Информационно-игровой проект "Традиции и обычаи башкирского народа"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Для успешной реализации региональной программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-igrovoy_proekt_traditsii_i_obychai_bashkirskogo_naroda.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Информационно-игровой проект
«Традиции и обычаи башкирского народа»
Выполнил
воспитатель Нургалеева Р.Д.
стаж работы: 27 лет
Туймазы - 2019
Тема: Традиции и обычаи башкирского народа
Паспорт проекта
Участники: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы
Вид проекта: познавательный (информационно-игровой)
Тип проекта: краткосрочный, недельный
Актуальность
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
Самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное и искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществлять «связь времен», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективна, если педагогическая система обеспечивает взаимодействие «педагог - ребенок - родитель»
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цель: расширить представления детей об обычаях и традициях башкирского народа средствами художественной литературы, рассказов и развлечений.
Гипотеза: развитие интереса к традициям и обычаям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий: создание развивающей среды; систематическое знакомство с традициями и обычаями башкирского народа с использованием наглядного материала; привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями быта и традиций (жилища, народный костюм, национальная кухня, игры и народные праздники) башкирского народа.
- Обогатить духовный мир ребёнка, приобщив к традициям своего народа, сформировать основы национальной культуры.
- Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому и настоящему Башкортостана средствами познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, социально-личностного и физического развития.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Формы и методы работы
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка, рисование.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Основные формы реализации: беседы, проведение ООД, консультации родителей, изготовление родословного древа- шэжэрэ.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.
Этапы реализации:
подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;
основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;
заключительный- презентация опыта работы по проекту, выставка родословного древа- шэжэрэ.
Ожидаемый результат:
1. Активизация словаря (развитие речи, обогащение словарного богатства воспитанника).
2. Продолжение знакомства детей с музейными экспонатами.
3. Пробуждение интереса к познанию прошлого. Усвоение содержания сказок и легенд.
4. Разучивание песен и стихов на башкирском языке.
5. Пополнение музея предметами быта, национальной одеждой народов Южного Урала.
6. Оформление выставки детских работ и работ родителей.
Пояснительная записка.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
История Южного Урала, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог - ребёнок - родитель».
Перспективный план работы
№ | Тема | Форма реализации | Сроки |
1 | Выбор темы, цели, задач проекта. | Знакомство детей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно - популярной литературы | 1-11 октября |
2 | Традиции и обычаи башкирского народа. Гостеприимство. Цель: ознакомить детей с традициями и обычаями башкир, традицией гостеприимства, расширить знания об особенностях национальной кухни. | 1. Беседа «Традиции и обычаи башкирского народа» 2. Подбор пословиц и поговорок о гостеприимстве. 3. Дидактическая игра «Составь сюжет» 4. ООД Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Коврик для гостей». | 21.10 понедельник |
3 | Традиции и обычаи башкирского народа. Весенне- летние праздники. Цель: познакомить детей с башкирскими народными праздниками весенне-летнего периода | 1. ООД Развитие речи. Чтение наизусть потешек к праздникам 2. Разучивание башкирских народных игр 3. ООД Художественно-эстетическое развитие. | 22.10 вторник |
4 | Традиции и обычаи башкирского народа. Осенне-зимние праздники Цель: познакомить детей с башкирскими народными праздниками осенне- зимнего периода | 1. ООД. П к СКЦ. Игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак». | 23.10 Среда |
5 | Традиции и обычаи башкирского народа. Семейные праздники (Религиозные праздники). Цель: познакомить детей с башкирскими религиозными праздниками; воспитательными моментами этих традиций | 1. Развитие речи. Составление рассказа по родословному древу- шэжэрэ. 2. Подборка фотографий семейных праздников. | 24.10 Четверг |
6 | Традиции и обычаи башкирского народа. Итог Цель: формировать представление о составе семьи, своей принадлежности к ней, формировать интерес к своей родословной, подвести итог проделанной работе и наметить задачи для дальнейшей работы | 1. Оформление родословной своей семьи 2. Выставка родословного древа- шэжэрэ | 25.10 Пятница |
Вывод
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Список использованных источников и литературы:
- Агишева Р.Л. фольклор и литература Башкортостана: Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –Уфа: Китап, 2011.
- Азнабаева Ф. Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства, - Уфа, 2017.
- Методическое пособие «Ильгам» под ред. Азнабаевой Ф. Г., - Уфа, 2009.
- Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. Методическое пособие. –Уфа, 2016
- Губайдуллина Ф.Х. Наши праздники, - Уфа: Китап, 2004.
- Молчева А.В. народно-прикладное искусство искусство Башкортостана-дошкольникам, -Уфа: Китап, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою ...
: Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
http://: Помочь детям войти в мир быта и традиции башкирской культуры. Дать понятие как "кочевой народ" и "оседлый народ" с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала....
Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...
Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...
Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".
Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....
Педагогический проект «Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активност...