Проект "Сахалин-мой край родной"
проект (старшая, подготовительная группа)

Ткачева Ирина Николаевна

Приобщение детей к истории родного края, воспитание нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sahalin-moy_kray_rodnoy.docx109.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад» Островок»  пгт. Смирных МО ГО  «Смирныховский» Сахалинской области

ПРОЕКТ

«САХАЛИН - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

                               

                                 

Воспитатель: Ткачева И.Н.

пгт.  Смирных

На самом краешке России,

 Где море бьётся в берега,

 Лежит он в океане синем,

 Как в песне звонкая строка…

               Валентин Богданов

         Одно из самых сильных чувств - это чувство любви к Родине к родному краю . От обстоятельств жизни и воспитания зависит,  почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее.  В основе воспитания, а это сложный педагогический процесс , лежит развитие нравственных чувств.  С отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке начинается у ребенка чувство Родины.  Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

        Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего  мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал А.В.Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и результате социального опыта.  Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, литература, СМИ и т.д.) Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются почвой для совместных игр.

         На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающий глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение  каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.        

        Важно использовать такие  формы и методы,  которые вызывают развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Просмотр слайдов и видеофильмов о городе, о родном крае,  которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, переживать чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города и области.

        КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

        Активная позиция детей обеспечивается  не только созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой Сахалинской области, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем  возможна только при условии интеграции образовательных областей  (ФГОС):

- коммуникативно-личностное развитие;

-познавательно-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

        Интеграция краеведческого содержания состоит  в следующем:

- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников ( «физическое развитие»);

- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в лесу, например, “Что можно, чего нельзя делать в лесу”;  ( «познавательно-речевое развитие»);

- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: подкормка птиц, живущих в городе;

- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины («художественно-эстетическое развитие» , «коммуникативно-личностное развитие»);

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее («коммуникативно-личностное развитие»);

- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан («коммуникативно-личностное развитие»).

        Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это то  место, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если это знакомые с детства любимые места природы родного края. Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства - это воспоминание родных мест, любимые тропинки, закоулки, то, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой.

         Наш проект посвящен уникальности  Сахалина, его удивительному   многообразию.

        

Актуальность и востребованность проекта определяются необходимостью приобщения детей к истории родного края, воспитанием нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине, ответственности за будущее своей страны. Да, именно так, ответственности за будущее, ребёнок должен понимать, что ему доверяют и он частичка этой Родины, края. “Учение в детстве, как резьба на камне” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной, родным краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, область,  народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

        Недостаточность  детской литературы о Сахалинской области, отсутствие  адаптированной  для дошкольного возраста образовательной программы по краеведению обеспечили  необходимость  поиска новых форм познания родного края.

        Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:

-содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

-учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей,  мы разработали данный проект, который  посвящен уникальности  Сахалина, его удивительному природному  многообразию.

Вид проекта: познавательно – творческий, средне-срочный.

Проблема проекта: как рассказать о Сахалине?

Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед и  воспитатели  старшей и подготовительной логопедических групп.

Продолжительность проекта : 2 месяца

Возраст детей : 5-7 лет

Цель: создание  совместно со взрослыми  настольной  дидактической игры «Сахалин –   наш край родной»

Задачи для детей:

-развивать коммуникативные способности у детей через совместное творчество;

- расширять и обогащать словарь краеведческими  названиями;

-обогащать и систематизировать знания детей о флоре и фауне Сахалинской области;

-расширить представления о населенных пунктах ;

-развивать речь, логическое мышление в процессе создания игры;

-развивать познавательную активность в процессе поиска информации о нашей области;

-формировать навыки сотрудничества, социального взаимодействия в процессе  совместной деятельности.

Для педагогов:

- способствовать использованию метода проекта в работе с детьми;

Для родителей:

     -организовать целенаправленную работу с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Практическая значимость проекта:

- представленные материалы могут быть использованы учителями, воспитателями, логопедами в образовательной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия: презентация настольной  игры «Сахалин - наш край родной» и развлечение   для детей « Остров сокровищ»

Продукты проекта:

  • Выставка детских работ  «Наш поселок» ;
  • Фотоальбом  «Наше любимое место» ( совместно с родителями)
  • Альбом «Гербы Сахалинской области»;
  • Библиотечка умных книг о Сахалинской области
  • Настольная дидактическая игра «Сахалин - наш край родной»

Для педагогов и родителей:

  • Презентация проекта « Сахалин- наш край родной»
  • Наглядная информация в родительском уголке о ходе реализации проекта
  • Буклеты в родительские уголки: «Поэтический Сахалин»;

  « Заповедные места в Смирныховском районе»

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • Знают о географическом положении Сахалинской области;
  • Сформированы представления о природе Сахалинской области;
  • Проявление самостоятельности, стремления к познанию окружающего мира;
  • Умеют придумывать правила  игры и работать по задуманному плану.

Для педагогов:

  • Владеют техникой проектной деятельности.

Для родителей:

  • Участвуют в образовательном процессе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта проходит   в три этапа:

Этап

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей /социальных партнеров

Подготовительный

 (формулировка проблемы, планирование,  прогнозирование результатов продуктов проекта)-

 

Продолжительность -2 недели

Подготовка рассказа о Незнайке, попавшем на Сахалин;

Сообщение  о начале  проекта «Сахалин – наш край родной»

Подбор книг , альбомов с видами пейзажей, городами Сахалинской области;

Отбор содержания ,тематики информации о Сахалинской области;

Подбор материала для беседы о родном поселке.

Сбор фото и видео материалов о Сахалинской области;

Рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций в Патриотическом уголке.

Свободное общение на тему «Остров, где мы живем».

Наблюдение за изменениями в природе;

Восприятие и разучивание стихотворений, песен о Сахалине;

Проведение прогулок с детьми по любимым  местам в городе и на природе;

Поиск информации о живой и неживой природе Сахалина; достопримечательностей, природный и исторических памятниках.

Основной этап

(активная совместная деятельность по реализации проекта)

Продолжительность - 5 недель

Сбор и систематизация информации об особенностях Сахалинской области в процессе организации разных форм совместной деятельности;

Организация мероприятий:

-экскурсии  в музей, в центральную библиотеку

-прогулки по поселку, выставки,

-изготовление фотоматериалов для альбомов  и настольной игры ;

-организация НОД с использованием новых знаний о Сахалине;

- выпуск буклетов  о Сахалине, Смирныховском районе

Просмотр видео фильмов, презентаций о Сахалине;

Наблюдения за изменениями в природе;

-выбор игры: лото, игра-путешествие;

-отбор содержания игры;

-разработка хода игры;

-распределение обязанностей между детьми при изготовлении игры;

-разработка правил игры.

Систематизируют фото- и видеоматериалы;

-принимают участие в совместных мероприятиях;

-оказывают содействие в изготовлении игры.

Завершающий этап ( подведение итогов проекта)

 Продолжительность-1 неделя

-презентация дидактической  игры ;

- подготовка и проведение развлечения «Край, в котором мы живем»

- разучивание стихов о Сахалине, о животных Сахалинской области

Участие в совместных мероприятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....