Проект "Уральские промыслы".
проект (старшая группа)

Ишимова Валентина Васильевна

Исследуя результаты мониторинга детского развития интегративных качеств о "Первичных представлениях о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе", я обратила внимание, что у детей средне развиты знания о своей семье. Не все дети знают профессии своих родителей, значимость их труда. Не все дети могут узнавать и различать флаг и герб нашей области, района. Это и определило тему моего проекта. В настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые - родители, воспитатели - с гордостью говорили о своей стране, своем поселке, своем народе. Ведь именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Необходимо способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы составляют основу русского народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priklodnoe_iskusstvo.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Обручевский детский сад»

Проект

"Уральские промыслы".

Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории

Ишимова Валентина Васильевна

Вид проекта: Творческий, комплексный, групповой

                                         Продолжительность проекта: долгосрочный.

                                         Период проектной деятельности: декабрь- апрель.

Организация работы с детьми в рамках реализации проекта

Информационная карта проекта.

Проект "Уральские промыслы".

Автор проекта: Ишимова В.В

Вид проекта: Творческий, комплексный, групповой.

Участники: Дети, родители группы, воспитатели.

Форма презентации: мини-музей "В гости к хозяйке медной горы", презентация работы "Творческой мастерской", открытое занятие.

Возраст детей: 5-7 лет.

Долгосрочный: декабрь- апрель.

Проблема:

В законе «Об образовании Российской Федерации» провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое место акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Проблема: Исследуя результаты мониторинга детского развития интегративных качеств о "Первичных представлениях о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе", я обратила внимание, что у детей средне развиты знания о своей семье. Не все дети знают профессии своих родителей, значимость их труда. Не все дети могут узнавать и различать флаг и герб нашей области, района. Это и определило тему моего проекта. В настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые - родители, воспитатели - с гордостью говорили о своей стране, своем поселке, своем народе. Ведь именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Необходимо способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы составляют основу русского народного искусства.

Цель проекта: Через разные виды деятельности формировать представление о культуре Южного Урала, его традициях. Познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном искусстве как эстетической ценности.

Задачи проекта.

Для детей:

- формировать интерес к истории родного края;

- расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;

- учить видеть историю вокруг себя;

- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю;

- систематизировать знания детей о родном поселке, его достопримечательностях;

- закрепить знания детей о гербах: области, района, поселка;

- воспитывать чувство гордости за свой поселок, стремление сделать его красивее;

- Расширять эстетическое представления дошкольников об уральских произведениях искусства при их восприятии;

- способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона, развитию чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала;

- создавать условия для творческого саморазвития дошкольников в процессе разнообразных видов художественной деятельности;

- воспитывать у детей желание активно принимать участие в творческом процессе;

- формирование исследовательских умений и навыков;

- умение самостоятельно анализировать полученные результаты;

- формирование навыков коммуникативного общения.

Для педагога:

- актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине: закрепить знания о природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале;

- Дать представление о промышленности и хозяйстве своего региона, поселка;

- Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры нашего поселка;

- познакомить детей с новыми профессиями: геологи, шахтеры, горный инженер, камнерез;

- закрепить, опираясь на художественные произведения, знания детей об Урале, его традициях и о роли человека-труженика;

- познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном искусстве как эстетической ценности;

- способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона;

- развивать чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала;

- создавать условия для творческого саморазвития дошкольников.

Для родителей:

- принять участие в выборе темы проекта;

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

- оказывать посильную помощь в создании мини-музея.

- оказывать помощь в изготовлении атрибутов для игр.

- принять участие в создании альбома стихов о Урале, о поселке.

Образовательные области.

Здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Создание условий.

- пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- приобретение необходимого дидактического материала;

- создание мини музея в группе;

- создание игротеки;

- создание условий для развития экспериментирования;

- создание условий для самостоятельных игр.

Средства реализации проекта.

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство;

- народные праздники, обряды, традиции;

- непосредственно образовательная деятельность;

 

 

Результаты проекта.

1.Макеты: "Гора самоцветов", "Малахитовая шкатулка".

2.Мини-музей: "Секреты хозяйки медной горы".

3.Фотоальбомы: "Мой поселок Обручевка ", "Работа творческой мастерской".

4. Фотоальбом родителей: "Мы Уральцы".

5. Выставки рисунков:   "Каменный цветок".

6.Фотоальбом: "Народные промыслы".

7.Познавательное развлечение: "Город Уральских мастеров".

Ознакомление старших дошкольников с уральским народно- прикладным искусством.

Без прошлого нет настоящего,

и не будет будущего.

В законе "Об образовании" Российской Федерации провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Отечественные программы по дошкольному образованию нацеливают педагогов на ознакомление детей с "золотым фондом" художественной культуры родного края, с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства своего региона.

В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно- прикладного искусства.Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утонченность каслинских кружев и гравюры из стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчеркнутая  природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка.

                           План – схема реализации проекта в рамках группы

Название

Уральские промыслы

Вид проекта

Творческий, комплексный, групповой, межсемейный

Участники

Дети, родители группы  , воспитатель: Ишимова В.В

Форма презентации

Мини – музей, презентация работы «Творческой мастерской»,

открытое занятие

Примечание

Долгосрочный, декабрь - апрель

 План схема реализации проекта «Уральские промыслы»

Декабрь

Совместная деятельность педагога и детей

Результат

Беседа с детьми «Поэма уральских гор»

Посещение   краеведческого музея в детском саду.

Консультация для воспитателей. "Создание мини музея в детском саду".

Занятие экспедиция: "Промышленность и хозяйство родного поселка".

Создание мини- музея «Секреты хозяйки медной горы».

Познавательное развитие: "Мы уральцы".

7.Чтение Бажова «Серебряное копытце»

Конспект

Цель: Познакомить детей с понятием  "музей" с его работой, с экспонатами; развивать интерес к истории родного края, к труду взрослых, с экспозициями уральского народно- прикладного промысла, развивать интерес к богатству родного края, к его искусству, воспитывать уважение к труду ремесленников. - фотосессия .

Конспект,

Цель: Дать представление о промышленности и хозяйстве своего района, поселка. Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры поселка.

.

Познакомить детей с работами уральских мастеров, расширять знания о народном промысле, формировать интерес и уважение к уральскому народному творчеству. Расширять представления детей о многообразии изделий уральского декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство уральского народа.

Учить воспринимать образное содержание сказки; формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии художественного произведения.

Взаимодействие с родителями

Результат

Устная информация для родителей по поводу беседы «Наш дом Южный Урал».

Помощь родителей в создании мини – музея «Секреты хозяйки медной горы».

Консультация для родителей " Как создать коллекцию камней".

Самостоятельная деятельность детей.

1.Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов об Урале, о поселке.

2.Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, раскраски по теме, ручной труд.

Оформление альбома стихов об Урале.

Мини – музей, фотосессия.

Конспект.

Январь

Совместная деятельность педагога с детьми.

Результат

Беседа- виртуальное путешествие «В страну озер и рудных скал»

Развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) деятельности. Тема: "Я- архитектор своего района".

Дидактическая игра «Откуда пришел предмет»

Чтение Бажова «Горный мастер» И.Н. Рыжов  "О чем шептались камни".

6. Познавательное развитие:  "Мы- уральцы"

Беседа "Волшебный мир камней"

7.Исследовательская деятельность: "Камень, заговори".

Самостоятельные игры детей в группе.

Цель: Закрепить знания о своем районе; познакомить с профессией архитектора;

Побуждать создавать конструкции по замыслу; развивать стремление украшать свой поселок.

Фотосессия.

Изготовление атрибутов, фотосессия

Цель: Закрепить знание о жанровых особенностях литературных произведений; формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения.

Цель: Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширять знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала: каслинским литьем, златоустовской гравюрой, росписью на металле.

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, какую пользу для человека они приносят.

Создание альбома "Волшебный мир камней".

Цель: Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.

Взаимодействие с родителями

Результат

Устная информация для родителей по поводу беседы «Знакомство с Уральскими профессиями».

Консультация для родителей «Увлекательный мир камней», о том в какие игры можно играть с детьми дома.

Консультация для родителей: "Как заинтересовать ребенка искусством Урала".

4. Помощь родителей в создании альбома: "Народные промыслы".

Самостоятельная деятельность детей.

1. Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов о народных промыслах.

2.Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, раскраски по теме, ручной труд).

3.Создавать условия для исследовательской деятельности. (классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей)

4.Сюжетно-ролевые игры: "Мы- шахтеры", "Мы- строители", "Мы- мастера".

Семейные мини- проекты «Моя семья».

Конспект, фотосессия.

Цель: Познакомить родителей с работой по ознакомлению детей с уральским народным промыслом; развивать у детей интерес к уральскому народному промыслу; заинтересовать в участие в этой работе.

Создание альбома: "Народные промыслы".

Февраль

Совместная деятельность педагога с детьми.

Результат

Беседа с детьми «Уральские промыслы»

Чтение Бажова «Малахитовая шкатулка».

Развитие речи: "Составление рассказа на тему: "Кем и как работают мои родители".

Знакомство с выставкой в библиотеке. "В краю озер и рудных скал".

Творческие игры на прогулке «Шахта», "Гора самоцветов".

6. Познавательное развитие: Рассказ о         Масленице, как она празднуется на Руси.

Чтение русской народной сказки "Как весна зиму поборола".

7.Ручной труд: "Салон ювелирных изделий".

8.Познавательное развлечение "Город Уральских мастеров".

Цель: Расширять знания детей о традициях и обычаях Урала. Познакомить детей с промыслами декоративно- прикладного искусства Урала: росписью по дереву и бересте, вышивкой, ткачеством. Альбом "Уральских промыслов".

Цель: Учить воспринимать образное содержание художественного произведения. Развивать интерес к уральскому промыслу. Воспитывать уважение к мастерам Урала.

Изготовление с  детьми шкатулки.

Цель: Закрепить представление о труде родителей; побуждать гордиться трудовыми успехами и заслугами родителей; учить составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем.

Фотосессия.

Фотосессия,  изготовление с детьми на прогулке горы самоцветов из снега и ледяных украшений.

Цель: Знакомить детей с русскими народными праздниками. Разучивание закличек солнца на Сретение, масленичных приговоров, игр.

Цель: Расширять эстетические представления у дошкольников об искусстве уральских мастеров- ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности.

Познакомить детей с уральским прикладным промыслом нашего региона. Развивать интерес к уральскому искусству, уважение к мастерам.

Взаимодействие с родителями

Результат

Обмен впечатлениями детей и родителей по поводу беседы «Малахитовая шкатулка».

Задание родителям: помочь в оформлении выставки «Такие разные шкатулки».

 Самостоятельная деятельность детей.

1. Ярмарка декоративно-прикладного искусства". Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, раскраски по теме, ручной труд).

2. Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов о декоративно-прикладном искусстве, народные праздники.

3. Рассматривание иллюстраций к "Уральским сказам" Бажова.

4. "Ювелирная мастерская". Изготовление бус браслетов для мам, бабушек, сестренок к 8 Марта.

Выставка «Такие разные шкатулки».

Фотосессия.

Фотосессия.

Фотосессия.

«Город мастеров»
праздник (комплексное занятие) для детей подготовительной к школе группы

Цель:

Закрепление и обобщение знания детей о родном крае – Урал.

Задачи:

Уточнить знания детей о народных промыслах Урала.

Закрепить знания детей о народном русском женском костюме.

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Расширять знания детей об особенностях интерьера русского жилища - с функциями полотенец ( в хозяйственных целях ; эстетическая -как незаменимый элемент декоративного оформления); - с вариантами декорировки; с вариантами цветового решения.

Развивать чувство композиции и цвета.

Воспитывать уважение к культурным традициям нашего народа.

Закрепить умения и навыки детей при работе с ножницами, клеем и другими художественными материалами.

Действующие лица: Воспитатель, Данила мастер,

Материал для творческой деятельности: Д/И «Русская изба», деревянные ложки. Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, ткань для выполнения аппликации.

Зрительный ряд: Работы детей, выполненные на предыдущих занятиях.

Предварительная работа: Изучение песен репертуара, танцев, разучивание стихов об Урале. На занятиях изобразительного искусства и художественного труда выполнение работ в различных техниках детского творчества по тематике «Народные промыслы Урала», посещение музея детского дошкольного учреждения «Родничок».

Литературный ряд: стих. Л.Татьяничева «Когда говорят о России», В.Кузнецов «Урал". Семеновых Н.А.

Активизация словарного запаса и умение применять новые слова в быту: Данила -  мастер, каслинское  литьё, русская изба, причелины, клеть, сарафан,  узор, Урал, уральские мастера, Хозяйка Медной горы, П.П.Бажов.

«Город мастеров»

Воспитатель: Среди просторов нашей Родины России есть край, где мы родились, где мы выросли, где наш дом, где наша родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всюду будешь вспоминать свою родную сторону – родной край. Слайд 3.

Перекличка (4 человека)

1.У каждого листочка.

,У каждого ручья,

Есть главное на свете

Есть Родина своя.

2.Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней

3.Есть ветка у листочка

,Овражек у ручья

,У каждого на свете

Есть Родина своя.

4.То место, где мы родились

Где радостно живём

Края свои родные

Мы родиной зовём.

Ведущий: Ребята, как называется край, где мы живём?

Дети: Мы живём на Урале.

Воспитатель: Да, мы живём на Урале - это наша Родина. Прекрасна уральская земля: лесистые горы, голубые озёра, быстрые реки. Богат наш край людьми трудовыми. Вот такие стихи о нашем крае написали уральские поэты. Слайды 3,4.

Дети читают стихи уральских поэтов.

Л.Татьяничева

«Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей».

«Урал» В. Кузнецов

Урал ты мой гордый.

Гранитный озёрный,

Урал мой любимый, родной!

Сосновый, кедровый

Ты стражем суровым

Столетья летишь над страной.

От моря до моря

Ты с тучами споря

Стоишь и могуч, и высок.

Воспитатель:  Ребята, а кто-нибудь знает, что означает это загадочное слово Урал?

Урал на древнем языке означает "земля золотая". Скажите, пожалуйста, а почему его так назвали?

Потому что земля на Урале из золота?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, потому, что на Урале много полезных ископаемых: железа, меди, цинка, угля, руды, цветных металлов, алмазов, и конечно же, таких драгоценных металлов, как серебро и золото. А еще на Урале много камней - самоцветов. Именно из-за богатства уральских земных недр полезными ископаемыми, разнообразными минералами Урал и назвали землей золотой. Слайд 6.

- В давние - давние времена на Урале люди жили в деревянных домах. Ребята, почему дома строили из дерева. Урал всегда славился богатством лесов, люди вырубали лес, топором обрубали сучья, с помощью пилы распиливали бревна, обтесывали их, и из этих бревен возводили для семьи дом. Вот так выглядел уральский дом .Слайд 7.  Что в нем особенного? Чем старинный уральский дом отличается от тех, в которых мы живем сейчас? Правильно, это расписной дом? Как вы думаете, почему люди расписывали свои дома? Слайд 8.

Люди всегда стремятся к красоте и поэтому украшают свою жизнь, свой быт. И поэтому уральские деревянные дома расписывали красками мастера- красильщики. В то время "красить" значило заниматься искусством. Расписные дома называли "крашенными со цветочками". Чем лучше был хозяин, тем красивее был дом. Слайд 9,10.  Давайте посмотрим смогут ли наши мальчики построить избу.

Проводится дидактическая игра   "Укрась избу".

Стихи детей:

Избу русскую построим,

На крыше - причелины устроим,

И конек, и трубу -

Мы нарядим вмиг избу.

В избе с наличником окно,

Далеко оно видно,

В избе у нас крыльцо и клеть -

Любо-дорого смотреть

Избу русскую построим,

Праздник мы для всех устроим,

Будем петь и танцевать

Промыслы Урала прославлять.

Воспитатель: Когда - то давно стоял большой город. Слайд 11. Жили в нем хорошие и трудолюбивые люди. Они были дружными, много работали и умели все мастерить своими руками; поэтому и город, в котором они жили, назывался Город мастеров. Каждый мастер гордился своим умением и передавал знания ученикам для того, чтобы всегда радовать людей.

Данила: Здравствуй народ уральский. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Узнали вы меня?

Воспитатель: Ребята, вы догадались, как зовут нашего гостя? Это- Данила-Мастер он живет в сказке "Хозяйка медной горы"

Данила: А знают ли ребята, чем занимались мастера в старину, как трудились, какие промыслы сложились на Урале?

Дети:

Прославлены уральцы - камнерезы

Хранители волшебного огня.

Чеканщики по стали и железу-

Уральцев знаменитая семья.

Каслинское литье -

Замечательно оно.

Из чугуна отлито

Черным лаком покрыто...

Русская народная песня «Во кузнице» (ансамбль и инсценировка).

Данила: Хороши мастера кузнечного дела. Сами куют, сами песни поют. А есть на Урале другие мастера по металлу. Из тяжёлого чугуна отливают ажурные решётки, вазы, скульптуры. Посмотрите, какие скульптуры изготовили каслинские мастера (обходит ряд детей, демонстрируя фигуры.

Ребенок.

Мужчины строили дома,

Ковали в кузнице с утра.

Строгали стружки-

Делали ребячьи игрушки.

А что делали женщины?

Воспитатель:

А женщины пряли,

Моточки мотали,

Ткани ткали,

Костюмы вышивали

И тихонько напевали.

Посмотрите на костюмы наших девочек, они нам расскажут о женском русском костюме (дети демонстрируют свой наряд). Слайд 12.

1девочка:

В старину глубокую

Девушки носили

Белые сорочки,

Изо льна, что шили.

Сарафан поверх одеть

Можно песни тихо петь.

2 девочка: Слайд 13.

Кокошник-головной убор,

Украшал его узор,

Вышивка из ниток золотых,

Жемчужных бусин небольших.

Воспитатель: Посмотрите ребята - это мужской костюм. Слайд 14.

В старину мужской наряд

На такой пошит был лад:

Косоворотка белая

Особо была сделана:

Вставку на груди из ткани

Другого цвета мастер ладил

Вышивкой рубахи украшали

И в штаны не заправляли.

Ребенок:

Эх, ложки расписные-

Завиточки крутые,

И травы и листочки,

Различные цветочки (раздаёт ложки детям)

Разбирай, ребята, ложки

Потанцуем мы немножко.

Танец ложкарей - исполняют все дети.

Данила: Как хорошо играли ложкари, вот только я смотрю ложки у вас разные. Какие у вас ложки?

Воспитатель.

Каслинские ложки особые,

На хохлому похожи,

Но есть у них лицо своё:

На черном фоне листочки

И белые цветочки.

Воспитатель: Данила А ты почему такой грустный.

Данила: Как же мне не грустить велела мне хозяйка медной горы  расшить полотенце. А я умею делать только шкатулки и цветы из камня. Вот и не знаю, что мне делать.

Воспитатель: Не грусти Данила - Мастер, наши ребята настоящие мастера, они тебе помогут.

Дети садятся за столы и выполняют творческую работу. "Укрась полотенце" . Слайды 15, 16, 17, 18.

Данила: Да, я убедился, что не оскудела земля Уральская талантливыми мастерами. Отнесу я ваши изделия, ребята, в свой сказ к Хозяйке Медной горы, порадую её.

Воспитатель: обращается к гостям праздника: « Уважаемые взрослые, а вы убедились, что на нашей уральской земле, в нашем родном поселке Межозерный, в нашем детском саду "Родничок" подрастают настоящие умельцы, трудолюбивые и талантливые ребята».

Ответ взрослых.

Данила Мастер вручает детям конфеты из «малахитовой шкатулки», оформленные под самоцветы.

Воспитатель: праздник наш закончился, но мы будем продолжать узнавать ещё много нового об уральских промыслах и культуре народов, населяющих Урал. Слайд 19.

"Жизнь" камней.

Дети в старшем возрасте проявляют огромный интерес к камешкам, пытаются их рассмотреть, пробуют постучать одним о другой или начертить что-нибудь на стене или асфальте. Так у них проявляется познавательный интерес, своеобразный "двигатель" развития ребенка. Еще в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени - эпохи "детства человечества" - перешло и к нам: посмотрите, как целеустремленно собирают камешки на берегу моря ре только дети, но и взрослые. Да и украшения из камня все еще имеют над нами магическую власть. Предлагаем вам собрать вместе с детьми собственные коллекции камней и использовать их для экспериментирования, игр, создания "каменных" картин. Такая деятельность поможет сенсорному развитию ребенка, побудит его мыслить логически, сравнивать предметы, выражать свои мысли и чувства.

"Почему камни бывают разноцветными"

Опыт 1.  Материалы: несколько цветных кусочков пластилина.

Скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог может сказать: "Проходило время... миллионы лет... каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались превращались в один..." С помощью стека дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы.

Задание: найти в мини-музее камни, которые образовались подобным образом.

Опыт 2. Материалы: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложите детям побывать в роли матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. Пусть дети возьмут 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешивают их. Можно скатывать из пластилина колбаску и снова превращать ее в шарик, сворачивать колбаску по спирали и опять делать из нее комочек (главное, не перестараться, иначе можно смешать пластилин до однородного цвета). Как и в предыдущем опыте, дети стекой разрезают комочек пополам. На срезах получаются удивительные узоры. Пусть дети полюбуются ими, оценят узоры друг друга, покажут всем свой. Опыт показывает, что в зависимости от темперамента ребенка узоры получаются разными. У детей с не очень развитой моторикой пластилин смешивается плохо, полосы выходят широкими. У других детей полосы узенькие, срез "рябит". В этом случае не может быть правильного и неправильного варианта. Объясните, что в природе тоже бывает так. Где-то послабее. Красота  не зависит от силы.

Задание: найти среди экспонатов мини-музея камни, образовавшиеся таким способом.

Опыт 3. Материалы: один или два кусочка пластилина, рисовые, пшенные или другие виды крупяных зерен.

Предложите детям определить, что тверже - крупа или кусочки пластилина. В природе одни камни бывают потверже, другие помягче. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и... заваривалась вот такая "каша". Дети смешивают  кусочки пластилина с крупой.

Задание: найти в мини-музее камни с отчетливо видными вкрапинами.

Мы - экспериментаторы.

Консультация для воспитателей.

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают  развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчествопредставляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушкадо того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

"

Вывод

Проект " Организация работы с детьми в рамках реализации проекта "Музей Уральских промыслов" помог нам закрепить и расширить знания детей о прикладном искусстве, о родном крае, о традициях и культуре Южного Урала. Сформулировать на этой основе духовное, нравственное, патриотическое, эстетическое отношение к действительности.

Расширить связи специалистов в ДОУ. Углубить работу по взаимодействию с родителями, активизировать позиции родителей как активных участников педагогического процесса детского сада.

Список использованной литературы:

Барадулин В.А. Уральский букет: народная роспись горно- заводского Урала/ В.А. Бородулин .- Свердловск: Сред-Урал. КН. Изд-во,1987.

Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом/ В.А. Бородулин.- Л.: Сред-Урал. КН. Изд-во, 1988.

Васильева М. О развитии творческого потенциала дошкольников/ М.Васильева, Т. Юнг // Дошкольное воспитание.- 2006.- № 2.-с.9-17.

Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк/ Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1991.

Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста ( на материале изобразительного искусства)/ М. В. Грибанова.- Екатеринбург, 1999.

Гриер О.М. Гравюра из стали из Златоуста/ О.М. Гриер, Б.С.Самойлова, В.А. Ячменев .- Челябинск: Юж.-Ур. КН. Изд-во, 1994.

Гриер О.М. Искусство мастеров Златоуста.- М.: Планета, 1987.

Ермолаева О.И. Художественные промыслы Урала/ О.И. Ермолаева.- Свердловск, 1981.

Зеньковский В.В. Психология детства/ Зеньковский В.В.-М.: Академия, 1995.

Канцедикас А.С. Народное искусство/ А.С.Канцедикас.- М.: Знание, 1975.

Коротковских Л. Н., Месеренко Л.К., Москвина Л.А. Уральские промыслы: Наглядно-дидактическое пособие по изобразительной деятельности для занятий с детьми старшего возраста.- Челябинск: Взгляд,2003.

Мальков В. Изделия Каслинских мастеров.- М.: Палитра, 1976.

Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество, что под этим следует понимать/ Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание.- 2005.- №2.- с.3-8.

Комарова Т. С. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, Т.С. Комарова, Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание.- 2006.- №2.- с. 80-86.

Корнилова В.И. Камнерезное искусство Урала.- Пермь.- 1961.

Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б.В.Павловский.- М.: Искусство,1975.

Приобщение дошкольников к декоративно- прикладному искусству Урала: учебно-методическое пособие для повышения квалификации/ Составитель С.Н.Обухова.- Челябинск: Изд-во Челябинская государственная медицинская академия,2009.

Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И.-М.: Линка-Пресс,2008.

Шабалина Н.М. Народное искусство Южного Урала.- Челябинск, 1997.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...