Методическая разработка по взаимодействию педагога с семьей в организации и проведении современных практик этнокультурного образования.
методическая разработка
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
Методическая разработка по взаимодействию педагога с семьей в организации и проведении современных практик этнокультурного образования.
Конкурсная работа
«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Медюкова Евгения Николаевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
№ 46 «Жемчужина» г. Южно - Сахалинск
Адрес: ул. Горького 54
Тел./факс 8(4242) 312765
Контактная информация: 8-962-152-05-46
E-mail: emedyukova@mail.ru
г. Южно - Сахалинск
2018
Содержание
Введение………………………………………………….………………..3
Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности у детей дошкольного возраста………………………………………………………..…………………5
Глава 2. Средства и приемы формирования этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста…….. …………....………….8
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………15
Введение.
Исторически наша страна является полиэтническим государством, в котором проживают многочисленные народы и народности, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность, традиции.
Культура дюбого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, гордость за свою историю, свою отчизну еще с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребенком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогическое осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национадьного самосознания , формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитывать любовь к своей Родине нужно с самого раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личностными переживаниями. И задача педагогв, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Актуальность темы:
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
- приобщение детей к культуре своего народа;
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
Задачи этнокультурного воспитания.
- Создать условия для приобщения детей, воспитателей, родителей к основным этнокультурным ценностям российской цивилизации.
- Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.
- Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника.
- Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
- Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, что приведет к созданию общности людей – носителей ценностей отечественной культуры.
Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности у детей дошкольного возраста.
В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой этнокультурности и толерантности. В этой связи в последнее время в системе отечественного дошкольного образования обозначились общемировые тенденции, к каковым следует отнести отказ от единых для всех регионов государственных программ. Введение в госстандарты региональных компонентов, воспитания детей в духе правового общества, уважающего права и свободы личности, формирование целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений.
Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура – от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию детей в народных традициях, распространению идей этнопедагогики. Приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.
Именно поэтому одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально – регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.
Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого, каждого от всех и уважения прав другого.
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском языке – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических религиозных взглядов». На китайском языке «толерантность» означает – «умение позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим».
В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей к искусству жить в мире не похожих людей и идей. Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно – воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей.
Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать нам – педагогам. Именно нам необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессе ознакомления их с культурой народов, проживающих на территории родного края. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви и т.д.
Педагогам необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнической принадлежности. Именно поэтому нам необходимы знания народных традиций, обычаев, социальных норм, отношений и умение пользоваться этими знаниями при организации системы образования подрастающего поколения. Нам необходимо знать исторические корни своего народа и народов других национальностей, уметь знакомить с ними детей, учить их понимать и принимать традиции, особенности поведения других народов, привлекать родителей которые должны стать звеном в цепочке решения задач данной проблемы.
Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живет ребенок, взаимоотношений в его семье, взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, общения со сверстниками и взрослыми. И еще если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
Итак, дошкольник интенсивно входит в социальный мир, чувствительный и любознательный. Большое значение при социализации дошкольника имеет воспитание уважения к основам культуры других народов, иначе говоря -этнокультурную осведомленность, или признание разнообразия культурного наследия других народов нормой.
Глава 2. Средства и приемы формирования этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста.
Я считаю, что успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.
К таким формам относятся следующие:
1. Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия я определяю доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом - музыкальная, в третьем - познавательная.
Вместе с тем есть темы, где разные вид деятельности являются равнозначным! Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном - разучивают песенки и хороводные игры. На физкультурных знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.
2. Познавательные, этические, эвристические беседы провожу на занятиях и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок, строю на основе:
- знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;
- наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.
3. Видеопросмотры использую на занятиях, и в свободное время во вторую половину дня. Видеоматериалы включают специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор - дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а, следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим Рождество, Масленица, Пасха, День народного единства, День России.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей, представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).
6. Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края посещаем: библиотеки, кукольный театр, краеведческий музей, музей книги о. Сахалин им. А. П. Чехова, памятники, парки, скверы. Задачи данного вида деятельности - активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.
На прогулках предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряю внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Татарстану и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.
Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
Остановимся теперь на методах и приемах активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:
1. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.
Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Съедобное - несъедобное», «Старинное - нестаринное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти - туфли, косоворотка - рубашка, стиральная доска - машина и т.д.) Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.).
2. Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.
Например, предлагаю представить, что дети в лесу, на необитаемом острове, какой - нибудь республике и т.д.; имитировать вещи заменители; полетели, как птицы, поскакали как джигиты.
3. Метод игра - путешествие используется для уточнения знаний детей.
4. Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.
5. Словесный метод.
- Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну - все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую - все относящееся к татарской культуре».
- Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставлю вопросы, побуждает детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний - сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
6. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами.
7. Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.
Темы исследований предлагаются мною в соответствии с тематическим планом, или выбираются самостоятельно членами семьи. Приведем темы некоторых исследовательских проектов: «Образ Бабы Яги в славянских сказках» «Назначение полотенца в крестьянском быте», «Церемония чаепития» «Родословная моей семьи» и т.п. Все перечисленные методы я использую в разных организационных формах и видах деятельности.
При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.
Использование потенциала семьи осуществляется путем:
- привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериалов предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий.
- создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;
- проведения родителями прогулок экскурсий по маршрутам, предложенных мною;
- совместные с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
- ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.
В ходе работа я познакомили детей с родным городом и народами, живущими в нем; географическим расположением, историей и народным прикладным искусством народов Сахалина.
В результате такой работы дети научились любить свой город, родную природу, бережно относиться к ней. Общение, с природой и истоками культуры народов Сахалина облагораживают человека, позволит полнее ощутить красоту жизни. Дети стали наблюдательны, любознательны, обогатилась речь, расширился кругозор, стали более тесными отношения с родителями.
В будущем я планирую продолжать начатую работу в этнокультурной осведомленности детей.
Заключение.
Подводя итоги всему вышесказанному, нужно подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование самосознания. Особенности процесса формирования этого элемента были подробным образом изучены в данной работе. Формирование национального самосознания тесным образом связано, с развитием базовой категории, то есть самосознания и обусловлено этническим воспитанием личности, как одним из компонентов её целостного гармоничного развития. Это требует реализации комплексного подхода на основе синтеза данных разных наук.
Приобщение детей к традиционной культуре своего и других этносов, проживающих на одной территории, является важнейшей гуманистической задачей, основой стабилизации полиэтнического поликультурного общества. Поэтому в современных условиях актуализируются вопросы формирования этнического самосознания, которые требуют комплексного подхода со стороны представителей разных наук: педагогов, психологов, социологов, этнологов, философов.
Этнокультурная компетенция детей дошкольного возраста является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям. В результате проводимой работы поставленная цель нами полностью достигнута, задачи выполнены.
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель дошкольного образовательного учреждения - не только познакомить детей с разными этнокультурами, но и научить их жить в сообществе.
Список использованной литературы.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 397 с.
2. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 2007. - 355 с.
3. Бромлей Ю. В., Козлов В. И. Этнические процессы в современном мире. - М., 2007. - 271 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 227 с.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Том 3. - СПб., 2006. - 939 с.
6. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 35-36.
7. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. - М.. 2009. - 271 с.
8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2005. - 366 с.
9. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2009. - № 9. - С. 23-25.
10. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозаика - Синтез, 2012.-269с.
11. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд. центр «Академия», 2010.-230с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"
Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...
Методическая разработка: косультация для педагогов на тему "Организация и методика проведения прогулки в детском саду"
Консультация для воспитателей о том, как правильно организовать и провести прогулку, о длительности в разных возрастных группах, о требованиях к оборудованию....
Методическая разработка "Эффективное взаимодействие педагогов,социума и родителей в повышении профессиональной компетенции посредством их социального партнерства"
Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов дошкольного образования признавалось и признается в качестве приоритетного направления государственной образовательной политики. В послед...
Взаимодействие педагогов и специалистов ДО. Организация и проведение интегрированных занятий
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационн...
Взаимодействие педагогов и специалистов ДО. Организация и проведение интегрированных занятий.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий в группах компенсирующей направленности.
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят з...