Проект "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)

Шакина Вера Николаевна

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу, (городу).

Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

               МДОУ «Обручевский детский сад»

                                 ПРОЕКТ “МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Долгосрочный , групповой, исследовательско -творческий.

Участники проекта: Педагоги, дети старшего возраста, родители.

Составила старший воспитатель Шакина В.Н.

Актуальность

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу.

Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, детскому саду, селу, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.

Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию  у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа,  его традициями, любви и уважения к близким людям.

.Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

     *        Дать знания о малой родине: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация.

     *        Воспитывать любовь к малой родине, умение видеть прекрасное, гордиться им.

     *        Формировать экологическую культуру.

     *     Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с родным селом.

     *Организовать совместную деятельность с родителями.

      * Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

      *Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.        

     *Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.

     *Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Гипотеза: 

Воспитание  патриотизма у детей будет более успешным если:

  • Обеспечить организацию работы по воспитанию уважительного отношения к людям различных национальностей, проживающих на территории села Обручевка.
  • Привлечь родителей к процессу воспитательно - образовательной работы.
  • Регулярно обращать внимание детей на отношение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.

Реализация проекта.

Содержание деятельности.

Цели и задачи.

Сроки выполнения.

Подготовительный этап

Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала;

октябрь 2019г.

Создание предметно-развивающей среды

Оформить уголок с символами РФ, Челябинской области, Кизильского района, семейных альбомов, фотографий с достопримечательностями родного поселка,

фотографии крупных городов (Магнитогорск, Челябинск), Ильменского заповедника.

октябрь 2019 г.

в течение года

Основной этап

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»

«Моя Родина-село Обручевка»

 «Путешествие по  поселку»

Создание видио и фото родного села.

«Люди труда родного села»

«Растения и  животные Челябинской области (заповедник)»

«Крупные города»

«Народные приметы», «Легенды»

Познакомить дошкольников с историей возникновения поселения Обручевка.

Формировать знания истории, географии своего края в котором живет ребёнок. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, гражданскую принадлежность, гордость за её достижения.

Познакомить дошкольников с сельскими профессиями: доярка, телятница, механизатор, фермер, птичница, комбайнёр. Воспитывать уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Рассказать детям о результатах их труда, о важности их труда для других людей.

Обогатить представления детей о диких животных Челябинской области, познакомить с их повадками и условиями жизни, об охране природы, помощи человека диким животным. Дать представление о богатстве растительного мира и природных ископаемых Южного Урала.

В работе использовать фотографии Ильменского заповедника (видеоролик).

Рассмотреть фотоиллюстрации  городов Челябинской области: Челябинск, Магнитогорск и учить рассказывать о них. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей, живущих на Урале.

Познакомить детей с народными приметами, дать объяснение.

Познакомить с легендами: «Озеро Чебаркуль», «Гора Танконай», «Река Ильяска».

 

октябрь 2019 г.

ноябрь 2019 г.

декабрь 2019 г.

в течение года

В течение года

По сезонам

Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»

- Чтение сказок Бажова

- Чтение стихов уральского писателя С.М. Гершуни.

- Чтение рассказов С.К. Власовой (хрестоматия для детей «Южноуральские писатели детям»).

Познакомить детей с Уральскими авторами и их литературными произведениями. На литературных примерах  продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

В течение года

Образовательная область «Развитие речи»

-Разучивание стихов о Родине.1.        Составление рассказов на тему:  «Где я живу», «Моя улица»,

2.        «Профессии моих родителей»,  «Где я побывал в выходные дни».

3.        Сочинение стихотворений о природе нашего края, животных, обитающих в

 нашей местности.

4.        Сочинение загадок о нашем селе.

5.         Сотворчество с родителями «Сочини частушку о селе»

Знакомить детей с творчеством народов Южного Урала: пословицами, поговорками, прибаутками; активизировать и обогащать словарь.

Развивать творческую активность

В течение года

Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие»

Рисование на тему:«На берегу реки Ильяски»

.Рисование на тему : «Я и моя семья», «Моя улица».

 Оформление выставки семейного рисунка «Я и моя семья».

Изготовление поделок:  «Мой дом»,

 Лепка «Животные и птицы».

 Создание коллажа «Достопримечательности села».

 Создание альбома «Чудеса Урала».

Конкурс поделок из природного материала: «Чудо с грядки» Оформление фотовыставки «Семейный отдых».

 «Мамин день», «Папа может всё!», Мая любимая бабушка»,

Разучивание песен про маму, папу, про бабушку, про детский сад.

Учить детей рисовать природу родного края.

Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в рисунке особенности своего поселка.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Повышать  интерес дошкольников  к  своему  селу.

Развивать любознательность.

Развивать творческую фантазию

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится и любит.

Январь 2020 г.

Февраль - март 2020 г.

В течение года

Октябрь 2020 г.

Февраль-март 2020 г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Составление правил поведения на улице, дома, в детском саду, в общественных местах

 Физкультурный досуг «Нынче Родины сыны прославляются!»

3. Экскурсия на стадион

Познакомить детей с подвижными играми  народов Южного Урала. Развивать ловкость и координацию движений,  устойчивое равновесие, быстроту реакции.

Закрепить правила поведения  дома и в общественных местах.

Формировать  уважение и гордость к Российской армии.

В течение года

23 февраля

Организация работы с родителями

Анкетирование родителей: «Нужно ли патриотическое воспитание вашему ребенку?».

Предложить составить генеалогическое дерево своей семьи, рассказать детям о своем роде.

Привлечь к  сотворчеству родителей:

- в оформлении творческих работ, в изготовлении поделок, в составлении рассказов, сочинительству частушек, к помощи в изготовлении костюмов к национальным праздникам, проводимых в детском саду.

-к проведению совместных досугов,

- к участию в целевых прогулках и экскурсиях, акциях.

В течение года

Апрель-май

Заключительный этап

Проведение тематического занятия на тему: «Моя малая Родина – село Обручевка»

Обобщить знания детей о своей малой Родине.

май 2020 г.

Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать: 

- повышению  интереса  дошкольников  к  своему  селу, своей  стране;

- овладению детьми  информацией по истории, культуре и быту народа в соответствии со своим возрастом;

- формированию  представлений  о  родной  стране, желание быть  патриотом  своей  Родины, чувствовать  себя  ответственным за  все то, что  в ней происходит.

- воспитанию  нравственных  качеств  личности: доброты,  уважения  к  старшим,  любви  к  Отчизне  и др.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Моя родная земля»

по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

Закрепить представление детей о Родине малой и большой,

 знания детей о сельскохозяйственных профессиях, символике района, области, государства.

Развивать память, сообразительность, находчивость.

Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Оборудование:

- слайдовая презентация «Традиционные национальные праздники в детском саду»,

-картинки и репродукции с изображением символики района , области, герба и флага России, -картинки людей в национальных костюмах, живущих на территории Южного Урала,

-запись русской народной песни «По малину в сад пойдём», «С чего начинается Родина».

Предварительная работа:

Разучивания пословиц и поговорок о Родине. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Рисунки  детей на тему “Мое село ”. Проведение традиционных национальных праздников. Консультации для родителей  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».

Предполагаемый результат:

Знание детьми информации о Родине, её символики.

Знание достопримечательностей села, традиций, памятников природы.

Проявление интереса, заботы к своему селу.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На  занятиях мы с вами раскрываем тайны и секреты  слов. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Послушайте внимательно . Итак, слово «родная», «родимая».

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: « Мама, папа, дом, детский сад, поселок, город, край».

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:

1 Ребенок: Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

2 Ребенок: Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в лесу поля,

Все напомнит мне о самом важном

Только здесь родимая земля!

Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное.А сейчас посмотрите на глобус, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край – Южный Урал, это наша малая Родина.

Там где твой родной дом,  мама, которая дала тебе жизнь.

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду иностранным корреспондентом, а вы жители села Обручёвки. Вы должны достойно встретить гостя и рассказать о своей малой Родине. (Воспитатель переодевается в иностранного корреспондента). Звучит песня «С чего начинается родина».

- Здравствуйте, дети! Я приехала из другой страны и собираю интервью у жителей вашей деревни. Помогите мне это сделать.

- Расскажите, какие учреждения есть в вашем поселке. Ответы детей:  «Школа, магазины, амбулатория, сельская администрация,  детский сад, музыкальная школа, пельменный цех, парк «Победы».

-Село у вас большое, много улиц. А знаете ли вы названия этих улиц? Ответы детей, на какой улице они проживают.

-Люди начинают строить города и села на берегах рек или больших озер. Есть ли у вас природные достопримечательности? Ответы детей: «Река Ильяска, Бориска, Яшина гора, гора Разборная, озеро Бутубай».

-Какие рыбы в этих реках водятся, и что нужно делать, чтобы они не исчезли? Ответы детей. Очень хорошо! А какие животные водятся на Урале?

-Есть такая русская поговорка «Где родился, там и пригодился». Какие сельские профессии вы знаете? Ответы детей:  «Хлебороб,  доярка, комбайнёр, тракторист, телятница, птичница, пастух, фермер, механизатор и много других».

-В вашем селе живут люди разных национальностей, которые чтят свои обычаи и традиции .Рассматривание картинок с изображением людей в национальных одеждах. Дети называют национальности.

 У вас в детском саду тоже стало традицией проводить национальные праздники.

Просмотр мультимедийной презентации – национальные праздники в детском саду. Дети говорят  названия праздников: «Курбан-Байрам», «Рождественские калядки», «Масленица», «Пасха».   Музыкальная пауза «Во поле берёза стояла» (дети водят хоровод вокруг берёзки).

-Корреспондент просит выбрать и показать из предложенных им картинок герб Кизильского района, герб Челябинской области.

Корреспондент: « А кто знает стихотворение о  Родной земле?  Ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей.

Корреспондент: Кто из вас знает, как называется ваша огромная страна, в которой вы живете? (Россия).

- У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в вашей стране? (Москва).

- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб вашей страны. Как и у каждого государства у вас есть своё правительство. Как зовут президента вашей Родины?

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети:  - Родной край – сердцу рай.

            -Нет в мире краше Родины нашей.

           -Человек без Родины, что соловей без песни.

           -На чужой стороне Родина милее вдвойне.

           - Родину-мать учись защищать.

           -Если дружба велика, будет Родина крепка.

           -Жить – Родине служить

           -Береги Родину, как зеницу ока.

           -Родная земля и в горсти мила.

Корреспондент: «Спасибо, дети. Мне очень понравилось, что вы знаете и любите свою Родину и малую и большую, когда люди любят свою Родину она становится богаче и сильнее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...