Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с северным оленем»
план-конспект занятия (старшая группа)

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе    «Знакомство с северным оленем»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.

Задачи:  Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры,  расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Ямале. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.

Предварительная работа: Подвижные игры  «Ловля оленей»?  «У оленя дом большой»   рассматривание иллюстрации, чтение худ. литературы.

Словарная работа:  Ветвистые рога,  оленевод, кочуют, стадо,

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты  далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это-.................(северный олень.) 

Воспитатель:  Правильно.

Ребята, а кто был на празднике народов Севера?

Вы видели на празднике северных оленей?

Какие они? Как выглядит северный олень?

Ответы детей…

Воспитатель.  Ребята, Ямал – нашу малую Родину называют «оленьим краем». На Ямале находятся самые большие в России стада оленей. Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. Олень на Ямале считается священным животным.

Ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть   на экран. Кого мы видим?

Сегодня,  мы с вами близко познакомимся с Северным оленем.

Рассматривание: Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?

Ответы детей…

Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?

Ответы детей…

Воспитатель: Ветвистые рога оленя - это самое заметное украшение этого животного. Рога длинные, тонкие и изогнутые. Рога животного покрыты тонкой шерстью. Смена рогов обязательно происходит раз в год. На их месте тут же начинают отрастать новые. Основной функцией рогов оленя является защита и нападение.

Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Ответы детей..

Воспитатель: Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер. Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?

Ответы детей…

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие копыта у оленя толстые,  их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега . Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.

 А сейчас поиграем в игру

 Игра-физминутка «У оленя дом большой»

 У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.

А где живут северные олени ? Кто знает?

Ответы детей..

 Воспитатель: Северный олень - обитатель тундры.  Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень. Олени живут большими стадами, так проще найти себе корм и отбиться от врагов.

 Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?

Ответы детей…

Воспитатель: любимое лакомство – это ягель. Этот мох разрастается сплошным ковром в тундре круглый год. Обладая острым нюхом, они могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега.  А летом олени   едят грибы, ягоды, листья кустарников.

Воспитатель: Ребята, а как называют человека, который присматривает за оленями?

 Дети: оленевод.

Воспитатель: Правильно. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

 Подвижная игра «Ловля оленей»

Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;

Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Оленеводы берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» оленеводы стараются поймать оленей и замкнуть круг.

  Воспитатель.  Кто знает? Какую роль играет северный олень, в жизни  коренных  жителей живущих на Ямале.

Ответы детей…

Воспитатель:  Ребята,   наверное, нет  на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей  в суровом климате севера невозможна. 

Северный олень – это частичка  природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Ямала.

 

Подведение итогов.

Дети обсуждают, что им понравилось и почему.

 

Список используемой литературы:

Н Журавель. Ж91 Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа:

Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации, - М.:ТЦ Сфера, 2010

. Интернет – ресурсы:

http://solovushka-61nv.edusite.ru/p154aa1.html

https://ohota.guru/dikie-zhivotnye/severnyy-olen-gordyy-krasavec-iz-tundry.html

https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1435-detyam-zagadki-pro-zhivotnykh-severnyj-olen.html

http://my.krskstate.ru/docs/skazania/dva-olenya-nenetskaya-skazka/

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_severnym_olenem_222.docx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с театром"

Формировать у детей понятие о театре как  об искусстве изображения драматических произведений на сцене, воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствовать их музыкальн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе«Знакомство с русским народным творчеством». Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативн...

Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе " Знакомство с домашними животными"

1.     Учить различать взрослых животных и их детенышей.2.     Упражнять в звукопроизношении громко – тихо, тоненьким голосом.3.     Развива...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему “Северный олень” для детей старшей группы

Цель: формирование навыков пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.Задачи: продолжать совершенствовать навык детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, опираясь на  м...

непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

св процессе образовательной деятельности дети смогут  расширить знания об окружающем мире, -познакомиятся с понятием «свет», свойствами света, разовьют умение устанавливать причинно -...