ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»
проект (средняя группа) на тему
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа» | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №38 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«Традиции и обычаи
башкирского народа»
Воспитатель:
КунафинаЗульфираДамировна
г. Нефтекамск, 2017г
Паспорт проекта.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители
МАДОУ детский сад №38.
Вид проекта: познавательный
Тип проекта: среднесрочный(октябрь-февраль)
Актуальность.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цели:
- приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;
- воспитание толерантного отношения к другому народу.
Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание развивающей среды;
- проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа использованием наглядного материала;
- привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
- Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
- Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
- Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
- Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
- Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Формы и методы работы
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка,рисование.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.
Этапы реализации:
подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;
основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;
заключительный– НОД, презентация опыта работы по проекту.
Ожидаемый результат:
Дети знают:
- место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;
- умеют находить на карте крупные города республики;
- свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Флаг, герб, гимн России;
- называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважают их культуру и традиции;
- национальные игры, с удовольствием в них играть.
Перспективный план по реализации проекта
№ | Тема | Форма | Сроки |
1 | Выбор темы,цели. Задач проекта. | Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы. | Сентябрь |
Дидактические игры. | «Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?»,«Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь: ситек, быйма», «Найди и назови женский головной убор», «Составь башкирское нагрудное украшение». | Сентябрь-февраль | |
4 | Подвижные игры. | «Юрта», «Платок», «Невод», «Курочка», «Ак тирак», «Курай». | Сентябрь-февраль |
5 | Родина моя – Башкортостан. Формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. | Познавательное занятие: «Родина моя-Башкортостан». Рисование «Курай». | Октябрь |
6 | Национальная башкирская одежда. Познакомить детей с особенностями башкирской одежды. Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального калорита. | Познавательное занятие:«Башкирская национальная одежда». Рисование «Ситек». | Ноябрь |
Башкирское жилище. Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища. | Познавательное занятие«Башкирское народное жилище». Рисование «Юрта». | Декабрь | |
7 | Башкирская народная музыка. Башкирские музыкальные инструменты. Познакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами и музыкой. | Познавательное занятие: «Башкирские музыкальные инструменты». Разучивание башкирской народной песни « Ай,Урал». | Январь |
Башкирская кухня. Расширить знания об особенностях национальной кухни. | Познавательное занятие: «Башкирские национальные блюда».Лепка «Башкирское угощение». «Кадушка для кумыса». | Февраль |
Вывод
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Литература
- «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
- «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
- Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
- Р.Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
- Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
- 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
- Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
http://: Помочь детям войти в мир быта и традиции башкирской культуры. Дать понятие как "кочевой народ" и "оседлый народ" с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала....
Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...
Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".
Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....
Информационно-игровой проект "Традиции и обычаи башкирского народа"
Для успешной реализации региональной программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание сво...
Педагогический проект «Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активност...
Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа. Из опыта работы воспитателя
Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа...