«Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга»
статья (старшая группа) на тему
доклад на тему "Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.odt | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Создание условий для формирования
ценностных ориентаций
патриотического воспитания
средствами многополярной традиционной
культуры Санкт-Петербурга»
Воспитатели: Бондарь А.П.
Седляр С.А.
Группа №4
В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности. Современные подходы к воспитанию ориентированы на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, удовлетворение интересов личности, адаптацию новых поколений к социокультурным изменениям. Наиболее значимым механизмом такой адаптации является система воспитания, обеспечивающая необходимую передачу ценностей, принятых в обществе.
Наша работа по патриотическому воспитанию началась с создания в группе тёплой, уютной, дружелюбной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, своей улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет строиться более высокое чувство – чувство любви к своему городу и к своей Родине. Прежде всего, нами были определены цели и задачи.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций
патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга в процессе дошкольного образования и воспитания.
Задачи:
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране.
3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
4. Развивать бережное отношение к городу, природе.
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
В нашей работе мы придерживаемся моделей введения компонентов патриотического воспитания в содержание образования дошкольников:
1 модель – образовательная, предполагает изучение дошкольниками истории и культуры семьи, детского сада, района, города, страны.
2 модель- дополняющая модель, представляет собой реализацию патриотического воспитания в ходе свободной деятельности детей: организация и проведение развлечений, игр патриотического содержания, посещение музеев, выставок, фольклорных концертов с участием родителей.
3 модель: межпредметная модель, включает компонент патриотического воспитания в содержание образования путем распределения соответствующего материала по всем видам деятельности.
4 модель: практико-ориентированная модель, дополняет образовательную модель и ориентирована на развитие коммуникативных способностей. Этой цели служат различные ролевые игры, упражнения, разыгрывание различных ситуаций, игры - драматизации. Направленные на межличностное общение, преодоление конфликтных ситуаций, способность контролировать свои желания.
Нами разработана траектория формирования патриотического воспитания дошкольников, состоящая из шести блоков: «Я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой район», «Мой город», «Моя страна»
Именно с блока «Я» была начата наша работа. С самого рождения ребёнок начинает познавать себя, рассматривая части своего тела, лица. Поэтому в первом блоке формируется познание ребёнком самого себя, как личности, не похожего на других сверстников, со своим кругом образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются или становятся близкими и незаменимыми. Что касается работы по блоку «Моя семья», то на наш взгляд, необходимым условием патриотического воспитания является работа с родителями. Их также необходимо заинтересовать, увлечь детей историей своей семьи путём красивого рассказа о происхождении фамилии, о существующих семейных обычаях и традициях. На начальном этапе работы мы проводили исследование семьи путём использования различных тестов, анкетирование и другие методы. Учитывая современные требования к системе образования, мы попытались найти возможность повышения эффективности и результативности работы с родителями. Была создана активная группа родителей. В результате этой работы наблюдается повышение активности родителей и их подготовленности. Родители стали чаще общаться друг с другом, участвовать в жизни детского сада, а главное, в жизни своих детей. Если рассматривать основные направления нашей работы по блоку «Мой детский сад». Необходимой и важной оказалась работа по подготовке к праздникам, участию в выставках, посещению библиотеки. Такая деятельность объединяет, способствует воспитанию дружеских чувств, взаимопомощи, коллективизма. Ребята стали более сплочёнными, более внимательными друг к другу. Для работы по формированию патриотизма у дошкольников мы используем разнообразные формы организации занятий: беседы, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеоматериалов, устроение театрализованных представлений и проведение занятий. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. В начале учебного года мы провели среди детей мониторинг этносоциальной ситуации в детском саду, который содержал вопросы о дружбе между людьми разных национальностей.
Блок «Мой район»
О своей Родине должен знать каждый! Поэтому начальным этапом формирования у детей любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своём районе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений с миром его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Проводя знакомство детей с родным районом, его достопримечательностями, мы учили их осознавать себя живущими в определённый временной период и в то же время приобщаться к богатству национальной культуры. Каждый момент ознакомления детей с родным районом был пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику.
Блок « Мой город»
Цель этого блока - познакомить детей с традиционной культурой Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург обладает значительным историко-культурным наследием для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания. Высокая привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей 18-19 веков сохранился в практически неизменном виде. Санкт-Петербург сегодня превратился в уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий. В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. В городе - 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных. Несмотря на экономическую нестабильность 90-х годов в Санкт-Петербурге не только не закрылся ни один музей или театр, а появились новые, так например, музей хлеба, частный музей кукол (открыт в 1999 году) - третий по счету музей такого типа в России, здесь представлены коллекции из болеечем 2000 кукол. Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности. Богата и разнообразна событиями музыкальная жизнь Санкт-Петербурга. Ежегодно в городе проходит более 100 фестивалей культуры и искусств. Появляются новые традиции - ежегодные городские карнавалы. Особое место в программе событий культурной жизни Санкт-Петербурга занимают балетные представления. Петербургская школа балета по достоинству считается одной из лучших в мире. Традиции русской классической школы передаются из поколения в поколение выдающимися педагогами. Постоянное расширение объектов Всемирного культурного наследия, интенсивное расширение спектра предлагаемых объектов показа, насыщенность событийного календаря культурной жизни - все это - позволило Санкт-Петербургу войти в ряд ведущих мировых центров культуры.
Методы и средства, используемые нами:
1 Художественная литература:
Книги про Санкт-петербург, книги о российских императорах, книга «Здравствуй. Нева», поэма «Санкт-Петербург», «Мосты повисли над водами», «Летний сад», «Зимняя канавка» и многие другие.
2. Иллюстративно-познавательные материалы: игры - «Наш город» ( узнай картинку по ее части», пазлы с СПБ, игра - «История России до 1917в», Петербургские задачи для малышей, игра-лото «История СПБ», игра «Расскажи про свой город», лото «Прогулка по городу», игры на фланелеграфе, дидактическая игра «строим город», даипроектор с диафильмами о Спб.
4. Окружающая обстановка: петербургский уголок, где подобраны игры, альбомы, иллюстрации, пазлы с видами Петербурга, о которых говорилось выше.
5.Беседы – патриотические беседы о СПб
6.Установлены связи с культурными учреждениями нашего города — библиотеками, школами, детской филармонией с целью совместного сотрудничества, регулярно в детском саду проводятся концерты детской филармонии, показ кукольных спектаклей.
7. Часто привлекаются родители к организации и проведению праздников, конкурсов, досугов и совместных экскурсий, в том числе в библиотеку
8. В работе с родителями используются интрнет-ресурсы — на основном сайте детского сада и на страничках групп выкладывается для родителей информацию о том, куда можно сходить в городе с ребенком в свободное время.
Рекомендации по тому, на что обратить внимание детей в том или ином месте в городе.
В результате проводимой работы мы можем наблюдать следующие качества — дети гордятся своим городом и любят его, интересуются историей и событиями современности, повысился познавательный интерес к городу, у детей укрепляется гражданская позиция я-петербуржец, повысилась культура поведения петербуржца и общения со сверстниками и взрослыми, дети стремятся к бережному отношению достопримечательностей, культурным ценностям города, осознают ценность памятников искусства и культуры , дети лучше ориентируются в городском пространстве и пространстве ближайшего окружения, стали более наблюдательны, развито творческое воображение, дети стали отзывчивы к другим людям, с уважением относятся к традициям своей родины и традициям других народов.
Блок «Моя страна»
Цель этих блока – знакомить детей с жизнью наших предков, дать представление о размерах нашей Родины и её природных богатствах: реках, горах, лесах, её флоре и фауне.
Дети нашей старшей группы с большим интересом воспринимают исторические сведения. На занятиях по такой сложной и серьёзной теме, как «Российская символика» мы знакомили детей сначала с историей флага, а после этого дети, на занятиях по продуктивной деятельности самостоятельно изготавливали флаги, используя разноцветный пластилин, изготавливали «голубя мира» , используя подручный материал, цветную и клейкую бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Статья о личном участие педагога Сафроновой М.А .Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детей.ОД ГБОУ СОШ №574 Невского района Санкт-Петербурга
Статья разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования.ОД ГБОУ №574...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга...
Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).
Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чт...
Описание условий ГБДОУ детский сад №26 Калининского района Санкт-Петербурга (далее ДОУ).
ДОУ реализует основную общеобразовательную примерную программу дошкольного образования ГБДОУ детский сад №26 Калининского района Санкт-Петербурга. ДОУ реализует свою деятельность в соответствии с Конс...