Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с северным оленем»
план-конспект занятия (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с северным оленем»
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.
Задачи: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Ямале. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.
Предварительная работа: Подвижные игры «Ловля оленей»? «У оленя дом большой» рассматривание иллюстрации, чтение худ. литературы.
Словарная работа: Ветвистые рога, оленевод, кочуют, стадо,
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.
Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это-.................(северный олень.)
Воспитатель: Правильно.
Ребята, а кто был на празднике народов Севера?
Вы видели на празднике северных оленей?
Какие они? Как выглядит северный олень?
Ответы детей…
Воспитатель. Ребята, Ямал – нашу малую Родину называют «оленьим краем». На Ямале находятся самые большие в России стада оленей. Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. Олень на Ямале считается священным животным.
Ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть на экран. Кого мы видим?
Сегодня, мы с вами близко познакомимся с Северным оленем.
Рассматривание: Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?
Ответы детей…
Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?
Ответы детей…
Воспитатель: Ветвистые рога оленя - это самое заметное украшение этого животного. Рога длинные, тонкие и изогнутые. Рога животного покрыты тонкой шерстью. Смена рогов обязательно происходит раз в год. На их месте тут же начинают отрастать новые. Основной функцией рогов оленя является защита и нападение.
Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?
Ответы детей..
Воспитатель: Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер. Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?
Ответы детей…
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие копыта у оленя толстые, их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега . Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.
А сейчас поиграем в игру
Игра-физминутка «У оленя дом большой»
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.
А где живут северные олени ? Кто знает?
Ответы детей..
Воспитатель: Северный олень - обитатель тундры. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень. Олени живут большими стадами, так проще найти себе корм и отбиться от врагов.
Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?
Ответы детей…
Воспитатель: любимое лакомство – это ягель. Этот мох разрастается сплошным ковром в тундре круглый год. Обладая острым нюхом, они могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега. А летом олени едят грибы, ягоды, листья кустарников.
Воспитатель: Ребята, а как называют человека, который присматривает за оленями?
Дети: оленевод.
Воспитатель: Правильно. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Подвижная игра «Ловля оленей»
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Оленеводы берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» оленеводы стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Воспитатель. Кто знает? Какую роль играет северный олень, в жизни коренных жителей живущих на Ямале.
Ответы детей…
Воспитатель: Ребята, наверное, нет на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей в суровом климате севера невозможна.
Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Ямала.
Подведение итогов.
Дети обсуждают, что им понравилось и почему.
Список используемой литературы:
Н Журавель. Ж91 Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа:
Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации, - М.:ТЦ Сфера, 2010
. Интернет – ресурсы:
http://solovushka-61nv.edusite.ru/p154aa1.html
https://ohota.guru/dikie-zhivotnye/severnyy-olen-gordyy-krasavec-iz-tundry.html
https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1435-detyam-zagadki-pro-zhivotnykh-severnyj-olen.html
http://my.krskstate.ru/docs/skazania/dva-olenya-nenetskaya-skazka/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_severnym_olenem_222.docx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с театром"
Формировать у детей понятие о театре как об искусстве изображения драматических произведений на сцене, воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствовать их музыкальн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...
Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».
Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе«Знакомство с русским народным творчеством». Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативн...
Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе " Знакомство с домашними животными"
1. Учить различать взрослых животных и их детенышей.2. Упражнять в звукопроизношении громко – тихо, тоненьким голосом.3. Развива...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему “Северный олень” для детей старшей группы
Цель: формирование навыков пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.Задачи: продолжать совершенствовать навык детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, опираясь на м...
непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами света»
св процессе образовательной деятельности дети смогут расширить знания об окружающем мире, -познакомиятся с понятием «свет», свойствами света, разовьют умение устанавливать причинно -...