усидчивость, доводить начатое до конца.

Конкурс детского творчества «Северяночка».

25 минут

4 раздел «Дом и предметы быта»

Обогащать знания о коренных народах Севера. Уточнить представления о жилище хантов – чум, предметах быта.

ЯНВАРЬ

3 неделя

НОД №17

Цель: усвоение детьми запаса слов на хантыйском языке; ознакомление с окружающим.

25 минут

4 неделя

НОД №18

Тема: «Жилище коренных народов Севера – чум».
Цель: формировать потребности, изучить историю и культуру хантыйского народа. Дать представление о жилище народа ханты – чум.

25 минут

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

НОД №19

Цель: усвоение навыка понимания и употребления слов, обозначающих пищу и посуду. Формирование навыков построения и употребления хантыйского предложения.

25 минут

2 неделя

НОД №20
Цель: усвоение детьми запаса слов, относящихся к посуде. Закрепление знакомых детям типовых предложений. 

Сюжетно-ролевая игра «Изготовление и установка чума».

25 минут

5 раздел «Игрушки народа ханты»

Познакомить детей с традиционной игрушкой – акань. Учить изготавливать куклу – акань. Воспитывать доброту и отзывчивость.

3 неделя

НОД №21
Цель: познакомить детей с хантыйскими куклами – акань. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле – акань, развивать чувство гордости за свой народ через национальные традиции.

25 минут

4 неделя

НОД №22

Цель: учить детей изготовлять хантыйскую куклу – акань, показать последовательность её изготовления; воспитывать доброту и отзывчивость.

Выставка детского творчества «Моя любимая игрушка». 

25 минут

Второй блок – «Ознакомление с природой и развитие речи»

6 раздел «Времена года»

Расширять знания об окружающей природе края. Побуждать детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворений. Продолжать обогащать словарь детей.

МАРТ

1 неделя

НОД №23
Цель: расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях осени; воспитывать умение видеть красоту в осенней природе; употреблять и правильно произносить в речи специфические звуки хантыйского языка.

25 минут

2 неделя

НОД №24

Цель: расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях зимы. Умение слушать хантыйскую речь воспитателя; отвечать на вопросы на хантыйском языке.

25 минут

3 неделя

НОД №25

Цель: расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях весны. Умение слушать хантыйскую речь воспитателя; отвечать на вопросы на хантыйском языке.

Литературная викторина на тему «Времена года». Выставка рисунков «Красота родного края».

25 минут

7 раздел «Домашние и дикие животные»

Продолжать совершенствование хантыйской речи, учить строить предложения из 2-3 слов. Научить детей правильно употреблять существительные в названиях зверей. Выработка правильного произношения.

4 неделя

НОД №26
Цель: закрепление умений и навыков образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих домашних животных. Научить употреблять форму настоящего – будущего времени глагола первого и третьего лица единственного числа.

25 минут

АПРЕЛЬ

1 неделя

НОД №27

Цель: закрепление умений и навыков образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

25 минут

2 неделя

НОД №28

Цель: совершенствование умений и навыков составления хантыйских предложений.

Чтение худ.литературы – заучивание стихотворения на хантыйском языке

25 минут

3 неделя

НОД №29

Цель: научить детей правильно употреблять существительные (названиях зверей) в уменьшительной – ласкательном значении. Закрепление умений и навыков правильно отвечать на вопрос: Какой? Муйсар?

25 минут

4 неделя

НОД №30

Игра: « Дикие и домашние животные»
Цель: продолжать закреплять названия домашних и диких животных.

Цель НОД: научить детей составлять коллективные рассказы по картинкам о домашних и диких животных.

25 минут

МАЙ

1 неделя

НОД №31

Тема: «Олень надежный и верный товарищ и друг человека»
Цель: воспитать любовь к животным своего края; познакомить с домашним животным – олень, его внешним видом, особенностями жизни. Учить образовывать и употреблять в речи формы множественного числа, существительных, обозначающих домашних животных.

25 минут

8 раздел - тема: «Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы»

Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты; дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов; научить детей самостоятельно работать над изготовлением предметов быта из различных материалов. Воспитывать у детей любовь к прикладному искусству народа ханты.

2 неделя

НОД №32
Цель: познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты; Дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов; научить самостоятельно работать над изготовлением предметов быта из различных материалов (ткани, сукна, бисера, бересты, и т.д.).

25 минут

3 неделя

НОД №33

Тема: «Заячьи ушки»
Цель: познакомить детей с орнаментом «заячьи ушки». Учить выкладывать из бумаги аппликацию орнамента. Вызвать доброту и отзывчивость.

25 минут

4 неделя

НОД №34

Тема: «Знакомство с берестой, и берестяными изделиями»
Цель: познакомить детей с материалом бересты, её качеством, показать разные изделия из бересты. Воспитывать интерес к берестяным изделиям, изготовлять изделия для своей группы. Ввести в активный словарь слова: «Тунты», «Йннал», «Сун», «Вонщуп».

Выставка детского творчества «Орнаменты»

25 минут

Учебный план

НОД по дополнительному образованию

Старшая группа (5-6 лет)

«Ханты ясан»

Количество НОД

В неделю

В месяц

В год

1

4

34

Всего часов

25 мин.

1ч.40 мин.

14ч.10 мин.

Расписание НОД

День недели

НОД

Время проведения

Количество минут

Четверг

16:30 – 16:55

25 минут

Содержание обучения

Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладеть дети. Это прежде всего словарь, куда входят наиболее часто употребляемые слова хантыйского языка, необходимые для элементарного общения. Словарь, предлагаемый в программе, организуется по тематическому принципу.

Для усвоения материала предлагается тема, определенное количество НОД и слов по каждой теме. Для более легкого усвоения содержание обучения разделено на два блока: «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и «Ознакомление с природой и развитие речи».
          Первый блок: «Ознакомление с окружающим и развитие речи» разбит  по разделам: «Знакомство с языком» - 7 НОД – дети знакомятся со словами часто употребляемыми в общении, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Занятия построены так, что дети в них живо участвуют. «Моя семья» - 5 НОД – дети знакомятся со словами родственной терминологии, дети наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер. «Одежда» -4 НОД – дети знакомятся с традиционной одеждой народа ханты, посещают краеведческий музей имени Е.И.Тыликовой и мини-музей по ознакомлению народной культуре, расположенный в детском саду. «Дом и предметы быта» - 4 НОД – продолжают знакомство с жилищем коренных жителей – чум. Его предметами быта. «Игрушки народа ханты» - 2 НОД – дети знакомятся и изготавливают национальные игрушки – акань.
         
Второй блок: «Ознакомление с природой и развитие речи» разбит также по разделам: «Времена года» - 3НОД – дети знакомятся с поэтами и писателями Севера. Заучивают стихи о природе. «Домашние и дикие животные» - 6 НОД – дети знакомятся со сказками и легендами о животных. «Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» - 3 НОД – дети знакомятся с народным искусством народа ханты. Орнамент – важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа ханты. 

После некоторых тем есть практическая непосредственно образовательная деятельность, где дети участвуют в фольклорном празднике ханты «Ворна хатл», традиционном празднике «С днем рождения, Ямал». Посещают краеведческий музей имени Е.И.Тыликовой, мини-музей по народной культуре народа ханты в самом детском саду, экскурсии в осенний, зимний лес. Приглашаем народных умельцев, которые знакомят с прикладным искусством. Знакомятся с поэтами Севера и их творчеством, исполняют театральные постановки по сказкам народов Севера, разучивают танцы и песни на ханты языке. 

График НОД составляет руководитель с учетом особенностей режима дня. По обучению развитию хантыйской речи детей отводится по одному НОД  в неделю. Продолжительность НОД – 25 минут. В начале и в конце учебного года проводится диагностика детей по усвоению материала. По результатам диагностики можно констатировать об успешной реализации программы.

К основным методам и приемам словарной работы относятся: использование картин, игрушек, дидактических игр; разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценирование, игры-загадки.

 Работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко- и словопроизношения; развитие артикуляционных навыков, умение различать звуки хантыйского языка на слух.

 Используются наглядные и имитационные методы и приемы в сочетании с разъяснениями воспитателя; хоровое произношение чередуется с индивидуальным. 
          Развитие речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами занятий: во время прогулок, когда воспитатель проводит беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями, на праздничных утренниках. Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.
В беседах с родителями рассказывать им о целях данного этапа обучения хантыйскому языку. Хорошо, когда родители вместе с детьми разучивают стихи, песенки, вместе рассматривают журналы и газеты, смотрят телепередачи.
          При организации обучения хантыйскому языку в детском саду необходимо прежде всего учитывать требование комплексного подхода к обучению и воспитанию, принцип единства воспитания и обучения. Это значит, обучение хантыйскому языку должно внести определенный вклад в общее развитие ребенка.

Творчески работающий педагог может постоянно совершенствовать эту работу, развивать предложенные идеи, добавлять новый материал, включать в него дополнительный материал, воспевающие родной край, произведения детского фольклора, игры, игрушки, пословицы и поговорки.

Формы проведения итогов реализации Программы

Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий). Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка. При реализации данной программы у детей систематизируется и расширяется знание и представление о своем родном языке.

Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования кружка «Ханты ясан» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.

Диагностика усвоения программы воспитанниками происходит в начале обучения (октябрь) и в конце обучения (апрель). Для фиксации результатов используется диагностическая карта (приложение 2). Диагностика результатов ведётся лично педагогом  (руководителем кружка).

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Методическое обеспечение

1. Демонстрационный материал: цветные иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.

2. Комплекты учебных пособий на хантыйском языке (шурышкарский диалект).

3. Хантыйско-русские словари, тематические словари, картинные словари хантыйского языка для детей.

4. Методическая и художественная литература, пособия по изучению Шурышкарского края, консультации и статьи в музее имени Е.И.Тыликовой.

5.  Художественная литература местных писателей и поэтов.

6. Информационно-технологические средства (компьютер, телевизор, DVD, проектор, фонотека с аудиозаписями, фотоаппарат, демонстрационная магнитная доска).

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности « Дошкольная педагогика и психология» , - 2-ое издание - М.: Просвещение.

2. Комплект учебных пособий на хантыйском языке (шурышкарский диалект) для воспитанников кочевых детских садов, Л.Г.Возелова, М.А.Рачинская, С-Пб., Алмаз-граф, 2014г.

3. Лисина М.И. Влияние общения со взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни / Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 
5.
Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18.

6. Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990г.
7.
Методические рекомендации по развитию хантыйской речи в старшей группе детского сада. Ханты-Мансийск, 1990г.

8. Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000г.

9. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт».
10.
Попова С.А.Пособие по развитию устной мансийской речи детей дошкольного возраста, не владеющим родным языком. М., 1996.

11. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. Под ред. О. Лисенко, 2009г.

12.Русская Ю.Н. Самоучитель хантыйского языка. Л., 1961г.

13. «Среди Обских раздолий. Шурышкарский район», Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2005г.

14. Соловьева В.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1996.

15. Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с.
16.
Фролова Д. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений писателей Севера. /Для детских садов Севера// Дошкольное воспитание. 1986. №4.

17. Федеральный закон от «Об образовании».
18.
Хантыйско-русский словарь. Л.: Просвещение, 1988г.

19. Интернет-ресурсы.

Приложение 1.

Рекомендации, необходимые для проведения дополнительной деятельности в кружке «Ханты ясан».

  1. Добровольное участие детей, с согласия родителей.
  2. Наполняемость кружка: 8-10 детей старшего дошкольного возраста.
  3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
  4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 минут.
  5. Регулярность проведения кружка – 1 раз в неделю, во второй половине дня.
  6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 27 часов.
  7. Диагностика проводится два раза в год: вводный (октябрь), итоговый (апрель), также с согласия родителей.
  8. Создание и поддержание в ходе дополнительной деятельности эмоционально-позитивного фона.
  9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Приложение 2.

Диагностическая карта  уровня   развития  воспитанников по дополнительному образованию  «Ханты ясан»

в  МБДОУ «Детский сад «Теремок»

Дата заполнения:

Ф.И.О. педагога:

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

                                Ф.И. воспитанника

Показатели

 (знания, умения, навыки)

ФИО ребенка

С удовольствием ходит на кружок, есть желание заниматься на родном языке

1.

Знает о родном языке, знает свою национальность

2.

Умеет слышать и понимать речь педагога

3.

Знает национальные костюмы, орнаменты, жилища

4.

Правильно произносит звуки хантыйского языка за педагогом

5.

Может здороваться и прощаться на хантыйском языке

6.

Знает переводы элементарных слов (мама, папа, бабушка, дедушка, я)

7.

Может сказать связно небольшое предложение на хантыйском языке

8.

Умеет создавать рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края

9.

Знает название поселка, может назвать название на хантыйском языке

10.

Знает и называет животных, живущих на территории ЯНАО, птиц, северные ягоды, растения

11.

Знает потешки, заклички, песни на хантыйском языке

Общий показатель

«Н»    (низкий) - не справляется с заданием

«Ср» (средний) - справляется помощью педагога

«В»   (высокий) - справляется самостоятельно

Высокий уровень: если все показатели «В», «В» больше чем «Ср».

Средний уровень: если все показатели «Ср», если есть показатели «В» и «Н», «Ср» больше «Н», Низкий уровень: если все показатели «Н», если «Н» больше «Ср».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...