Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.
статья
Тема:Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.
Цель:изучить влияние ассоциативных дидактических игр на развитие познавательно-исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать элементарные навыки и умения познавательно-исследовательской деятельности, познавательных процессов, мыслительных операций, способностей детей.
- Формировать познавательные интересы и любознательность через использование средств СМИ и ИКТ.
- Учить детей анализировать свою деятельность, систематизировать и классифицировать полученные знания, комментировать свои действия.
- Развивать творческие способности (фантазировать, моделировать, конструировать…).
- Учить выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитывать социально-нравственные качества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_as_igry.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Воспитатель Долматова Оксана Владимировна группы № 11 МАДОУ д/с № 147.
Тема: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.
Цель: изучить влияние ассоциативных дидактических игр на развитие познавательно-исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать элементарные навыки и умения познавательно-исследовательской деятельности, познавательных процессов, мыслительных операций, способностей детей.
- Формировать познавательные интересы и любознательность через использование средств СМИ и ИКТ.
- Учить детей анализировать свою деятельность, систематизировать и классифицировать полученные знания, комментировать свои действия.
- Развивать творческие способности (фантазировать, моделировать, конструировать…).
- Учить выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитывать социально-нравственные качества детей.
Литература:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания, источник: www. Pedlib.ru
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., "Педагогика"1999. – 541с.
- Детская практическая психология / Под ред.Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М:" Просвящение", 2003.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
- Крыжановский Г. Развивающие игры. Ассоциативное мышление. Астрель, 2001.
- Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 2005.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия, 2010.
- Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ Под ред. Л.Ю.Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2001.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
2011/2012 | 1. Определение темы по самообразованию. 2.Составление плана работы. 3.Подбор и изучение методической литературы, публикаций, опытов работы по выбранной теме. 4. Работа с родителями по данной теме:
– консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Дидактическая игра – важно и интересно!», «Поиграем в ассоциации» и другие; – памятка на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Алгоритм по сбору информации для ассоциативной игры»; – рекомендации на тему: «Проведите с детьми дома», «Чья игра лучше», «Влияние ассоциативных игр на психическое развитие старшего дошкольника» и др. 5.Разработка конспектов НОД, проектов с использованием ассоциативных дидактических игр. Проекты: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Самое вкусное лакомство?», «Мои любимые животные» и многие другие. 6.Изготовление ассоциативных коробочек: «Кто они, прославившие Рязань?», «Гордость земли Рязанской»,«Веселые рассказы», «Волшебный ларец – история цифр и счета», «Как прекрасны эти сказки», 6 ассоциативных игр по человековедению, «Что за птица?», «Из истории шариковой ручки» и другие. | Сентябрь Октябрь Ноябрь-февраль Декабрь –май Февраль-май Январь-май | -подбор познавательного и иллюстративного материала; -пополнение библиотеки энциклопедиями; -консультации, памятки, рекомендации для родителей; - создание картотеки по ассоциативным дидактическим играм; -создание предметно-развивающей среды; -внедрение ассоциативных дидактических игр в образовательную деятельность; -выступление на педсовете с данной темой по самообразованию; -представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года» (диплом лауреата). |
2012/2013 | Практическая деятельность. -применение знаний, навыков и умений на практике:
| Сентябрь - май | -проведение мастер-класса для педагогов города при ИД(М)Ц; - участие в конкурсе «Птица года» (представление материала и ассоциативной игры «Орлан-белохвост») публикация материала; -участие во всероссийском конкурсе «Лучшее познавательно-исследовательское занятие НОД» (диплом лауреата 3 степени), и «Лучшее занятие по экологическому воспитанию» (лауреат 3 степени) |
2013/2014 | Обобщение опыта работы: -проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. Подтверждение высшей категории по теме самообразования. | Сентябрь – октябрь Март - апрель | Выступление на педсовете, консультации для воспитателей. В результате проведенного исследования было доказано, что ассоциативная дидактическая игра способствует: -развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; усваиванию общественно выработанных средств и способов умственной деятельности; умению детей применять имеющиеся знания в новых условиях. -обогащению чувственного опыта ребенка, развитию при этом его умственных способностей (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). -развитию речи детей (пополнение и активизация словаря, развитие связной речи. -социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника (познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявление чуткого отношения к товариществу, стремление быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.). -творческому развитию (оценка совершенному действию: насколько оно красиво, элегантно, насколько оно уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа). |
2014/2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"
В материале описан опыт работы по развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Обобщены формы и методы применя...
Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.
При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить познание окр...
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...
План по самообразованию "Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков в художественно - продуктивной деятельности по средствам нетрадиционных техник рисования"
месяц Формы работы С детьми подготовительной группыС педагогамиС родителямисентябрьСоциально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное...
Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).
Тема НОД: «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность»
Представляю вашему вниманию свой опыт работы...
Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».
В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...