Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Ямальская тундра» для детей подготовительной группы.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: формирование экологически оправданного поведения в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_yamalskaya_tundra.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Ямальская тундра» для детей подготовительной группы.
Тип: интегрированное занятие.
Вид: познавательный.
Тема: «Ямальская тундра».
Возрастная категория: подготовительная к школе группа.
Цель: формирование экологически оправданного поведения в природе. Программное содержание:
Обучающая задача: дать знания о богатстве родного края, пополнить знания детей о дикоросах, закрепить знания о временах года.
Развивающая задача: развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы, совершенствовать умение детей размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли.
Воспитывающая задача: воспитывать любовь к родному краю, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре.
Словарная работа: названия съедобных ягод (морошка, брусника, голубика, черника, клюква, смородина); названия ядовитых ягод (вороний глаз, волчья ягода); названия съедобных грибов (маслята, грузди, волнушки, моховики); названия ядовитых грибов (мухомор, белая поганка); дикоросы.
Оборудование: интерактивная панель.
Демонстрационный материал: презентация «Ямальская тундра».
Предварительная работа: разучивание стихотворения Р. Ругина «Пойдём со мной в наш тихий лес…», беседы о временах года.
Ход занятия.
(Воспитатель с детьми входят в зал, и читают стихотворение Романа Ругина «Пойдём со мной в наш тихий лес…»)
Воспитатель:
Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко.
Воспитанник:
Смотри: на скулах у ложбин
Сквозь листья светится сморода-
Так звезды светят из глубин
Таинственного небосвода.
Мы соберем их в туесок,
А сердце выпустим на волю:
Пусть погуляет хоть часок,
Как скажешь ты, как я позволю.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Осень
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Дни становятся короче, солнце греет не так сильно и т.д.
Воспитатель: Сейчас вы прослушали стихотворение «Пойдём со мной в наш тихий лес…», его написал наш ямальский поэт, писатель, журналист Роман Прокопьевич Ругин. Он написал много книг, посвящённых нашей северной природе. Как вы думаете… о каком времени года говориться в стихотворении?
Дети: О лете.
Воспитатель: Правильно, о лете! А вы любите это время года? (Диалог с детьми о лете). А давайте мы с вами отправимся в лето! Закройте все глазки, и представьте лето… (звук природы, лето)
Воспитатель: Ну вот ребята, мы с вами попали в лето. А точнее, в нашу северную тундру… (показ видео ролика «северная тундра летом»)
Воспитатель: Природа нам всегда оставляет много загадок…
Послушайте и отгадайте:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (Ягоды)
Воспитатель: Правильно, ягоды. Ребята, а какие ягоды растут в нашей ямальской тундре?
Дети: Морошка, брусника, голубика, черника, клюква, смородина.
Воспитатель: Кто-нибудь знает, чем полезны эти ягоды, какая польза от них? (Ответы детей)
Воспитатель: В этих ягодах очень много витаминов. Черника улучшает зрение; клюква… ещё её называют «северным лимоном» используют при различных простудных, инфекционных, воспалительных заболеваниях, для снижения температуры; морошка очень хорошо поднимает иммунитет, а ещё… в морошке в три раза больше витамина С, чем в апельсине.
Воспитатель: Ребята, ещё в лесу растут ядовитые ягоды. Вы должны знать, как они выглядят – вороний глаз, волчья ягода (показ изображений ядовитых ягод). Если съесть одну из этих ягод, у человека начинаются судороги, тошнота, головокружение, может остановиться дыхание. В основном, все эти ягоды имеют неприятный, резкий запах.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
Правильно, молодцы! Какие грибы вы знаете? (Подосиновики, сыроежки, белые грибы, маслята, грузди, волнушки, моховики).
Воспитатель: А вы знаете какие-нибудь названия ядовитых грибов? (мухомор, белая поганка)
Физминутка:
(Воспитатель говорит, дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Над землёю мы летим,
Мы летим, мы летим, (дети бегают и машут ручками-крылышками)
И тихонечко звеним,
Да, звеним, да, звеним. (дети издают звон комариков)
Пролетели речку, луг,
Сделали почётный круг, (бегут по кругу)
Оглядели всё вокруг, (поворачивают головы влево и вправо)
Приземляемся, мой друг! (останавливаются)
Воспитатель: На болотах и в тундре обитают куропатки, утки, клесты, олени, бурундуки и белки. Это далеко не полный перечень животных и растений, населяющих Ямал.
Кто же несет ответственность за всю красоту и за все богатство Крайнего Севера? Конечно, это человек. Но что же он делает? Бурит землю, не заботясь о ее целостности, не в меру охотится на обитателей тундры и неправильно собирает ягоды, после чего они еще долго не могут прорасти.
При эксплуатации промыслов нефти и газа большой вред воздуху приносит сжигание попутного газа. Немалый вред приносит автомобильный транспорт.
Таких примеров я могу привести немало. Прошлое лето мы с семьей и друзьями ездили в лес на отдых. Место, куда мы приехали, находилось в нескольких километрах от жилых домов. Там мы обнаружили горы различного мусора: разбитые бутылки, фантики, окурки.
Воспитатель: Как вы думаете, кто оказал такое неуважительное отношение к природе?
Ответы детей: человек.
Воспитатель: И это, ведь, не единичный случай. Люди приезжают на природу, чтобы расслабиться, уединиться с ней, они получают массу положительных эмоций. А что же дают взамен?
Мусор, грязь, мертвую землю, на которой долгие годы не сможет что-нибудь прорасти. Но не все люди одинаковые. В большей степени это зависит от моральных принципов человека, от его воспитания. Тот человек, который понимает, что мы – должны заботиться о природе, намеренно вредить не станет. А если и навредит, то постарается это исправить. Таких людей называют волонтерами, и они делают наш мир чуточку лучше.
Воспитатель: Я хотела бы привести еще один пример неаккуратного обращения с природой. Не так давно для работ в тундре использовали гусеничную технику. Она снимала верхний плодородный слой, перемешивая его с песком. На такой территории еще сто лет не может ничего прорасти. А это значит, что многие обитатели тундры остаются без еды, что может привести их к вымиранию. Человек это осознал и попытался решить проблему. Гусеничную технику заменили машинами типа «ТРЭКОЛ», которые ездят на больших резиновых колесах. Все эти меры способствуют сохранности верхнего слоя тундры - ягеля.
Воспитатель: В заключение хочу сказать вам, ребята - наш общий дом будет в опасности, пока каждый не осознает, что он является частью окружающего его мира и что он несет ответственность за природу. Ведь, не стоит забывать, что природа нашего края очень хрупка, она нуждается в постоянной заботе и защите.
Подведение итогов.
Воспитатель: На интерактивной панели вы должны выбрать только съедобные грибы и ягоды (на интерактивной панели изображения ягод и грибов, дети должны выбрать съедобные грибы и ягоды)
Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: На занятии мы узнали названия ядовитых ягод (вороний глаз, волчья ягода) и ядовитых грибов (белая поганка)
Воспитатель: Как надо обращаться с дикоросами? Как вести себя в тундре? Что делать с мусором?
Дети: Не вырывать с корнем ягоды и грибы, нельзя оставлять мусор после отдыха на природе.
Воспитатель: Молодцы! В заключении я хочу чтоб вы прослушали продолжение стихотворения Р. Ругина:
Садится солнце вдалеке,
И день, собравшийся в дорогу,
Как ягодка на языке,
Истаивает понемногу.
Пора и нам. Спасибо, лес!
Бежит, как ручеек, дорожка.
Теперь ты знаешь: здесь чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Список литературы:
- От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.В. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -368с.
- Сборник стихотворений Р. Ругин.
- Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию сенсорики «По грибы» для детей подготовительной группы
Занятие познавательного характера...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Презентация к занятию по окружающему миру и развитию речи...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...
Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во второй младшей группе «Прогулка в лес»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Прогулка в лес»...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 2-3лет.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 2-3лет.Тема: На чем ездят люди?Цель: Закреплять и расширять знания детей...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития....