Сообщение из опыта работы "Край, в котором мы живем"
статья
Осуществление образовательной работы с детьми с учетом специфики национально - культурных демографических, климатических условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zaharovoy_olgi_viktorovny.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Край, в котором мы живем»
Сообщение приготовила воспитатель
Захарова Ольга Викторовна
г.Зеленогорск
После ознакомления детей с малой Родиной, мы начали работу по ознакомлению детей старшей, подготовительной группы с родным городом, краем нами был составлен перспективный план работы на год, включающий в себя разного вида мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию, которые реализуются через интеграцию образовательных областей:
Основная образовательная область «Социализация». Дополнительные: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Музыка», «Труд». А также разные формы деятельности с детьми, такие как: - Организованная образовательная деятельность; -Организационно - образовательная деятельность (игры, наблюдение, экскурсии, изготовление предметов, продуктивную деятельность: рисование, художественный труд, рассматривание и обсуждение); -Совместная деятельность со взрослыми; - Взаимодействие с семьями воспитанников.
Реализуя данный план мы поставили следующие задачи: - Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, о народах проживающих на территории Красноярского края их национальных и культурных особенностях, традициях. - Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. - Расширение связей с социумом. - Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Знакомя детей с родным городом, мы старались показать, что наш родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, что город утопает в необычайной красоты зелени.
Для этого мы провели цикл занятий на тему « Это наш город». На которых мы изучили историю города; познакомили с гербом и флагом Зеленогорска; вместе с детьми рассматривали карту города; прокладывали маршрут по карте к той или иной достопримечательности; рассказывали о знаменитых людях, в честь которых были названы улицы; показали презентацию с фотографиями Зеленогорска; просмотрели диски о городе; беседовали о крупных городских предприятиях; дети самостоятельно рассматривали книги и иллюстрации о родном городе.
Итогом всей работы стало необычное интерактивное путешествие по любимому городу в виде сюжетно-ролевой игры.
Для путешествия по городу были назначены дети –экскурсоводы, которые должны были выбрать городской памятник или достопримечательность города и дома вместе с родителями составить небольшой рассказ.
Наше путешествие началось с того, что сначала дети выбрали водителя автобуса. Пока они рассаживались на места, водитель определил маршрут на карте, по которому необходимо будет передвигаться по городу, так, чтобы экскурсоводы могли рассказать свой подготовленный рассказ. Перед поездкой ребенок-инспектор ГИБДД, провел разъяснительную беседу о правилах поведения в автобусе и на улице города.
Путешествуя, мы делали остановки. Побывали на площади Ленина, у библиотеки им.Маяковского, у фонтана, стелы Победы и у камня.
Итогом этого путешествия стала выставка рисунков детей о наиболее полюбившемся уголке нашего города.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город, как и любой другой город неповторим своей красотой и историей.
Наш город Зеленогорск маленькая частичка Красноярского края, столицей которого является город Красноярск.
Сегодня Красноярск – крупнейший деловой, экономический и культурный центр Восточной Сибири, расположен на берегах Енисея. Прошлое Красноярска имеет богатую историю, с которой мы в доступной форме с помощью иллюстраций и книг познакомили детей. С помощью мультимедийного экрана показали различные музеи и театры: государственный театр оперы и балета, театр юного зрителя, драматический театр, театр кукол. Кратко рассказали о людях и профессиях служащих искусству.
Город Красноярск славен памятниками воздвигнутыми в честь воинов ВОВ и воинов интернационалистов, знаменитым людям и даже просто забавные скульптуры. После знакомства детей с ними, мы стали замечать, что дети стали использовать образ скульптур.
Как уже было сказано выше, перспективный план включает в себя тематические занятия. Которые повышают детскую мыслительную активность. Дети самостоятельно анализируют увиденное, делают обобщения, выводы. Такие занятия были проведены на тему: «Могучий Енисей». Дети с родителями подготовили небольшие рассказы об обитателях Енисея, где он берет начало, какие реки в него впадают, о гидроэлектростанциях, какие суда бороздят по реке, составили книгу жалоб Енисея, где были записаны, с точки зрения детей, жалобы реки. Любовались этой сильной, могучей рекой не только на иллюстрациях, но и на картинах знаменитого земляка Василия Ивановича Сурикова.
Мы живем в Сибири, Красноярском крае,
Нет просторов шире, нет полей бескрайней.
В нашем крае много и лесов и речек.
Родиной гордится каждый человечек.
Все это сибирский край родной чудесный.
И для нас, как прежде, нет прекрасней места!
И действительно, наш Красноярский край необычайной красоты, на многие тысячи километров простирается могучий сибирский лес, уникальные ландшафты, горные пейзажи, озера наичистейшей воды; в тайге живет много разнообразных животных.
В своей работе с детьми мы стараемся показать эту красоту через знакомство с художественной литературой, ведь никто как поэты умеют передать красоту природы и нашу к ней любовь. В филиале библиотеки им.Маяковского который находится у нас в Орловке провели конкурс чтецов о красноярской природе. Библиотекарь Валентина Петровна рассказывала о зеленогорских и красноярских знаменитых поэтах. Дети с удовольствием слушали и читали стихи.
А так же дошкольники берут интересующие их книги по окружающему миру, и у нас в книжном уголке, собрана мини-библиотека, где дети могут самостоятельно рассматривать книги, альбомы с фотографиями, красную книгу по красноярскому краю. В библиотеке им.Маяковского Скоробогатова Светлана Викторовна, руководитель краеведческого отдела, подробно рассказала о животных нашего края занесенных в Красную книгу, о важности гуманного отношения к ним. Наша задача - дать больше знаний о растительном и животном мире Красноярского края. При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы. Для этого мы детям рассказываем как нужно вести себя в лесу, как можем помочь пернатым, знакомим с заповедниками Красноярского края и его обитателями, каждый год участвуем в «Неделе добра», где дети вместе со взрослыми охраняли и проявляли заботу об окружающей нас природе, животных и птицах. Провели праздник «День Земли».
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. Здесь, у нас в Красноярском крае, уже многие столетия бок обок живут люди разных национальностей, и мы поставили задачу познакомить детей и дать им элементарные знания о народах северного края, познакомить с их бытом, народными традициями, фольклором и культурой.
Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний дошкольников.
Были проведены такие занятия: «Беседа о родном крае-Севере», «Тундра – дом ненцев», «Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа». Дети познакомились с государственной символикой Таймырского и эвенкийского автономного округа, географическом расположении и климатических условиях. Узнали о жизни ненцев и эвенков, об их одежде, об условиях быта. Получили представление о жилище — чуме.
Познакомились с ненецким праздником—Днем оленя, с его значением для людей, отгадывали ненецкие и эвенские загадки. Особый интерес у детей вызвал шаманизм. Дети с интересом рассматривали национальный костюм шамана, что вызвало с их стороны много вопросов: почему у шамана такая шапка, какие песни он поет; зачем он их поет, что он просит у бога и т.д.
Работая с детьми, широко используем в своей работе фольклорный материал. Это потешки, поговорки, пословицы, сказки, загадки. При знакомстве с художественной литературой, мы использовали метод интеграции – сравнение. Сравнивая фольклор русского народа с фольклором народов Севера, можно сделать вывод о том, как родились эти сказки, загадки, пословицы: русский народ, и народы Севера подмечали сходство по форме, по звукам, по действиям каких-то явлений природы, или животных и растений, которые всегда были у них перед глазами, жили рядом с ними. Сравнение художественной литературы помогло детям пополнить свои знания о животных и растениях Красноярского края, ответить на многие интересующие их вопросы.
Большое значение мы уделяем подбору краеведческого наглядного материала, иллюстрациям о народах Севера, о их жизни и труде, что позволяет развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать.
Наши дети очень любят играть в подвижные игры, в том числе и народов Севера, которые очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки). Ребята сами приготавливали необходимые атрибуты. Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Мы приготовили картотеку подвижных игр народов Севера. В этих играх много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками.
Для обобщения и систематизации знаний после бесед и занятий мы используем дидактические игры, например, такой как «Кубик», «Хлопните в ладоши», «Угадай по описанию» и т.д.
В нашей группе дети имеют большой багаж знаний и умений по народно-прикладному искусству. На занятиях и в кружке «Умелые ручки» ребята лепят из глины, расписывают ложки, красят яйца к Пасхе и т.д.
Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем внимание дошколят на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты. Об этом искусстве нам увлекательно рассказала библиотекарь Валентина Петровна. В группе мы рассматривали особенность узоров одежды, технику их выполнения; выполнили из бисера и меха эвенкийский национальный мини-коврик»кумалан». Изготовили макет русской избы, макет чума и зимовье зверей.
В заключение хотелось бы сказать, патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, с другой стороны, - сохранение культурной самобытности народов проживающих на территории Красноярского края.
Просто любить родную землю не достаточно, необходимо знать ее историю, культуру, достопримечательности, памятные места, людей, прославивших родную землю.
Мы живем в необычном краю,
Где красотами можно упиться,
Можно жить как у Бога в раю,
И, действительно, честно гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Составление рассказа из личного опыта " Дом, в котором я живу"
Данная разработка НОД по развитию речи " Составление рассказа из личного опыта " Дом, в котором я живу" предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы на тему: "Мы живем в России"( календарно-тематическое планирование в ясельной группе).
Тема недели: «Мы живем в России!» Период с 6.06 по 10.06.2016 г.Цель: Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и...
Сообщение из опыта работы "Невидимка, который нужен всем"
Сообщение из опыта работы "Невидимка, который нужен всем"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу»....
Конспект ООД «Развитие речи». Тема: «Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу» в старшей группе комбинированной направленности.
Цель: дети отгадывают загадки; образовывают относительные прилагательные; усвоили антонимы; умеют строить высказывание, опираясь на готовый план; составляют рассказ, опираясь на личный опыт....
Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».
Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт....