Проект на тему "Мой край"
проект (старшая группа)
Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с культурой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«НАШ КРАЙ»-
«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями ЧУВАШСКОГО НАРОДА»
Паспорт программы
Автор | Лариса Валентиновна Калягина |
Название программы | «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями чувашского народа» |
Участники | Воспитанники, родители и специалисты МБДОУ «детского сада № 34» |
Цель | приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям чувашского народа |
Задачи
| Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой чувашского народа. Организовать мини-музей «Моя Чувашия». Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями чувашского народа. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями чувашского народа. |
Направления реализации программы | Работа с дошкольниками Работа с родителями Работа с педагогами Работа над предметно-развивающей средой |
Принципы реализации | 1. Принцип энциклопедичности. 2. Краеведческий (региональный) принцип. 3. Принцип интеграции. 4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры. 5. Тематический принцип – деление материала на основные темы. 6. Принцип наглядности. |
Этапы реализации программы | Реализация проекта рассчитана на один год: с октября по май и включает в себя три этапа: 1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. 2 этап – технологический (Основной) декабрь-май – Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка краеведения в группе. Разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирования на учебный год. Разработка диагностического материала по теме; Разработка конспектов занятий, бесед, праздников; Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр); Подбор подвижных игр для детей; Подбор материалов для педагогов и родителей; Сбор и оформление наглядного материала. 3 этап – реализация проекта - содержания проекта. 4 этап – Заключительная Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы педагога по проекту. Создание мини-музея в группе. |
Ожидаемый результат | Обобщение и систематизация знаний у старших дошкольников о традициях чувашского народа. Воспитание патриотических чувств: любви к близким людям, к родному городу, краю. Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей -чувашей, с традиционным праздниками «», «Сурхури», «Саварни», «Манкун», «Акатуй». Научатся играть в подвижные чувашские игры. У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм, к культуре народов Чувашии. Воспитание интереса и любви к малой родине. |
Ожидаемые результаты.
Приобщение детей к национальной культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Чувашии, желающие внести свой вклад в его развитие.
Работа по приобщению детей к национальной культуре предполагает ожидать следующие результаты:
Изучая традиции, жизнь и быт народов Чувашии, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении.
Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.
Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе
Актуальность.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Культура народов Чувашии является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.
Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.
Меня привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, я старалась всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.
Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.
Реализуемая Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Чувашии»
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Чувашии через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов Чувашии. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.
Проблема
- Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Чувашии.
- Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории .
- Результаты анкетирования: «Какие игры детей Чувашии вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Заяц сидит». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Масленица», «Пасха». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций чувашского народа.
- Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Чувашии проводится через традиционные формы работы.
Противоречия
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
1) между необходимостью работы в МБДОУ, как условия формирования интереса к культуре народов Чувашии у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;
2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Чувашии. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.
Гипотеза:
Если в воспитательно - образовательную работу ввести систему программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Чувашии», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов Чувашии, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.
Новизна
Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности. Это позволило сохранить актуальность программы при вступлении в силу новой редакции программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
- Программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе)
- Реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой, а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
- Предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения
- В педагогическом процессе широко используются ИКТ
- Предполагает создание в группе предметно-развивающей среды - мини-музея «Моя Чувашия»
- Обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность
- Предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
- Включать в работу совместную проектную деятельность с родителями
- Предполагает интеграцию образовательных областей
Заключение.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Чувашии».
Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре народов Чувашии во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Список литературы:
1. Г.И. Воронцов «Чувашские детские игры». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.
2.Л.Б. Соловей «Традиции Чувашского края»-Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.
3.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
4.Жуковская Р.И., Виноградова ,Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
5.Путеводитель «Шоршелский музей космонавтики». ( Составители: З.С. Антонова, Н.Е.Рымшина. Чебоксары, 1991.)
6.Хрестоматия «Родник», Чебоксары-2006 .
Перспективный план работы в старшем дошкольном возрасте на тему: «Наш край»
СЕНТЯБРЬ:
1. Беседа «Город чудный – город древний»
Цель: Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из истории возникновения родного города.
2. Аппликация «Украсим фартук».
Цель: Учить детей создавать орнамент чувашской народной вышивки. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.
3. Чтение чувашской сказки «Мудрый старик»
Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественным произведениям различных народов. Воспитывать желание узнавать и изучать творчество других народностей.
4. Разучивание хоровода «Выйди, Ваня»
Цель: Познакомить детей с чувашской хороводной игрой, разучить слова и движения. Воспитывать любовь и уважение к чувашскому народу.
ОКТЯБРЬ:
1. Беседа «Прогулки по родному Новочебоксарску»
Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, предложить детям рассмотреть альбом с фотографиями известных мест родного города. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
2. Рассматривание чувашского народного костюма.
Цель: Познакомить детей с народным костюмом . Рассмотреть особенности орнамента, предложить сказать, чем отличается чувашский костюм от русского.
3. Аппликация «Чувашский узор»
Цель: Закрепить с детьми особенности орнамента. Учить выкладывать орнамент в соответствии с образцом, учить выполнять работу аккуратно.
4. Чтение легенды «Гора Чабырлы» ( хрестоматия «Родник», стр. 17, Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством . Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
НОЯБРЬ:
1. Рассматривание народного костюма.
Цель: Продолжать знакомить детей с народностями, проживающими в Поволжье. Рассмотреть костюм и отметить характерные особенности головного убора и национального орнамента.
2. Аппликация «Украсим фартук»
Цель: Закрепить особенности национального орнамента
3. Подвижная народная игра «Лиса в курятнике»
Цель: Учить детей играть активно; самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, приводить его в исполнение.
4. Чтение легенды «Мост Азамата»
Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
5. Беседа «В гостях у хозяюшки»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками
6. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о характерных деталях национального костюма; развивать сообразительность и находчивость.
ДЕКАБРЬ:
1. Беседа о бытовой культуре народов Чувашии.
Цель: Продолжать закреплять знания детей о культуре народов в повседневной жизни и в сюжетно-ролевых играх. Учить с уважением относиться к культуре и обычаям других народов.
2. Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: Учить детей составлять национальные орнаменты по образцу; продолжать знакомить детей с культурой народов .
3. Чувашская народная подвижная игра «Лиса и дикий гусь». ( Хрестоматия «Родник», стр. 26, Чебоксары-2006 г.)
Цель: Развивать у детей внимание, быстроту и ловкость.
4. Рассматривание альбома «Национальные костюмы»
Цель: Закрепить знания детей о ранее известных народах, их национальных орнаментах и особенностях национального костюма. Продолжать поддерживать интерес детей к знакомству с новым.
5. Беседа «Какие народные праздники вы знаете?» (Новогодний праздник «Сурхури»)
Цель: Учить детей усваивать идеи праздников, развивать желание участвовать в народных праздниках.
6. Разучивание песни на чувашском языке «Елочка» и «Автан тус».
Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, предложить разучить его . Продолжать прививать любовь к истокам народной культуры.
ЯНВАРЬ:
1. Чтение легенды «Как чувашские батыры спасали солнце». (Хрестоматия «Родник», стр. 20. Чебоксары-2006 г)
Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, его идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
2. Подвижная чувашская игра «Луна и Солнце».
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
3. Музыкальное развлечение «Рождественские посиделки».
Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками, их особенностями. Воспитывать желание активно принимать участие в этих праздниках.
4. Аппликация «Украшаем пояс»
Цель: Закрепить знания детей о национальном костюме, об особенностях орнамента. Учить правильно подбирать цветовую гамму.
5. Слушание народных мелодий.
Цель: Познакомить детей с песнями и напевами . Отметить, какие музыкальные инструменты используются при исполнении. Продолжать воспитывать интерес к культуре разных народов.
6. Дидактическая игра «Что за мелодия звучит?»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях национальных мелодий.
ФЕВРАЛЬ:
1. Разучивание песни «Герои» Цель: Продолжать учить узнавать песню по мелодии, различать звуки по высоте. Петь протяжно, четко произнося слова; вместе начинать и заканчивать песню.
2.Народная подвижная игра «Что делаешь?» (Хрестоматия «Родник», стр. 27. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Закрепить знание народной игры, продолжать учить согласовывать слова и действия.
3. Чтение чувашской народной сказки «Кукушка и соловей».
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражении. 4. Национальный праздник - «Масленица (Саварни)»
Цель: Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа. Формировать представления о культуре чувашского народа. Развитие интереса к обрядовым праздникам.
. МАРТ:
1. Чтение былины «С ремеслом не пропадешь, без ремесла дня не проживешь»
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов. Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
2. Коллективная аппликация «Праздничный наряд для кукол»
Цель: Закрепить знание детей о национальных орнаментах, учить применять свои знания на практике. Продолжать развивать творчество
3. Подвижная чувашская игра «Иголка, нитка, узелок. .( Хрестоматия «Родник», стр. 27. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
4. Музыкальное развлечение «Милые наши мамы»
Цель: Продолжать развивать у детей желание участвовать в развлечениях. Предложить детям другой национальности подготовить поздравление для своей мамы на родном языке.
5. Рассматривание альбома «Волга – матушка»
Цель: Познакомить детей с различными городами, стоящими на Волге. Рассмотреть фотографии разных городов и народов. Воспитывать интерес к новому и уважение к другим народам.
6. Презентация «Памятники Новочебоксарска»
Цель: Познакомить детей с известными памятниками Новочебоксарска. Рассказать, кому и за что были воздвигнуты эти памятники. Отметить, что это история нашего города и ее нужно чтить и беречь.
АПРЕЛЬ:
1. Рассказ воспитателя «Обычаи крестьянского стола»
Цель: Познакомить детей с особенностями национальной кухни. Рассказать о том, как раньше люди накрывали на стол, что предпочитали готовить к праздникам.
2. Презентация «И. Я. Яковлев – чувашский педагог - просветитель »
Цель: Познакомить детей с педагогом, с его произведениями для детей, с его наследием.
3. Беседа «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут!»
Цель: Учить детей слушать частушки, формировать представления об этом жанре народного творчества; учить понимать их юмористический смысл; активизировать эмоционально-оценочную лексику.
4. Подвижная чувашская игра «Лебеди» (Хрестоматия «Родник», стр. 26. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, развивать внимательность, ловкость.
5. Чтение сказки «Мальчик – богатырь»
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений. 6. Роспись петушка национальным мотивом. Цель: Развивать интерес к изобразительной деятельности; вызывать положительный эмоциональный отклик, обогащать представления детей о народном промысле.
МАЙ:
1. Беседа с детьми о традиционном празднике календарно-сезонного характера - «Акатуй»(Хрестоматия «Родник», стр. 7. Чебоксары-2006 г.)
Цель: Продолжать учить детей участвовать в беседах со взрослыми о национальных праздниках. Развивать речь, внимание, память, мышление, интерес к истокам культуры
2. Презентация - «Щи да каша – пища наша!»
Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками, загадками и учить понимать их смысл. Рассказать, почему народ придумывал поговорки, пословицы и загадки. Предложить детям выучить некоторые из них.
3. Дидактическая игра «Чей узор?»
Цель: Продолжать закреплять у детей знания об особенностях украшения национальных костюмов. Учить применять свои знания на практике.
4. Аппликация «Масмак»
Цель: Предложить детям самостоятельно украсить головной убор - повязку национальным орнаментом. Развивать память, опираться на имеющиеся знания.
5 Викторина «Что мы знаем, мы расскажем»
Цель: Подвести итог работы за год.
Список литературы:
1. Г.И. Воронцов «Чувашские детские игры». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.
2.Л.Б. Соловей «Традиции Чувашского края» -Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.
3.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
4.Жуковская Р.И., Виноградова ,Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край». М., Просвещение, 1985.
5.Путеводитель «Шоршелский музей космонавтики». ( Составители: З.С. Антонова, Н.Е.Рымшина. Чебоксары, 1991.)
6.Хрестоматия «Родник», Чебоксары-2006 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-10986-1415392080.jpg)
Презентация к проекту "Природа нашего края"
Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному городу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/14/picture-24291.jpg)
Проект "Знатоки родного края"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, с традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/22/picture-26248.jpg)
Творческий проект "Красота нашего края"
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста ОО "Социализация" в интеграции с ОО "Художественное творчество"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-31511-1350145352.jpg)
Педагогический проект "История родного края"
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/25/picture-1114333-1553544059.jpg)
Паспорт проекта «Россия от края и до края»
Аннотация к проекту. Проект «Россия от края до края» представляет собой описание опыта работы педагога по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325404-1617008379.jpg)
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-836564-1477477585.jpg)
Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...