Педагогический проект «Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»
проект (средняя группа)
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей.
Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей я определяю приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
- педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;
- дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
- усвоение знаний о крае и традициях народов населяющих Башкортостан у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа» | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей.
Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей я определяю приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
- педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;
- дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
- усвоение знаний о крае и традициях народов населяющих Башкортостан у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Гипотеза моего проекта такова: я предполагаю , что следующие педагогические условия являются эффективными для развития интереса к культуре и традициям башкирского народа:
- создание развивающей среды;
- проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
- привлечение к данной теме родителей.
Предмет исследования – процесс формирования интереса у детей с культурой и традициями башкирского народа.
Объект исследования – процесс формирования у детей интереса при ознакомлении с культурой и традициями башкирского народа
База исследования - МБДОУ детский сад № 3 с. Серафимовский средняя группа.
На основании выбранного проекта мною были поставлены цели:
- приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народов Башкортостана;
- воспитание толерантного отношения к другому народу.
Задачи:
- Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
- Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
- Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
- Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
- Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Формы и методы работы:
- непосредственная образовательная деятельность.
- совместная работа.
- самостоятельная деятельность.
- взаимодействие с родителями..
Принципы реализации проекта:
- актуальность;
- системность;
- доступность; наглядность
Этапы реализации проекта:
На подготовительном этапе реализации проекта я провела сбор информации по теме, обогатила развивающую среду в группе, составила тематическое планирование мероприятий.
На основном этапе реализации проекта - осуществляла деятельность в соответствии с тематическим планированием, повышение обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в учреждении, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, осуществление контроля над реализацией проекта.
На заключительном этапе реализации проекта - презентавала работу по проекту.
Проект по ознакомлению детей с башкирским народом я начала с создания развивающей среды. В книжном уголке имеется подборка детской литературы и научно популярной по национально-региональному компоненту: русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации, аудио, видео - записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского народа.
В познавательном уголке имеется юрта.
В учебной зоне представлены иллюстрации костюмов башкир, русских, плоскостные и объёмные макеты жилища, сделанные руками детей и взрослых. Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа.
Создана картотека национальных игр.
В работе с детьми используем книгу «Детские народные подвижные игры (под ред. А.В. Кинеман, Т.И. Осокиной). Помимо создания развивающей среды я создала перспективный план работы, который включает следующее:
- тема занятия
- задачи
- мероприятия
- работа с родителями
Итогом моей работы стало интегрированное занятие «Моя республика».
Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаю у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческие способности.
Я очень надеюсь, что полученные знания , оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.
План реализации проекта
д/н | Образовательные области по ФГОС | Образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД |
понедельник | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие. | Интегрированное занятие по ознакомлению детей с национальной культурой башкирского народа. ( | - Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан» - Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»; - Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин. - Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента»; - Музыка «Процветай, Родина моя! », |
вторник | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | Занятие по ФЦКМ «Цвети мой край Башкортостан» | - Беседы: «Флаг Башкортостана»; «Мой родной край»; - Рассматривание иллюстраций: «национальные блюда башкир»; «Герб Башкортостана»; - Рисование «Флаг России»; - Чтение башкирской сказки «Падчерица» А.Платонов; - п/и: «Белые медведи». |
среда | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | Занятие по аппликации «Башкирский флаг» | - Беседы: «Где мы живём?»; «Национальные блюда». - Лепка «Чак-чак» - Дидактическая игра «Сложи башкирский узор»; - Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята»; - Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ». |
четверг | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | Чтение башкирской сказки «Лиса сирота» | - Беседа: «Что мы знаем о Башкортостане»; - д/и: «Найди среди гербов разных областей и республик герб Башкортостана», «Сложи флаг России»; - п/и: «Хитрая лиса»; - рисование «Башкирский флаг». |
пятница | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
| - Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»; - п/и: «Белые медведи»; - дидактическая игра «Орнамент»; - Беседа: ««Цвети мой край родной»; - Беседы: «Башкирская пчела». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою ...
: Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
http://: Помочь детям войти в мир быта и традиции башкирской культуры. Дать понятие как "кочевой народ" и "оседлый народ" с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала....
Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...
Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.
. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...
Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".
Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....
Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа. Из опыта работы воспитателя
Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа...