Педагогический проект «Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»
проект (средняя группа)

Закирова Наиля Садрисламовна

Ребёнок – будущий полноправный член  социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность  и поведение. В условиях возрождения  России возникает потребность  в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема  освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей  традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной  культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание  исследователей.

Таким образом, обращенность образования к культуре – это  поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как  сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей я определяю приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается мною  не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:

  • педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;
  • дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
  • усвоение знаний о крае и традициях народов населяющих Башкортостан у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»

Ребёнок – будущий полноправный член  социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность  и поведение. В условиях возрождения  России возникает потребность  в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема  освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей  традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной  культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание  исследователей.

Таким образом, обращенность образования к культуре – это  поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как  сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей я определяю приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается мною  не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:

  • педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;
  • дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
  • усвоение знаний о крае и традициях народов населяющих Башкортостан у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Гипотеза  моего проекта такова: я предполагаю ,  что следующие педагогические условия являются эффективными для развития интереса к культуре и традициям башкирского народа:

  • создание развивающей среды;
  • проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
  • привлечение к данной теме родителей.

Предмет исследования – процесс формирования интереса у детей с культурой и традициями башкирского народа.

Объект исследования – процесс формирования у детей интереса при ознакомлении с культурой и традициями башкирского народа

База исследования - МБДОУ детский сад № 3 с. Серафимовский средняя группа.

На основании выбранного проекта мною были поставлены цели:

  • приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народов  Башкортостана;
  • воспитание толерантного отношения к другому народу.

Задачи:

  1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
  2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
  3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
  4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
  5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы:

  1. непосредственная образовательная деятельность.
  2. совместная работа.
  3. самостоятельная деятельность.
  4. взаимодействие с родителями..

Принципы реализации проекта:

  • актуальность;
  • системность;
  • доступность; наглядность

Этапы реализации проекта:

На подготовительном этапе  реализации проекта  я провела сбор информации по теме, обогатила развивающую  среду в группе, составила  тематическое планирование мероприятий.

На основном этапе реализации проекта - осуществляла деятельность в соответствии с тематическим планированием, повышение обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в учреждении, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, осуществление контроля над реализацией проекта.

На  заключительном этапе реализации проекта  - презентавала  работу по проекту.

Проект по ознакомлению детей с башкирским народом я начала с создания развивающей среды. В книжном уголке имеется подборка детской литературы и научно популярной по национально-региональному компоненту: русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации, аудио, видео - записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского народа.

В познавательном уголке имеется юрта.

В учебной зоне представлены иллюстрации костюмов башкир, русских, плоскостные и объёмные макеты жилища, сделанные руками детей и взрослых. Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа.

Создана картотека национальных игр.

В работе с детьми используем книгу «Детские народные подвижные игры (под ред. А.В. Кинеман, Т.И. Осокиной). Помимо создания развивающей среды я создала перспективный план работы, который включает следующее:

  • тема занятия
  • задачи
  • мероприятия
  • работа с родителями

Итогом моей  работы стало интегрированное занятие «Моя республика».

Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаю  у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческие способности.

Я очень надеюсь, что полученные знания , оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.


План реализации проекта

д/н

Образовательные области по ФГОС

Образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД

понедельник

Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с национальной культурой башкирского народа. (

- Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан»

- Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;

- Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин.

- Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента»;

- Музыка «Процветай, Родина моя! »,

вторник

Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Занятие по ФЦКМ «Цвети мой край Башкортостан»

- Беседы: «Флаг Башкортостана»; «Мой родной край»;

- Рассматривание иллюстраций: «национальные блюда башкир»; «Герб Башкортостана»;

- Рисование «Флаг России»;

- Чтение башкирской сказки «Падчерица» А.Платонов;

- п/и: «Белые медведи».

среда

Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Занятие по аппликации «Башкирский флаг»

- Беседы: «Где мы живём?»; «Национальные блюда».

- Лепка «Чак-чак»

- Дидактическая игра «Сложи башкирский узор»;

- Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята»;

- Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ».

четверг

Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»

- Беседа: «Что мы знаем о Башкортостане»;

- д/и: «Найди среди гербов разных областей и республик герб Башкортостана», «Сложи флаг России»;

- п/и: «Хитрая лиса»;

- рисование «Башкирский флаг».

пятница

Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

  • рисование – «Башкирский орнамент»;

- Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»;

- п/и: «Белые медведи»;

- дидактическая игра «Орнамент»;

- Беседа: ««Цвети мой край родной»;

- Беседы: «Башкирская пчела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою ...

: Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

http://: Помочь детям войти в мир быта и традиции башкирской культуры. Дать понятие как "кочевой народ" и "оседлый народ" с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала....

Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...

Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...

Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".

Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....

Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа. Из опыта работы воспитателя

Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа...