Доклад «Создание условий для овладения детьми элементами этнонациональной культуры средствами разнообразной детской деятельности»
материал

Павличенко Ольга Владимировна

В настоящее время особенноо быстро стало забываться прошлое историческое наследие, стираются из памяти все представления о быте, о жизни наших предков. А ведь бережное отношение к прошлому любого народа - не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на семинар19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Создание условий для овладения детьми элементами этнонациональной культуры средствами разнообразной детской деятельности»

 «Ребенок является будущим полноправным членом социума,

ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и

передавать дальше культурное наследие этноса»

Д.С. Лихачев

 В настоящее время особенно быстро стало забываться прошлое историческое наследие, стираются из памяти все представления о быте, о жизни наших предков. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, красочные национальные костюмы, своеобразие национальных орнаментов. А ведь бережное отношение к прошлому любого народа – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности.

 Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отраженно в государственных документах: «В законе об образовании», в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Которые нацеливают на приобщение детей к человеческим ценностям, к народной культуре. Они являются средством формирования у детей патриотических чувств и духовности.

Основная образовательная программа ДОУ обеспечивает построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Оно осуществляется во взаимосвязи и интеграции, учитываются возрастные особенности детей, виды деятельности и формы работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие реализуется через экскурсии в историко-краеведческий музей, библиотеку, детскую школу искусств, центр дополнительного образования детей. Ребята проникаются рассказами о народных обычаях и традициях.

В физическом развитии воспитываем и развиваем эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные национальные игры и забавы. Для ознакомления с национальными подвижными играми созданы картотеки. Во время знакомства дети узнают, в какие национальные игры играли наши предки.

В познавательном и речевом развитии приобщаем детей к истории родного края. Формируем представления о традиционной культуре через ознакомление с природой. Так как мы живем рядом с реками Пасол и Обь воспитываем у детей бережное отношение к водоёмам. Используем технологию Лэпбук. С помощью, которой дети могут самостоятельно узнавать о видах рыб местных рек, их строении. И о тех редких рыбах, которые занесены в красную книгу. Все это сопровождается стихами, загадками, скороговорками и т.д.

Для развития речи во всех группах созданы картотеки потешек, закличек, считалок, небылиц, колыбельных песен. Дети чувствуют интерес к родному слову, а через него к культуре своего народа.  

 В художественно-эстетическом развитии формируем практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. В группах созданы альбомы с образцами декоративно-прикладного искусства. Организуются выставки поделок и экспонатов.

На занятиях музыки приобщаем детей к народным песням, музыкальным играм, разучиваем народные танцы. Сегодня вы увидите музыкально-театральную постановку «Волк и семеро козлят да на новый лад» в которой используется русский народный фольклор.

Предметно-развивающая среда групп содержит этнокультурные уголки. В них размещены куклы в национальных костюмах, книги с народными сказками, образцы декоративно-прикладного искусства, различные макеты. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет детям самостоятельно знакомиться с материалами. Совместно с родителями регулярно пополняется и обновляется их содержание.

В тесном сотрудничестве с родителями реализуются различные проекты: «Моя родословная», «Традиции моего народа», «Сказки народов Севера», «Русская изба» и другие.  Родители с удовольствием принимают участие в детско-родительских проектах, им очень интересно окунуться в прошлое. Удачный творческий опыт родителей и воспитателей поощряем и широко используем в дальнейшей работе при проведении народных праздников.

Таким образом, создание условий для успешного овладения этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности детей дошкольного возраста влияет на успешное овладение этнокультурными ценностями, формирование патриотических чувств и духовно-нравственного развития.

«Воспитание любви к родному краю, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»

Д.С. Лихачёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга»

доклад на тему "Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга"...

«Создание условий для овладения различными формами общения, поддержки творческой инициативы посредствам игровой и театрализованной деятельности» Апрель 2018

laquo;Создание условий для овладения различными формами общения, поддержки творческой инициативы посредствам игровой и театрализованной деятельности» Апрель 2018...

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время особенно быстро стало забываться прошлое историческое наследие, стираются из памяти все представления о быте, о жизни наших предков. Забыв...

«Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста посредством разнообразной детской деятельности» «Путешествие в страну Экономика»

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной жизни общества....

Доклад "Создание условий для трудовой деятельности дошкольников"

Методы и виды трудовой деятельности в ДОУ....