Проект "Непоседы- путешественники"
методическая разработка (старшая группа)

Богданова Анна Михайловна

             Представление образовательной практики по теме: Клуб  «Непоседы - путешественники» как одна из форм  организации дошкольников для активного познания природы родного города»                                                      на окружном методическом дне в ДОУ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_neposedy_-puteshestvenniki.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1                                   Образовательная практика  

Клуб  «Непоседы - путешественники»

как одна из форм  организации дошкольников для активного познания

природы родного города

Слайд  2

Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. И туристско-краеведческая деятельность, на наш взгляд, прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет познавательные потребности ребят по ознакомлению их с природой  и достопримечательностями родного города. А в настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС, качественная реализация ООП, неотъемлемой частью которой  является парциальная  программа «Мой любимый город Канск», требует от нас педагогов ДОУ, новых подходов к организации образовательной деятельности. И это, прежде всего, учет интересов и потребностей дошкольников, это опора на их любознательность, и инициативность, на их возможности и восприимчивость.  

Слайд 3        

Ребята нашей группы, после очередных летних каникул вернулись в детский сад полны ярких впечатлений и эмоций об увиденном во время своих летних семейных путешествий. На вопросы: «Как провели лето?», «Куда и на чем путешествовали?», «Что особенно запомнили?» дети с энтузиазмом рассказывали, где были, что видели, делились своими рассказами об увиденном на перебой.  Кто-то ездил на поезде отдыхать на море, кто-то на озёра на машине, а кто-то познавал природу родного города на своей даче. Эти бурные рассказы натолкнули детей на мысль, что путешествия – это очень интересно и, что можно путешествовать и в нашем городе. Так и появился Клуб в нашей группе. Сначала ребята увлеченно начали придумывать название клубу, звучали такие названия, как «туристы», «всезнайки», «вокруг света», но дети остановились на «Непоседы - путешественники», которое совпадает с названием нашей группы. Затем придумали девиз и оформили визитку Клуба. Каждая наша встреча с детьми в Клубе начинается с этого девиза.

Ребята рассказали о своей затее родителям, которые поддержали и помогли пополнить «Центр путешественников» необходимыми атрибутами: картой города и Канского района, макетами, предметами для сюжетно-ролевых и подвижных игр во время путешествий (компасом, палаткой, рюкзаками и др.).

Слайд 4    (Цель, задачи)

Организация всех мероприятий в рамках Клуба  происходит в три этапа:

Первый этап – «вызов», «приглашение», задача которого заинтересовать и воссоздать все то, что ребенок уже знает (что – то видел, что-то слышал, о чём-то догадывается, что еще хотел увидеть, узнать). На данном этапе применяются игровые приёмы, проблемные ситуации,  которые помогают сформировать личный интерес детей, мотивируют их на дальнейшую познавательную и творческую деятельность, вызывают желание ребят искать ответы на все возникающие вопросы в ходе путешествий.

Второй этап – «осмысление», подразумевает ответы на вопросы «Что? Где? Когда?», получение новой информации, через погружение в познавательную и продуктивную  деятельность, живой обмен мнениями и знаниями, и организация путешествия. Задача этапа – сохранить интерес детей к теме, поддержать их активность.

Третий этап – рефлексия, в ходе которой происходит осмысление приобретенных  знаний и умений, выработка собственного отношения к новому материалу, выявление ещё неопознанного (новый вызов или новая мотивация – хочу знать ещё больше).

Мероприятия Клуба организуются 1 раз в неделю в соответствии с планом. Время организации - вторая половина дня. Продолжительность одного мероприятия 30-40 минут. Мероприятия проходят как в здании дошкольного учреждения, так и за его пределами, где ребята осваивают расположение детского сада, родного города, разрабатывают маршруты-схемы до культурных и природных достопримечательностей города Канска. Все виды образовательных ситуаций в Клубе проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий: это игры-тренировки («Мы собираемся в поход»), игры-соревнования («Затуши костер», «Находчивые туристы», «Собираемся в поход», «Туристические препятствия»), игры-путешествия, в ходе которых открываются широкие возможности для развития у детей самостоятельности и творчества.

Слайд 5

В ходе очередной игры-путешествия «Достопримечательности родного города», которая проходила в групповом помещении,  ребята предлагали свои маршруты, кто-то в рощу, кто к Памятнику «Землянка».  И идея путешествий за пределы детского сада всегда была интересна и актуальна для детей. Вот и появился маршрут  первого путешествия: на Станцию юных натуралистов.

Этому способствовали предшествующие совместные мероприятия с сотрудниками СЮН, которые рассказывали много интересного и познавательного о животных и растениях, имеющихся  в их учреждении. Ребята очень ждали этого дня, так как хотели увидеть все своими глазами и потрогать редкое дерево в нашем городе - дуб, покормить из своих рук животных, рассмотреть редкие и незнакомые растения. В автобусе ребята показывали друг другу знакомые «ВАЖНЫЕ» здания:  администрация города, площадь Коростылева, Краеведческий музей и др.. И вот настал момент, когда ребята увидели, как растет дуб, его плоды и листья; с удовольствием кормили кроликов, морских свинок. По прибытии в детский сад было бурное общее обсуждение увиденного.

Вопросов у ребят с каждым днем появляется  все больше и больше, которые стали фиксировать на ватмане, а рядом ответы, добытые ребятами разными способами: это при помощи родителей, это через наблюдения на прогулках и экскурсиях и т.д.

Слайд 6

Следующим  путешествием за пределы детского сада стал «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий». А предложил это наш Ваня, ведь его туда уже водил старший брат. Ребята стали спрашивать, как дойти до этого места. Некоторые из них уже посещали субботнюю школу в этом здании. Они взяли фломастеры и в совместном обсуждении нарисовали карту-схему туристического маршрута от детского сада до планируемого учреждения. В сопровождении взрослых дети получили возможность самостоятельно ориентироваться и следовать нарисованной карте-схеме. В Доме детского туризма  дети  сами пробовали раскладывать палатку, собирать рюкзак, а в командной игре они  примеряли туристическое снаряжение и на себе  прочувствовали, насколько оно тяжело и сложно для новичков. Ребята  с интересом рассматривали рисунки учащихся  и фотографий о родной природе, восторгу не было предела, когда узнавали знакомые им  места.

Слайд 7

Вернувшись в детский сад, я заметила, что Денис начал что-то конструировать. К нему подошли заинтересовавшиеся дети с вопросом «Что ты делаешь?», «А можно с тобой?». В итоге в нашем «Центре путешественников» появились макеты - виды туризма: горный, водный, велосипедный, которые ребята задействуют в своих играх.

Слайд 8

Очень часто наблюдаю ситуацию, как дети после сна обыгрывают подвижные и сюжетно-ролевые игры связанные с путешествиями. Запомнился один случай, как дети играли в поход, «построили» палатку, сели в нее и остановились, не зная, что делать дальше. Я подсказала им, что в походе туристы часто разводят костер: – Как  вы думаете, зачем? Ребята наперебой стали предлагать свои версии (чтобы приготовить кушать, согреться, от комаров). После этого в «Центре неоформленного материала» ребята выбрали предметы-заместители и продолжили игру: одни стали готовить еду, другие пошли за хворостом, третьи решили «разжечь» костер. После все сели вокруг костра и пели песни под гитару. Пригласили и меня, я охотно поддержала их в игре.

Слайд 9

Игра-путешествие  «Поход в Сосновый бор» позволила детям не только еще раз увидеть большой муравейник, но и понаблюдать за жизнью его обитателей  послушать шум леса, пение птиц, сравнить шишки и хвоинки деревьев, поделиться своими мнениями и наблюдениями. А когда находили каких-либо жуков или  бабочку, они старались подметить что-то особенное: гусеница ползет по стволу дерева – а как она передвигается? В ходе таких наблюдений-обсуждений заметила, что дети, которые сначала пугались жучков-паучков, впоследствии хотели их погладить, посадить на ладошку, а кто предлагал  растоптать гусеницу, задумывались: «Почему лучше этого не делать?».

После ребята собрали опавшие листья и другой природный материал. По возвращению в детский сад, на вопрос «Как сохранить собранный материал?», ребята, расположившись в «Центре творчества» решили приклеить природный материал  на листы бумаги. Так, при активной продуктивной деятельности детей, в «Центре путешественников» появились гербарии.

Слайд 10

Ребятам понравилась идея Вани «Семейное путешествие выходного дня». После своих путешествий в выходные дни дети вместе с родителями, что бы запечатлеть увиденное и поделиться эмоциями со сверстниками создают альбомы, плакаты. Вот и наш Ваня вместе с мамой, после своих путешествий в выходной день создали фотоколлаж «Озёра нашего района». Ваня с увлечением рассказывал о каждом озере, на котором отдыхал, о природе, показывал фотографии, делился увиденным.

А Лёша с папой «путешествовали» в выходной день к царским воротам нашего города. Папа рассказал сыну историю появления этих ворот: сколько запоминающих событий происходило в далекое время у этих ворот. Дома они изготовили «Триумфальную арку». Так наш центр пополнился, созданными руками детей и их родителями, новыми материалами.

Слайд 11

         Удачной оказалась идея и проведение конкурса «Знатоки природы», особенно вариант соперничества команд детей. Ребята охотно отвечали на вопросы, участвовали в эстафетах, разбирали проблемные ситуации, защищали свои нарисованные газеты на тему: «Как я помогаю родному городу».  Игре  придали соревновательный командный характер, что вызвало азарт и  интерес у детей.

Слайд 12

По результатам наблюдений и бесед с детьми можем сделать выводы:

- дети свободно могут работать с картой города Канска, называют улицы города;

- дети освоили расположение д/сада в микрорайоне города;

- самостоятельно разрабатывают элементарные схемы-маршруты к городским объектам;

- у ребят сформированы первоначальные представления о природе и достопримечательностях родного города;

- повысился уровень познавательной активности воспитанников о  родном  городе, его достопримечательностям; (постоянное пополнение копилки вопросов «Почему?»)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Клуб путешественников"

Педагогический проект "Клуб путешественников" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проект: практико-ориентированный.Продолжительность: 1 учебный год....

Проект "Клуб путешественника"

Знакомство старших дошкольников с планетой Земля, с материками, странами, народами, через совместную проектную деятельность....

Проект "Юные путешественники"

Проект "Юные путешественники"  разработан с целью приобщения воспитанников ДОУ к туризму. Детский туризм позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомитьс...

Проект: «Мы-путешественники».

Цель этого проекта: познакомить детей с некоторыми странами мира. Задачи: познакомить с культурой, достопримечательностями стран, воспитывать любовь и уважение к людям другой нации, обо...

Проект "Растения-путешественники"

Цель: способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело....

Проект "Мы-путешественники"

Проект направлен на развитие речи, активизацию и расширение словаря детей через тематические экскурсии в окружающем их социуме....