ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ РУССКОГО НАРОДА»
методическая разработка (подготовительная группа)
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность на тему "Знакомство с культурой и бытом русского народа" | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад первой категории
№1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района.
ПРОЕКТ
«ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ
РУССКОГО НАРОДА».
подготовительная группа №1
МБДОУ №1 «Русалочка»
Составитель и организатор проекта:
воспитатель: Лукашова И.О.
2015г.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: средней продолжительности (сентябрь-февраль).
Участники проекта: воспитатель Лукашова И.О, музыкальный руководитель Костенко И.А., дети, родители.
Актуальность проекта:
Красота родного края, открывающаяся
Благодаря сказке, фантазии, творчества
Источник любви к Родине…Пусть ребенок
Чувствует красоту и восторгается ею, пусть
В его сердце и в памяти сохранятся
Образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский.
Россия -наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходим ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять ее язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Обращение к фольклорным истокам и народному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Большинство взрослых очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно связанно с тем, чем живет народ в наше время и с чем он жил в прошлом.
Близость детям творчество своего народа обусловлена именно тем, что его образы связанны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
Создавать условия и предметно-пространственную среду для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны- России.
Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Формировать у детей первые представления об истории возникновения Руси, о народах, населяющих ее в далеком прошлом.
Познакомить детей с народными героями-богатырями, с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России-Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, с деятельностью Петра Великого.
Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Побуждать интерес к русскому национальному костюму.
Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с историей, традициями, культурой русского народа, подвигами богатырей-защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Механизм реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника, при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество, в изобразительной деятельности они знакомятся с разными средствами воплощения художественного замысла, у ребенка проявляется самовыражение, через музыкальную деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют детей, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.
Формы и методы работы:
Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, совместная с родителями деятельность).
Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин).
Художественно-эстетическая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование).
Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего поселка, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов).
Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных и народных игр).
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).
Использование потенциала семьи осуществляется путем:
-привлечение родителей к проведению занятий, выставок семейного творчества.
-предоставления родителями фотографий, альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье.
- совместного с детьми участия в развлечениях, подбор костюмов.
-изготовления пособий, поделок, дидактических игр.
Ожидаемый результат проектной деятельности.
-формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое.
-развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, ее героях, традициях, культуре.
-развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.
Реализация проекта.
Этапы работы над проектом:
1этап.Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов).
Цель: организация и подготовка к работе проекта.
2 этап. Планирование проекта:
- Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети подготовительной группы и воспитатели.
- Планирование мероприятий.
3 этап. Выполнение проекта.
В ходе работы выполняются все пункты проекта, и анализируются результаты с последующими выводами.
4 этап. Подведение итогов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
Перспективный план проекта.
Сентябрь.
«История возникновения Руси.»
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси о народах,населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Рассказ воспитателя на тему: «Древние славяне- наши предки».
- Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?»
- Тематическое занятие «, Русь!»
- Беседа «Россия родина моя». «Откуда мы родом».
- ОД «Путешествие в историю древней Руси».
- Беседа «День народного единства».
- Быт и уклад жизни наших предков.
- Беседа «Как познакомить детей с народными традициями».
- Беседа «Какой посудой пользовались наши предки?»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
- Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.
- Знакомство с русскими народными играми, хороводными играми.
- Чтение потешек, прибауток, шуток, пословиц и скороговорок русского народа.
- Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья».
- Просмотр видео презентации «Откуда ложка пошла?»
- Разучивание стихов про предметы старины.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
- Рисование на тему: «Как жили раньше на Руси».
- Рисуем отгадки к народным загадкам.
- Рисование дымковских узоров
- Изготовление книжек- малышек «Загадки».
- Аппликация «Сказочная птица».
- Лепка «Мой любимый сказочный герой».
- Праздник «Осенняя ярмарка».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Обмен опытом на родительском собрании «Игры нашего детства».
- Информационная папка на тему: «Народные традиции в жизни семьи».
- Консультация «Приобщаем детей к народным традициям».
- Совместные праздники и развлечения.
Октябрь.
«Народные традиции и промыслы».«Быт и уклад наших предков».
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам. Уточнять представления о предметах крестьянского быта. Побуждать интерес к русскому народному костюму.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Беседа «Ремесла далекого прошлого».
- ОД «Откуда хлеб пришел».
- ОД «Народные промыслы России».
- Занятия по темам: «Развлечения детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», « В гостях у городецких мастеров».
- Рассматривание иллюстраций о народных промыслах.
- Беседа «Матрешка- символ российской национальной культуры».
- Беседа «Что такое народная культура?»
- ОД «Одежда наших предков».
- ОД «Знакомство с историческим наследием и культурой России ( из истории мужской и женской одежды).
- Семантика народных узоров.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
- Разучивание стихов про предметы старины.
- ОД «Печь нам –мать родная», «Эти мудрые народные сказки».
- Знакомство с русскими народными играми «Заря-Заряница», «Плетень», «Пугало».
- ОД «Земля наш дом».
- Картотека- малые фольклорные жанры с детьми дошкольного возраста.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
- «Как на Руси праздники праздновали?»
- Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла.
- Вечер русских народных подвижных игр.
- Развлечение «Праздник русской рубахи».
- Ручной труд «Кукла- закрутка».
- Изготовление макета «Русская изба».
- Рисование по мотивам народных промыслов.
- Лепка по сказкам А.С. Пушкина и по русским народным сказкам.
- Досуг по мотивам русского фольклора «Вместе играем, речь развиваем».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Беседа «Осенняя ярмарка, как способ повеселиться и дарами похвалиться».
- Буклеты «Познание народных традиций в условиях Донского края».
- «О православной традиции семейных праздников».
- Беседа «Что такое семейные традиции?»
- Выставка поделок из природного материала.
- Консультация «Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей».
Ноябрь
«Великие князья Руси».
Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России- Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, Петром Первым, Юрием Долгоруким.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Беседа «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной?»
- Сказание о Ярославе Мудром.
- Занятия «О князе и его дружине», «Битва на куликовском поле».
- Комплексное занятие на тему: «Александр Невский-великий русский полководец».
- Знакомство с Дмитрием Донским.
- Рассказ воспитателя «Первый император Всероссийский».
- Беседа «Великие дела великого царя».
- Подготовка фотоматериала ко дню битвы под Москвой.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
- Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова«Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом».
- Рассматривание репродукций картины Васнецова В. «На поле Куликовом».
- Рассматривание репродукций картин Л.Лагорио «Русский флот при Петре Первом», М.Добужинского «Петр Великий в Голландии».
- Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».
- Сюжетно-ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
- Конструирование оригами «Самоходное судно».
- Рисование военных судов.
- Строительные игры «Сторожевые башни», «Переправа».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Консультация для родителей «Куликовская битва», «АлександрНевский».
- Создание альбома для рассматривания «Российский флот».
Декабрь.
«Полководцы и герои».
Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М. И. Кутузова, П. М. Нахимова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости. Доброты, дисциплинированности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны»
- Беседа «Бородинская битва».
- Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
- Сказание о М.И.Кутузове.
- Сказание о П.М. Нахимове.
- Рассказ о Суворове и русских солдатах.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
- Рассматривание иллюстраций о жизни М.И. Кутузове.
- Знакомство со схемой Синопского сражения.
- Чтение рассказов о великих полководцах.
- Чтение пословиц о героизме.
- Чтение произведения С. Михалкова …. «Их не мало, соберемся, сыновей и дочерей: И солдат, и полководцев, и др. богатырей».
- Чтение рассказа Воробьёва «Обрывок провода».
- Заучивание пословиц и стихов о полководцах.
- Чтение С.П. Алексеева «Измаил».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
- Памятка родителям по воспитанию нравственно-патриотических чувств.
- Статья в родительский уголок на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
- Памятка на тему: «Известные люди о воспитании любви к Родине».
Январь-февраль.
«Былинные богатыри- первые защитники земли русской».
Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алеше Поповичем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Беседы с детьми «Былинные богатыри- славные защитники родной земли».
- ОД на тему: «Мир русских былин в картинах В.М. Васнецова».
- Рассматривание картин «Витязь на распутье», «Богатыри», Три богатыря».
- Дидактические игры: «Что богатырюнужно на службе?», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
- ОД на тему: «Путешествие в историю Древней Руси».
- ОД «Доспехи богатырей».
- Игровое занятие по сказке «Как Илья из Мурома богатырем стал».
- Беседа «Отличие сказки от былины».
- Картотека бесед с детьми по теме: «Богатыри Земли Русской».
- Игротека по теме: «Богатыри Земли русской».
- Картотека художественного слова по теме: «Богатыри Земли русской».
- Картотека физминуток и пальчиковых игр по теме: «Богатыри Земли Русской».
- Беседа о знаках, оберегах, поклонении, родовом дереве, обрядах.
- ОД «Богатыри Земли Русской».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
- Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.
- Объяснение новых слов (предки, кольчуга, брамица, палица, поручи, колчан, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, обереги.)
- Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».
- Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».
- Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Сказка о русских богатырях и нечистой силы», «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
- Картотека сказок о богатырях.
- Схемы-пиктограммы для составления пересказа о богатырях.
- Серия картинок-пиктограмм для составления описательного рассказа о богатырях.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
- Слушание композиции «Богатырская наша сила», музыкальных отрывков из оперы Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».
- Разучивание песен.
- Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри».
- Слушание былины «Илья Муромец» в аудиозаписи.
- Изобразительная деятельность на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской».
- Картина из соленого теста «Три богатыря».
- Папка о богатырях.
- Раскраски по теме.
- Аппликация коллективная «Соберем богатырей в поход».
- Аппликация «Укрась платочки для богатырей».
- Лепка богатырей.
- Совместная деятельность взрослого и детей по изготовлению лепбука о богатырях.
- Танец «Богатырская наша сила».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
- Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется?», «Кто самый меткий?»
- Эстафеты: «Забрось палицу в логово Соловья разбойника», «Сбей богатыря с коня» (бой подушками), «Перетяни богатыря».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Консультация на тему: «Русский былинный эпос в воспитании дошкольников».
- Статья «Три богатыря- реальные исторические личности».
- Былины Древней Руси.
- Илья Муромец: неизвестные интересные факты.
- Изготовление костюмов богатырей родителями.
- Праздник к 23 февраля «Богатыри».
Результат проектной деятельности:
- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;
- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно-патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств.
- воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;
- сформирован интерес к познанию истории России.
Востребовательность проекта:
Педагогическая значимость исследовательской деятельности:
- Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей Земли Русской на основе знакомства с былинными героями.
- Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
Практическая значимость:
- Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
- Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.
- Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой бытом русского народа».
Моя творческая работа подготовлена по программе "Истоки". в этой программе есть раздел "Музейная педагогика"....
Ознакомление детей с историей и культурой быта русского народа.
В этом разделе дети знакомятся с историей Руси ,как государства,геральдикой,историей костюма,история культуры героическим прошлым русского народа,архитектурой и промыслами русского народа,национальной...
проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"
Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...
Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст
Цель: ознакомление детей с культурой и бытом русского народа, через создание игровой ситуации.ЗадачиОбразовательные:· познакомить детей с русской ...
педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»
Информационно-творческий проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни ру...
Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
1.Прививать интерес к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей с народным творчеством .4. Воспитыв...