"Наши краеведы"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании приказом МБДОУ детского сада №1
педагогического совета Смоленской области
протокол №1 от 31.08.2009 № 45 /01-08 от 31.08.2009
Программа кружка
дополнительного образования дошкольников
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №1
(комбинированного вида) г.Вязьмы Смоленской области
«Наши краеведы»
Руководитель
Леонова Елена Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории
2009
г.Вязьма
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания работы по патриотическому воспитанию.
Основная цель программы: создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через целостный педагогический процесс на основе общения, систематизации, интеграции достоверных научно-исторических материалов.
В программе определены задачи: формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивых на художественные произведения, исторические факты, становление и развитие национальной культуры, ее традиций и обычаев.
Программа способствует развитию творческого потенциала нравственных начал через осознание самого себя в своих поступках , чувствах, поведении , совершенствование коммуникабельности среди взрослых и сверстников.
Программа помогает становлению внешнего и внутреннего «портретов» ребенка, физического и духовного начал в нем, осознанию смысла и величия жизни человека, понимание детьми смысла Отечества(Родины), как места, где человек родился и познал счастье жизни.
Программа «Мы краеведы» обеспечивает преемственность по патриотическому воспитанию дошкольников с начальной школой. В ней отражены следующие темы:
«История России- символика», «Москва- столица России» , «Смоленск-главный город области» , «По старой Смоленской дороге» , «Вязьма- старинный русский город», «Фольклор Смоленского края».
Отбор соответствующего материала в программе позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славится родной край. На конкретных фактах и истории родного края , которые неразрывно связаны с историей страны, прививаем такие важные понятия как «долг перед Родиной» , «любовь к родному краю» , «ненависть к врагам» , « «трудовой подвиг» . Знакомим детей с родным городом и с героями , отдавшими свою жизнь за счастье людей, чьи имена увековечены в названии улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников через целостный педагогический процесс на основе обобщения, систематизации, интеграции достоверных научно-исторических материалов.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на художественные произведения, исторические факты, становление и развитие национальной культуры, ее традиций и обычаев;
2.Развтие активности творческого потенциала нравственных начал через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении;
3.Совершенствование коммуникативности среди сверстников и взрослых;
4.Соприкосновение с идеями общечеловеческих ценностей и национальной культуры мирового значения.
Социально-важные задачи:
Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем.
Достоинство, смысл и величие жизни человека.
Деятельность, как способ выражения, стремление приносить пользу.
Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на 1 год. Форма организации учебного процесса- групповая.
Количество детей в группе- 22 человека.
Время проведения – 25 минут.
В неделю проводится 1 НОД
Материально-техническая база:
Хорошо освещенная группа.
Фланелеграф для демонстрации карт, картинок, картин.
Компьютер, проектор.
Литература по теме.
Художественные средства: бумага, клей, кисточки, краски(акварель и гуашь), карандаши.
Основные материалы:
Карты (России, Смоленской области, Вязьмы; гербы (России, Смоленской области, Вязьмы, флажки России).
Картины, картинки , открытки о Смоленске и городах Смоленской области(храмы, монастыри, памятники).
Формы и методы обучения:
Репродуктивные: рассматривание картин, карт, картинок, открыток, фотографий, слайдов.
Словесные: вопросы к детям, ответы детей, заучивание стихов, художественных произведений.
Продуктивные: изготовление макетов, изображение храмов , монастырей, памятников городов Смоленской области.
Содержание программы:
Тема № 1: История России. Символика – 4 НОД;
Тема №2 : Москва- столица нашей Родины. – 4 НОД;
Тема № 3: Смоленск- главный город области- 7 НОД;
Тема № 4: По старой Смоленской дороге – 10 НОД;
Тема № 5: Вязьма- старинный русский город- 8 НОД;
Тема № 6: Фольклор Смоленской области – 3 НОД.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Содержание | Всего НОД | Виды деятельности | ||
познавательная | Художественно-речевая | Художественно-творческая | ||
История России Символика. | 4НОД | 3 | 1 | |
Москва- столица России | 4 НОД | 4 | 1 | |
Смоленск-главный город области | 7 НОД | 5 | 1 | 1 |
По старой Смоленской дороге | 10НОД | 7 | 2 | 1 |
Вязьмы- старинный русский город | 8 НОД | 5 | 2 | 1 |
Фольклор Смоленского края | 3 НОД | 2 | 1 | |
Кол-во НОД | 36 НОД |
Список литературы:
1.Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей
детей3-7 лет.
2.Князева О.А.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.,2001.
3.Гризик Т.И.Познаю мир. М., Просвещение .2000.
4. Козлова С.А. Мой мир.М.,Линка-Пресс.2001.
5.Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Санкт-Петербург., Детство-Пресс. 2000.
6.Жуковская Р.И. Родной край. М.,Просвещение.1990.
Пименова И. История Руси Великой от начала времен.-М.,Экспо-пресс. 2000.
Месяц | НОД. ТЕМА | ЦЕЛЬ | Методические приемы |
Октябрь | Как возникла Россия. Герб, флаг, гимн. | Закрепить знания детей о природе России, упражнять в понимании исторического значения возникновения страны с ее символикой; воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство любви и гордость за свою страну | 1.Рассматривание карты России. 2.Растительный и животный мир России. 3.Символика России(герб, флаг, гимн) |
История России. Царь Петр 1. | Закрепить знания детей о некоторых моментах истории своей страны. Познакомить с отдельными событиями в истории России времен Петра 1: создание русского флота, основан е города Санкт-Петербурга. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, гордость за нее. | 1.Портрет Петра 1. 2.Великая эпоха , великий человек. 3. Рассматривание кораблей эпохи Петра 1. 4.Рассматривание буклетов с видами Санкт-Петербурга. | |
Недаром помнит вся Россия | Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанные с защитой Отечества, героизмом русских солдат и простого народа. Рассказать о том, как увековечена память тех, кто защищал Россию. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ. | 1.Рассматривание картины о войне 1812 года. 2.Рассматривание военной формы солдат и офицеров того времени. 3.Бородинская панорама. 4.Герои-военаначальники. | |
Чтение детям поэмы М.Ю.Лермонтова «Бородино», заучивание отрывка «..И вождь сказал перед полками…» | Познакомить детей с патриотической поэзией М.Лермонтова. С помощью вопросов осмыслить содержание поэмы. Воспитывать в детях интерес к патриотическим произведениям. | 1.Рассказ воспитателя о поэте. 2.Чтение поэмы. 3.Разбор по вопросам. 4.Заучивание отрывка. | |
История возникновения города Москвы | Закрепить знания детей о Москве, основных достопримечательностях, об истории возникновения города, древних постройках; познакомить с именем основателя города. Воспитывать интерес к истории страны. | 1.Москва – на карте нашей Родины. 2.Юрий Долгорукий- основатель Москвы. 3.Как строилась Москва. 4.Огораживание - рождение города | |
Москва- столица России. | Уточнить знания детей о столице нашей страны, упражнять в понимании того, что такое столица, рассмотреть герб Москвы, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности к столице нашей Родины. | 1.Рассматривание герба Москвы. Кто такой Георгий Победоносец. 2.Президент-главный человек в России. 3.Рисование герба Москвы. | |
Московский Кремль | Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля, познакомить с башнями Кремля, их названием. Воспитывать интерес к столице нашей Родины. | 1.Крепость вокруг Москвы. 2.Сторожевые башни. 3.Главная башня Кремля. 4.Зачем нужен Кремль. 5.Кремль в наши дни. | |
Памятники Москвы | Дать детям дополнительные знания о памятниках и важнейших зданиях столицы нашей Родины. С помощью иллюстраций познакомить с великими людьми , которые прославили Родину. Воспитывать уважение к памяти великих людей. | 1.Памятнки Минину и Пожарскому-Московское ополчение. 2. М.И.Кутузов- великий полководец. 3.Г.Жуков- великий военачальник. | |
Ноябрь | Смоленск- главный город области | Дать детям знания об истории Смоленска, о том, где и когда возник древний город, о людях, которые способствовали появлению города на карте. Рассказать о Днепре, о секрете названия города. Воспитывать интерес к истории родного края. | 1.Племя кривичей. Рассматривание одежды и утвари на картинках. 2.Древние занятия первых смолян- смоляные лодки. 3.Карта России. Смоленск на карте России. 4.Князь Ростиславович – внук Владимира Мономаха, основатель Смоленска |
Ожерелье земли русской | Уточнить знания детей о главном городе нашей области(как возник, откуда название, название реки). Дать детям знания о том, зачем начали строить крепостную стену в Смоленске. Зодчий Федор Конь. Воспитывать интерес к истории родного края. | 1.Смоленск на карте Смоленской области. 2.Рассматривание башен крепости западной стороны: Копытенской, Буклейки, Донец и Громовой. 3.Рассматривание плана реконструкции крепостной стены. | |
Рисование башен западной стороны. | Определить особенность башен западной стороны, учить рисовать , опираясь на геометрические формы, ографичивать рисунок, развивать чувство ритма, чувство композиции, воспитывать интерес к рисованию родного края. | 1.Рассматриваение башен на фотографиях. 2.Определение материала рисования. 3.Изобразительная деятельность | |
Северная часть крепости. Башни Маховая, Костыревская и Волкова. | Уточнить знания детей о главном городе нашей области о крепостной стене и об уже знакомых башнях. Развивать память, мышление при определении особенности строительства башен. Воспитывать интерес к истории родного края. | 1.Рассматривание плана крепостной стены(реконструкция). 2.Рассматривание башен крепости на фотографиях, слайдах на проекторе. 3.Разрушенные башни крепости. | |
Конструирование из бумаги башен северной части крепости. | Учить клеить из бумаги башни северной стороны крепости, опираясь на знания формы и знания приемов конструирования из бумаги. Развивать конструктивные способности, воспитывать чувство патриотизма. | 1.Определение формы башен. 2. Склеивание. 3.Оформление. | |
Чтение детям стихотворения Рыленкова «Люблю Москву в ее красе и блеске» | Познакомить детей с поэтом Смоленщины Н.Рыленковым. Дать знания о том, что он очень любил свою малую родину и посвятил ей много своих произведений. Познакомить с одним из них. Упражнять в заучивании стихов. Воспитывать любовь к родному краю. | 1.Н.Рыленков- поэт-смолянин. 2.Чтение стихотворения. 3.Разбор по вопросам. 4.Заучивание стихотворения. | |
Декабрь | Смоленская крепостная стена- восточная часть крепости | Уточнить знания детей о главном городе области, о крепостной стене и уже знакомых башнях. Упражнять в различении башен на четырехугольные и многогранные. Развивать память, мышление при запоминании башен восточной части крепости. Воспитывать интерес к истории родного края. | 1.Рассматривание плоана и реконструкции Смоленской крепостной стены. 2.Рассматривание фотографий башен восточной части стены: Никольская, Воронина, Позднякова. 3.Рассмотреть особенности башен. 4.Помочь запомнить названия. |
Восточная часть крепости. Многогранные башни. | Уточнить знания детей о главном городе нашей области, о крепостной стене и ее создателе; развивать мышление, память при запоминании и различении башен восточной части крепости, воспитывать интерес к родному краю. | 1.Главный город нашей области. 2.Секрет названия. 3.Имя строителя крепостной стены. 4.Четырехгранные башни крепости. 5.Многогранные башни крепости. 6.Башни восточной стороны: Долгочевская, Заалтарная, Орел и Веселуха. 7.Помочь запомнить названия. | |
Конструирование из бумаги четырехгранных башен восточной крепости. | Продолжать учить конструировать из бумаги, опираясь на знакомые формы и знания работы с бумагой. Развивать конструктивные способности , воспитывать желание быть полезным родному краю. | 1.Вявить особенности башен. 2.Склеивание 3.Оформление. | |
Конструирование из бумаги многогранных башен восточной части крепости | Продолжать учить конструировать из бумаги, опираясь на знакомые формы и знания работы с бумагой. Развивать конструктивные способности , воспитывать желание быть полезным родному краю. | 1.Выявить особенности башен. 2.Склеивание. 3.Оформление. | |
Оформление макета «Смоленская крепостная стена» | Упражнять в умении оформлять макет из уже готовых форм, использовать знакомые материалы для оформления. Воспитывать желание быть полезным родному краю. | 1.Склеивание. 2. Сбор макета. | |
Герб Смоленска | Уточнить знания детей о главном городе нашей области. Упражнять в знаниях о том, что такое герб. Определить особенность Смоленского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к родному краю. | 1.Главный город области. 2.Крепостная стена. 3.Башни крепости. 4.Рассматривание герба Смоленска. 5.Определение особенностей. | |
Смоленск. Героев помним имена. | Уточнить знания детей о главном городе нашей области. Дать знания о сквере памяти героев, о людях, которые защищали наш город; развивать память , мышление, воспитывать чувство патриотизма, желание защищать родной край. | 1. Смоленск на карте Смоленской области. 2.Герб Смоленска. 3.Смоленск- щит город, город-ключ. 4.Сквер памяти героев: М.И.Кутузов, памятник с орлами М.Барклай-де-Толли, Д.Ниверовский, Д.Дохтуров. 5.Памятник В.Теркину. | |
Январь | По старой Смоленской дороге. Соловьева переправа. Чтение стихотворения А.Мишина «Соловьева переправа». | Уточнить знания детей о главном городе нашей области и о старой Смоленской дороге , которая вела от Смоленска к Московскому княжеству и столице нашей Родины- Москве. Развивать мышление, память, при запоминании населенных пунктов; защитников Москвы. Воспитывать любовь к родному краю. | 1.Рассматривание карты –плана старой Смоленской дороги: главный города нашей области, Соловьева переправа. 2.Чтение стихотворения А.Мишина , беседа об авторе, запоминание отрывка. |
По старой Смоленской дороге: Дорогобуж- старинный русский город. Достопримечательности Дорогобужа. | Уточнить знания детей о главном городе нашей области и о старой дороге, которая вела от Смоленска к Московскому княжеству и столице нашей Родины- Москве. Воспитывать любовь к родному краю. | 1.Рассматривание карты- плана Старой Смоленской дороги: главный город нашей области, Дорогобуж. 2.Памятники Дорогобужа: памятник героям 1812 года. 3.Каменных дел мастера. Церковь Петра и Павла. | |
По старой Смоленской дороге: усадьба Новоспасское-родина великого композитора М.И.Глинки. | Дать детям знания о великом Смоленском композиторе, о его родине и доме, а также о его семье. Воспитывать интерес к знаменитым землякам. | 1.Рассматривание карты Старой Смоленской дороги, Новоспасское. 2.Рассказ воспитателя о композиторе. 3.Рассматривание фотографий дома композитора. | |
Чтение детям поэмы Н.Рыленкова «Музыка». Заучивание наизусть отрывков. | Дать детям знания о том, что Смоляне чтут память великих людей, которые жили на их земле; упражнять детей в запоминании великих имен, развивать интерес к творчеству Смоленских поэтов. Воспитывать интерес к знаменитым землякам. | 1.О композиторе М.Глинке. 2. О доме Глинки. 3.Чтение поэмы. 4.Беседа по содержанию, запоминание интересных мест. | |
По старой Смоленской дороге: село Бородино, Болдинский монастырь | Уточнить знания детей о главном городе нашей области, а также о городах и населенных пунктах , которые также как и Смоленск стояли на защите Москвы от неприятеля. Развивать память при запоминании этих мест , воспитывать любовь к родному краю. | 1.Рассматривание карты Старой Смоленской дороги, Болдино. 2.Болдинский монастырь. Крепость для неприятеля. 3.Рассматривание Болдинского монастыря на фотографиях. 4.Болдинский монастырь сегодня. | |
По старой Смоленской дороге: карета Наполеона , поселок Семлево. | Уточнить знания детей о главном городе нашей области. Дать детям интересные сведения о Семлевском озере и о карете, которую, возможно утопил Наполеон. Развивать интерес к историческим фактам. Воспитывать любовь к родному краю. | 1.Старая карта Смоленской дороги. 2.Семлево, Семлевское озеро. 3.Интересный исторический факт. | |
Чтение поэмы Н.Рыленкова «Баллада о маленьком разведчике». Заучивание стихов наизусть. | Продолжать знакомить детей со Смоленскими поэтами и их творчеством, дать знания о том, как дети-патриоты наравне со взрослыми воевали с врагом. Развивать интерес к истории родного края, воспитывать желание быть полезным. | 1.Н.Рыленков- Смоленский поэт. 2.Смоленская земля-защитница Москвы. 3.Чтение произведения. 4.Разбор по вопросам. 5. Заучивание отрывков.. | |
Рисование достопримечательностей Дорогобужа и Болдино. | Упражнять в рисовании Смоленских населенных пунктов и их памятников, монастырей. Развивать чувство ритма, творчество; воспитывать любовь к родному краю | 1.Выбор темы , ее обоснование. | |
Февраль | По старой Смоленской дороге: Вязьма- город и река, секрет названия | Упражнять детей в рассказывании о Смоленске. Дать новые знания о старинном русском городе Вязьма. Узнать откуда пришло название, где селились люди. Развивать интерес к родному городу, его истории. | 1.О Смоленске. 2.Старая Смоленская дорога. 3.Города и населенные пункты Старой Смоленской дороги. 4.Старинный город Вязьма. Рассказ о Вязьме с показом фильма через проектор. |
Вязьма. Крепостная стена. Спасская башня. | Закрепить и расширить знания о Смоленской области. Привлечь внимание к старинному городу Вязьма. Рассказать о гербе. Воспитывать любовь к родному городу. | 1.О Смоленске. 2.Смоленская область. 3.История Вязьмы. 4.Секрет названия. 5.Вяземская крепостная стена. 6.Герб Вязьмы. | |
Конструирование . Изготовление башен крепостной стены Вязьмы | Пользуясь изготовленными башнями , оформить макет Вяземской крепости по картинке плана,; развивать чувство сопричастности к истории родного города | 1.Составить макет. | |
Вязьма. Каменных дел мастера. Иоанно-Предтеченский монастырь. | Закрепить и расширить знания детей о старой Смоленской дороге, об особенностях архитектуры населенных старой Смоленской дороге, об особенностях архитектуры населенных пунктов. Дать детям знания о монастырях Вязьмы. Развивать восприятие прекрасного при рассматривании фотографий , альбомов. Воспитывать любовь к родному городу. | 1.О Смоленске. 2.Смоленская область. 3.Города и населенные пункты старой Смоленской дороги. 4.Что мы знаем о Вязьме. 5.Каменных дел мастера. Иоанно-Предтеченский монастырь. | |
Рисование церквей Иоанно-Предтеченского монастыря. | Учить детей рисовать , пользуясь открытками , картинками, альбомами , использовать различные средства изобразительности, развивать чувство композиции; воспитывать любовь к родному городу. | ||
Центр Вязьмы. Троицкий собор. | Вспомнить с детьми полученную информацию о Смоленске и населенных пунктах Смоленской области. Рассказать о Троицком соборе. Кем был построен, когда, полюбоваться его видами на слайдах. Развивать интерес к родному городу, воспитывать любовь к родному городу. | 1.О Смоленске. 2.О Смоленской области. 3.Троицкий собор. Особенность застройки. | |
Окраина Вязьмы. Церкви Рождества Христова, Екатерининская, Петра и Павла. Рисование храмов Вязьмы. | Вспомнить с детьми полученную информацию о Смоленске и населенных пунктах Смоленской области. Пользуясь открытками , рассказать о других церквях Вязьмы, обратить внимание на чувство композиции и ритма при рисовании . Воспитывать любовь к родному городу. | 1.О Сморленске. 2.О Смоленской области 3.О церквях Рождества Христова, Екатерининской, Петра и Павла. 4.Изодеятельность. | |
Март | Вязьма. Война 1812 года в Вязьме. Чтение стихов А Ларченкова. | Расширить и закрепить представления о Вязьме , как щите Москвы. Рассказать о гербе города. Воспитывать чувство патриотизма, любовьб к родному городу. | 1О гербе. 2.Вязьма в 1812 году. 3.Защитники Вязьмы- Перновский полк. 4.Чтение стихов о Вязьме А.Ларченкова. |
Памятники , посвященные событиям 1812 года в Вязьме: памятник Перновскому полку и Героям 1812 года. | Расширить и закрепить представления детей о Вязьме, как щите Москвы, о гербе города. Дать детям представление о памятниках, посвященных этим событиям. Узнать, где они расположены Воспитывать чувство гордости за свой город, любовь к родному городу.. | 1.О гербе. 2.Расскказ о событиях 1812 года в Вязьме . Знания детей. 3.Рассматривание памятников на фотографиях, слайдах, узнавание памятников, исторических мест города. | |
Рисование памятников, посвященных событиям 1812 года .ВОВ В Вязьме. Зверства фашистов в Вязьме. Показ фильма. Генерал М.Г.Ефремов. | Пользуясь знаниями , о различных изобразительных средствах, предложить нарисовать памятники. Развивать чувство патриотизма, любовь к родному городу. | ||
Памятники ВОВ в Вязьме. Танк Т-34, памятник Бауманцам. | Рассказать детям о событиях ВОВ в Вязьме, о том, как страдало население от фашистов, как долго длилась оккупация, о генерале Ефремове и его армии-освободителях горожан. Развивать чувство патриотизма, любовь и интерес к истории родного города. | 1.Герб Вязьмы. 2.ВОВ. 3.Генерал М.Ефремов. 4.Паямтник Ефремову. | |
Изодеятельность. Памятники , посвященные ВОВ в Вязьме. | Дать детям сведения о других памятниках, посвященных ВОВ, Рассмотреть вместе с ними фотографии. Развивать чувство гордости за наших героев. Пользуясь знаниями и фотографиями , предложить выбрать изобразительный материал для передачи образа памятника в работе. Развивать чувство сопричастности к истории родного края. | 1.Рассказ детей о Вязьме в ВОВ. 2.Рассказ воспитателя о памятниках войны. Рассматривание слайдов на проекторе. | |
Героев помним имена. | Пользуясь полученными знаниями , своими рисунками и открытками предложить рассказать о героях Смоленщины; развивать интерес к знаменитым людям Смоленщины; воспитывать любовь к родному краю. | ||
Апрель | По старой Смоленской дороге: Хмелита- один из крупнейших культурных центров России. | Дать детям знания о поселке Хмелита- родине писателя Грибоедова. Рассказать детям о писателе, рассмотреть фильм о жизни писателя. Показа усадьбы, где писатель проживал. | 1.Рассказ о писателе Грибоедове. 2.Показ слайдов на проекторе. 3.Сравнение фотографий с планом . 4.Полюбоваться красотой усадьбы. |
Село Городок. Адмирал Нахимов. Памятник адмиралу Нахимову в Вязьме. | Заинтересовать детей историей рождения великого адмирала, рассказать о его месте рождения, о его биографии, о морских традициях .Рассмотреть на фотографиях памятники Нахимову в Нахимовском парке. Воспитывать чувство гордости за великих земляков. | 1.Рассказ о детских и юношеских годах жизни адмирала Нахимов. 2.Адмирал Нахимов- великий военачальник. 3.Памятник Нахимову. | |
По старой Смоленской дороге .Гагарин- родина первого космонавта Ю.А.Гагарина | Рассказать детям о том, кто заложил город Гжатск, о пристани на реке Гжати, о том, какое значение имел город в 17 веке для развития России. Дать знания о том, почему переименовали город . Рассказать о детстве Ю.Гагарина. Воспитывать уважение к знаменитым землякам. | 1.Петр 1 основатель Гжатска. 2.Гжатская пристань- главная торговая точка России. 3.Ю.А.Гагарин- первый космонавт. Его имя носит. город . | |
Гагарин: каменных дел мастера. | Дать детям знания о строительстве церквей в городе Гагарине; познакомить с Казанской церковью, определить особенности постройки, полюбоваться архитектурной красотой помещения. Воспитывать интерес к архитектурным постройкам. | 1.История строительства церквей. 2.Казанская церковь. Архитектурные особенности. 3.Отличать церковь на фотографиях, слайдах. | |
Гагарин- церковь Вознесения. | Дать детям знания о строительстве церквей в Гагарине; познакомить с церковью Вознесения; определить особенности постройки, полюбоваться архитектурной красотой на фотографии. Воспитывать интерес к архитектурным постройкам. | 1.История строительства церквей. 2.Церковь Вознесения. Архитектурные особенности. 3.Отличать церковь на фотографии. | |
Гагарин. Благовещенский собор. | Дать детям знания о строительстве церквей в Гагарине, познакомить с Благовещенским собором, определить особенности постройки, полюбоваться архитектурной красотой на фотографии. Воспитывать интерес к архитектурным постройкам. | 1.История строительства церквей. 2.Благовещенский собор. Архитектурные особенности. 3.Отличие церкви на фотографиях, слайдах. | |
Гагарин. Памятники нового времени: памятник Гагарину, дом родителей Гагарина, дом космонавтов. | Познакомить детей с памятником Гагарину; домом, где он жил и родился. Рассказать о детских и юношеских годах жизни первого космонавта. Показать слайды дома, фотографии его жизни. Воспитывать интерес к знаменитым землякам. | 1.Рассмотерть фотографии Гагарина. 2.Рассказ о первом космонавте. 3.Рассматривание коллег Ю.А.Гагарина. | |
Изодеятельность «Наши знаменитые земляки» | Предложить детям выбрать изобразительные средства для передачи образа знаменитых земляков: Нахимов и Гагарина. Воспитывать интерес к истории родного края. | ||
Май | Фольклор Смоленского края: загадки, пословицы, поговорки, сказки. | Познакомить детей со сказками Смоленского края, чтение некоторых из них. Сказать несколько пословиц и поговорок, предложить определить их суть. Отгадывание загадок Смоленского края. Развивать смекалку. Воспитывать интерес к Смоленскому фольклору. | 1.Чтение сказок «Два брата» и «Как доброта красоту понесла на высоту». 2.Определить смысл пословиц. 3.Отгадывание загадок Смоленского края. |
Экскурсия в краеведческий музей. | Дать детям знания о том, что такое музей и для чего нужны музеи. Привлечь к рассматриванию композиций различных залов музея. Учить находить нужный для себя материал о музее. Развивать мышление, воспитывать познавательный интерес. | ||
Экскурсия к памятнику М.Г.Ефремову. Возложение цветов к памятнику. | Учить детей поклоняться перед подвигом великих людей, упражнять в умении правильно вести себя у памятников, воспитывать чувство патриотизма. | 1.Беседа о герое войны. | |
Игра-викторина «По старой Смоленской дороге. Колесо истории» | Выявить знания детей о Смоленском крае, о городах населенных пунктах, о соборах и монастырях, о памятниках, об исторических событиях .Воспитывать чувство гордости за свой родной край. | 1.Выявить знания детей. |
Диагностика выполнения программы кружка:
Ф.И.ребенка | Знания о Смоленске | Знание о Вязьме | Знания о городах Гагарин, Дорогобуж | Знают о памятниках | Знают о героях | Повысился словарный запас | ||||||
нач.г | кон.г | нач.г | кон.г | нач.г | кон.г | нач.г | кон.г | нач.г | кон.г | нач.г | кон.г | |
Лакезина Аня | С | В | С | В | В | В | Н | В | В | В | С | В |
Журавкова Аня | С | В | В | В | В | В | С | В | С | В | В | В |
Любко Женя | С | В | В | В | В | В | В | В | В | В | С | В |
Морозова Нина | С | В | С | В | Н | В | С | В | С | В | С | В |
Кузьмина Диана | В | В | В | В | В | В | С | В | Н | В | В | В |
Орлов Степа | С | В | В | В | С | В | С | В | С | В | С | В |
Стопников Саша | С | С | В | С | Н | С | В | С | С | С | С | С |
Попов Никита | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | Н | С |
Сергеев Егор | Н | С | В | С | С | С | В | С | Н | С | С | С |
Герасимова Варя | Н | С | С | С | С | С | С | С | С | С | Н | С |
Петков Миша | С | В | В | С | В | В | С | В | В | В | В | В |
Куманькова Ева | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
Мушкатов Коля | Н | С | С | С | В | С | В | С | В | С | В | С |
Виноградова Надя | Н | С | В | С | С | С | С | С | В | С | С | С |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | 2-15% 8-57% 4-28% | 8-57% 6-43% - | 9-64% 5-36% - | 7-50% 7-50% - | 7-50% 5-36% 2-14% | 8-57% 6-43% - | 5-36% 8-57% 1-7% | 8-57% 6-43% - | 6-43% 6-43% 2-14% | 8-57% 6-43% - | 5-36% 7-50% 2-14% | 8-57% 6-43% - |
Высокий Средний Низкий | 40% 47% 13% | 56% 44% - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе
В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея в подготовительной группе детского сада. Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-485232-1412153431.jpg)
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности
Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-37858-1673775752.jpg)
дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"
«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-465567-1453660696.jpg)
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...
- Мне нравится (1)