Лоскутное одеяло для маленькой Аксиньи
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Совместная деятельность художественно-эстетической направленности для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutnoe_odeyalo_konspekt.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический кабинет Управления образования
Администрации города Новочеркасска
Городская тематическая неделя
«Использование современных подходов и инновационных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях поликультурной среды донского региона»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 62
Тема: «Использование метода проектов для приобщения старших дошкольников к культуре и традициям Донского края»
Примерный конспект совместной деятельности художественно-эстетической направленности «Лоскутное одеяло для маленькой Аксиньи» (лоскутная мозаика) в рамках познавательно – творческого проекта для старших дошкольников «Скрыня для маленькой Аксиньи»
(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Разработала:
воспитатель Седова М.П.
.
2019г.
Примерный план-конспект открытого занятия
Цель: использование метода проектирования для приобщения старших дошкольников к культуре и традициям донского края.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать углублять знания детей о жизни донских казаков, их быте, предметах одежды;
- совершенствовать конструктивные навыки детей при работе с тканью (техника лоскутная мозаика);
- расширять кругозор детей и обогащать словарный запас за счет активизации казачьих слов: скрыня, парочка, гусарики, понева, завеска, кичка, повойник, шлычка, курень, утиральник, корвать, баска, атаман;
- ввести в активный словарь дошкольников словосочетание: справная хозяйка;
-совершенствовать грамматический строй речи: образование уменьшительно-ласкательной формы женских имен;
- расширять коммуникативные навыки старших дошкольников посредством включения детей в беседу.
Развивающие задачи:
- развивать интерес у детей к казачьей культуре, к истории своего народа;
- развивать творческое воображение путем выбора цветовых решений изделия;
- развивать интерес к лоскутному виду рукоделия.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание следовать казачьим традициям, чувство уважения к старшим поколениям;
- воспитывать культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно.
Коррекционные задачи:
- совершенствование мелкой моторики в процессе деятельности;
- контроль за звуковой стороной речи.
Методы:
Наглядные: индивидуальные бумажные сундучки с куклой и одеждой, лоскутное одеяло.
Словесные: вопросы, побуждающие познавательную речевую активность, объяснение, пояснение.
Практические: совместные действия воспитателя и ребёнка.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа: оказывать помощь детям в процессе продуктивной деятельности по их потребностям.
Материалы и оборудование: тканевые заготовки для основы одеяла, лоскутки, клеящий карандаш.
Предварительная работа: познавательно-творческий проект «Скрыня для маленькой Аксиньи»: экскурсия в Горницу и знакомство с бытом казаков, названиями предметов быта по-казачьи; изготовление с родителями сундучков; изготовление куклы-казачки; изготовление коврика из бумажных лоскутков; знакомство с женскими казачьими именами; знакомство с женским казачьим костюмом; рассказ воспитателя о лоскутном рукоделии; рассматривание образцов лоскутного рукоделия: одеяла, прихватки, подушки, коврики; разучивание казачьих песен.
Предполагаемый результат: у детей расширится кругозор о культуре и быте донских казаков, обогатится словарный запас, выполнят аппликацию из ткани в технике лоскутная мозаика.
Ход занятия
Приветствие.
Здравствуйте, ребята и гости! Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своим хорошим настроением (сдуваем с ладошек свои улыбки). Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день.
Содержательный блок.
- А вас я приглашаю в гости на осенние посиделки.
Горница у нас небольшая,
Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
Вижу, у вас тоже сундучки. Что же вы храните в них?
(дети отвечают по очереди,):
- У меня здесь донская казачка.
- У меня тоже есть казачка. Зовут её Аксинья. Как зовут твою куклу?
- Фекла, Евдокия, Федосея, Павлина, Нюра, Анисья, Лимпиада, Анфиса, Пелагея, Милания.
- У меня еще здесь клубочек ниток есть, я хочу носочки для Аксюше связать, но пока я еще не связала их, давайте поиграем с клубочком. Как вы ласково называете своих куколок?
(девочки передают клубочек и ласково называют кукол)
- Феня/Феклуша, Дуся/Евдоша, Феша/Федосьюшка, Паня/Павлуня, Нюта/Нюся, Оня/Ася/Анисьюшка, Липа/Липуша, Фиса/Анфисушка, Пелагуша/Полюся, Маля/Миланьюшка.
- А вот и парочка в моем сундучке. Что такое парочка?
- Так называли кофту и юбку одного цвета для донских казачек.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Забытые слова».
(Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.)
- Сундук (скрыня), кожаные ботинки на шнурках ( гусарики), юбка из нескольких кусков ткани ( понева), фартук ( завеска), праздничный женский головной убор( кичка), мягкая женская шапочка ( повойник), небольшая шапочка для пучка на затылке (шлычка), дом (курень), полотенце (утиральник), кровать ( корвать).
- Кстати, я же для нашей Вареньки лоскутное одеяло пошила. Как вы думаете, почему одеяло называется лоскутным?
-Одеяло сшито из лоскутков, маленьких кусочков ткани, хозяюшки не выбрасывали поношенную одежду, а делали из неё лоскутки и использовали эти кусочки.
- Верно, у казачек все шло в дело, они ко всему относились бережно. Как называют таких людей?
- Таких людей называют бережливыми.
- А для чего еще можно использховать лоскутки, кроме одеяла?
- Из лоскутков можно сшить коврики, грелки, прихватки. Хозяюшки и шили, и вязали, и пряли, и готовили, и в поле управлялись, и за детьми присматривали: справлялись со всей работой, и называли таких казачек справная хозяйка.
- Давайте укроем Вареньку новым одеялом и убаюкаем.
(Девочки поют колыбельную для куклы)
- Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Практическая часть.
- Пока Варенька спит, предлагаю сделать лоскутные одеяла для ваших кукол. Лоскуток к лоскутку складывается, образуя восхитительные узоры. Разноцветные геометрические фигуры соединяют между собой с помощью швейной машинки или руками в разнообразные рисунки, мы будем соединять лоскутки при помощи клея, наподобие коврика из бумажных лоскутков. Помните основное правило, чтобы работа получилась аккуратной: лоскуточек к лоскутку, уголочек к уголку!
Практическая часть.
Дети выполняют одеяло в технике лоскутная мозаика. Воспитатель в случае необходимости оказывает детям индивидуальную помощь. Основные правила коллажа: контрастность
Рефлексия.
- Красивые одеяла у нас получились. Наши сундучки пополнились, но не окончательно.
Надеюсь, что в будущем вы сможете сшить настоящее лоскутное одеяло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Большое лоскутное одеяло"
Занятие нацелено на ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством Кубани....
Конспект НОД "Лоскутное одеяло"
Конспект НОД для детей первой младшей группы, включающий в себя эспериментирование и аппликацию....
Конспект ООД образовательная область "Художественно - эстетическое развитие" для детей от 3 до 4 лет "Лоскутное одеяло".
Задачи: вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики (2\2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому ...
Лоскутное одеяло
Приобщать детей к традициям и культуре русского народа.Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Закрепить понятие «часть», «целое». Развивать глазомер, цветовосприятие...
Непрерывная образовательная деятельность по опытно-экспериментальному развитию: «Лоскутное одеяло».
Тема: «Лоскутное одеяло»Цели:-Познакомить детей со свойствами ткани (можно мять, не порвется, мягкая, пушистая, жесткая)-Учить детей определять и называть свойства предметов, находит...
Конспект занятия. Коллективная аппликация из фантиков "Лоскутное одеяло".
Конспект занятия кружка по нетрадиционной изодеятельности. Коллективная аппликации из фантиков "Лоскутное одеяло"....
Конспект Художественное творчество. Аппликация. "Лоскутное одеяло". для детей второй младшей группы
Вызвать у детей интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики (2\2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому ...